«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
статья по развитию речи (средняя группа)

Жижёнкова Наталья Александровна

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

В. А. Сухомлинский

 

    Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

     Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

   В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место.  Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра несомненно оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать именно в процессе игры идет развитие речи детей.

  Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.

    В настоящее время проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

       В работе с детьми, образовательный процесс необходимо строить так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организуя взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование различных игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.

   К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.        

     Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как мы научим детей внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлечённость в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение.

   Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая таким образом новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного – это наша прямая задача.

 В нашем детском саду созданы все необходимые условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.

 В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.

В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.

Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

В работе использую дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись»,  « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.

Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».

Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».

  Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные и познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес.  Сюжетно ролевые игры такие как: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

  Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни.

   Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.

Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности мы стараемся уделять должное  значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с правилами этикета, обрядами, традициями.

Родители  принимают активное участие  в жизни группы. В работе с родителями по познавательному развитию нами используются традиционные и нетрадиционные формы работы, такие как: беседа, родительские собрания, консультации, выставки, фотовыставки, выставки детских работ, участие в конкурсах разного уровня.

    Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, речевого развития, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки.

 Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

     Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…».

 Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_metod_obedineniyu_1.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

«МКУ «ЦИМОМОУ»

Лямбирского муниципального района РМ

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на методическом объединении педагогов Лямбирского муниципального района по теме:

«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Подготовила:

Жижёнкова Н.А.-

Воспитатель МБДОУ

Атемарский детский сад № 1

«Теремок»

2020 г.

                                «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

В. А. Сухомлинский

 

    Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. 

     Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

   В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место.  Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра несомненно оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать именно в процессе игры идет развитие речи детей.

  Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.

    В настоящее время проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

       В работе с детьми, образовательный процесс необходимо строить так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организуя взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование различных игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.

   К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.        

     Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как мы научим детей внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлечённость в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение.

   Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая таким образом новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного – это наша прямая задача.

 В нашем детском саду созданы все необходимые условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.

 В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.

В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.

Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

В работе использую дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись»,  « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.

Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».

Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».

  Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные и познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес.  Сюжетно ролевые игры такие как: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д. 

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

  Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни. 

   Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.

Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности мы стараемся уделять должное  значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с правилами этикета, обрядами, традициями.

Родители  принимают активное участие  в жизни группы. В работе с родителями по познавательному развитию нами используются традиционные и нетрадиционные формы работы, такие как: беседа, родительские собрания, консультации, выставки, фотовыставки, выставки детских работ, участие в конкурсах разного уровня.

    Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, речевого развития, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки.

 Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

     Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…».

 Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Список используемой литературы:

  1. А.А. Гилева «Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007
  2. А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. М. Наука, 2002
  3. А.К.Бондаренко «Дидактическая игра в детском саду» Инфра-М, 2001
  4. А.С.Дьяченко. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. Дошкольное развитие. 2008. №4
  5. З.М.Богуславская«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Инфра – М, 2001
  6. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск. Беларусь, 2006.
  7. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. «Умственное развитие детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 2004.
  8. Н. Я.Михайленко, Н.А.Короткова, 2015. Как играть с ребенком. 4-е изд. М.: Линка-Пресс, 176 с.
  9.  Т. Н.Рыжкова «Учимся играя». Дошкольное развитие. 2004, №2 7.А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателей. М. Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар­ным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности»

Данный материал описывает о том, что через познавательную деятельность происходит развитие связной речи....

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности".

Данный материал описывает о том, что через познавательную деятельность происходит развитие связной речи....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

laquo;Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений...