"Хлеб блокадного города"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Гагаринова Татьяна Олеговна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vov_1941.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОВ 1941–1945 г.» «Блокада Ленинграда» «Хлеб блокадного города»

 

1 слайд

Скоро наступит 9 мая.

-Какой праздник мы отмечаем в этот день? (ответы детей)

2 слайд

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. (музыка)

3 слайд

И сегодня я вам расскажу о блокаде города Ленинграда, который сейчас называется Санкт-Петербург и стоит на берегах реки Невы.

Блокада – это, когда враги окружают город со всех сторон, т. е. город попадает в кольцо, и ни в город, ни из города нельзя, ни въехать, ни выехать.

Враги не только лишили Ленинградцев пропитания, но ещё обстреливали и бомбили город. Не было воды, отопления, электричества.

4 слайд

- Но Ленинградцы боролись за свою свободу всеми силами. Наступила первая блокадная зима, в этот год неожиданно суровая и морозная, с ледяными ветрами.

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие, нещадно дымящие железные печки. Но тепла все равно не хватало. Было очень холодно. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал снег.

5 слайд

- За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям.

6 слайд

- Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод.

Больших запасов продовольствия в городе не было, а ещё фашистам удалось разбомбить продовольственные связи. Еды не хватало. Были введены продовольственные карточки.

7 слайд

Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.

Рабочие получали 250 г. хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Конечно, этого не хватало.

8-9 слайд

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли траву лебеду и даже бумагу и опилки.

10 слайд

Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дома.

11 слайд

Во время блокады вся страна сочувствовала Ленинградцам. Но помочь им не было возможности. Фашисты не давали приблизиться к городу. Единственная лазейка была у наших воинов – Ладожское озеро. Враги не сумели полностью захватить его – осталась узкая полоска воды.

12-14 слайд

Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса.

13 ноября 1941года по ней отправился, спешно собранный конно - транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти». Но первые десятки тонн муки были доставлены голодающему городу, и позже появилось другое название - «Дорога жизни». Т. к. доставленная мука спасла многим Ленинградцам жизнь.

Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали и добавляли в блокадный хлеб.

15-19 слайд

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

20 слайд

И даже устраивать праздники детям…

Со всех сторон огромной страны люди посылали в Ленинград подарки. Да только нелегко было доставить этот груз. И сейчас я прочту вам рассказ об одном из многих героев, которые рискуя своей жизнью, доставляли ценный груз в Ленинград.

21 слайд

Рассказ о Максиме Емельяновиче Твердохлебе.

1 января 1942 года в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах…

В конце праздника им дали настоящий обед. На первое был суп, и в нем плавала лапша. На второе – гречневая каша с настоящей котлеткой. А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому – по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь.

Максим Твердохлеб тоже не знал про Алешу, но каждую минуту жизни он помнил, что в родном городе умирают от голода люди. Он возил хлеб по Ладожскому озеру. Максим Твердохлеб водил машину без сна уже третьи сутки. 31 декабря на складе продуктов ему сказали:

- Особой важности груз доверяем вам. Вот фанерные ящики и на каждом написано«Детям героического Ленинграда». Это мандарины из Грузии, для новогодних праздников детям. Берегите их изо всех сил.

Машина, идущая среди ровных белых льдов, видна издалека. Фашистские истребители, заметив машину, стали пикировать на нее. В таких случаях шоферы выскакивали из машины и прятались в сугроб – лишь бы живым остаться. Машину можно починить, а за грузом на другой день кто-нибудь приедет.

Но Твердрхлеб вез мандарины. Их нельзя морозить, их надо быстрей везти ленинградским детям. И Максим Емельянович продолжал борьбу с фашистскими самолетами. Бросал машину то вправо, то влево. Внезапно останавливал ее, снова мчался вперед. Пулеметная очередь пробила кабину, другая – разбила переднее стекло, третья – отколола кусок от руля. Кровь заливала лицо шофера, были поранены руки, но машины продолжала идти. Наконец фашисты улетели.

Когда шофер Твердохлеб довез мандарины до места, он не мог сразу разжать руки. Так крепко он сжимал остаток изломанного руля. Друзья вынесли его из кабины и перевязали. Сорок девять пробоин насчитали они в машине. И в мандарине Алеши Пахомова тоже была пробоина от фашистской пули.

Вопросы:

1. Какой праздник отмечали дети?

2. А почему дети не плясали под музыку, а только тихо хлопали в ладоши? (не было сил от голода)

3. Чем питались дети во время блокады? (маленький кусочек хлеба, в который добавляли опилки, траву, бумагу)

4. Как назывался этот хлеб(блокадный)

5. Можно ли было насытиться этим хлебом?

6. Что привёз Максим Т. К празднику детям?

7. Какой мандарин попался Алёше? (с дыркой от пули)

Это значит, что люди, которые везли продукты в блокадный город, могли погибнуть сами. Но, не смотря ни на что, они стремились помочь Ленинградцам.

22-23 слайд.

После долгой зимы пришла весна. Голодные люди съедали зеленые листочки с деревьев. Ленинградцы превращали городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода.

24 слайд

Только через два с половиной года (900 дней) Ленинград был освобождён от вражеской блокады. Очень много Ленинградцев погибли в блокадном городе от голода, холода и вражеских обстрелов. Но Ленинградцы не сдались врагу, выстояли, не смотря на все трудности и опасности.

И этот подвиг мы никогда не забудем.

25 - 29слайд

В память о подвиге жителей блокадного города, в Ленинграде организованы музеи и установлены памятники

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

30 слайд «Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.

31 слайд «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.

32 слайд «Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

33 слайд

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

Валерий Куроленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием презентации «Хлеб блокадного города»

Конспект занятия с использованием презентации «Хлеб блокадного города»...

" Великая Отечественная война 1941-1945г." " Блокада Ленинграда" Тема:" Хлеб блокадного города".

Образовательная область ФГОС: " Социально-коммуникативное развитие" "Познавательное развитие"...

Стать «Хлеб блокадного города». Подготовительная группа

27 января в рамках Всероссийской Акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми подготовительной группы  детского сада №32 «Росинка», воспитателем Янкевич Ириной Николаевной и муз...

Беседа «Хлеб блокадного города Ленинграда»

laquo;Хлеб блокадного города Ленинграда»Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах ...

Конспект занятия"Блокадный хлеб" с использованием презентации «Хлеб блокадного города»

Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»....

презентация "Хлеб блокадного города".

презентация к занятию "Блокадный хлеб"....