Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Лиса и петух
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сазонова Анна Николаевна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи
у детей 5-7 лет
посредством использования карт В.Я. Проппа

Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и петух»  с помощью карт Проппа и дидактического пособия «Сказочный поезд».

Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием технологии «Карты В.Я. Проппа»

Задачи

1. Формировать умение пересказывать сказку «Лиса и петух» с помощью карт В.Я. Проппа;

2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повествование, концовка);

3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев;

4.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

Подготовительная работа: чтение сказок «Крошечка-Хаврошечка», «По щучьему веленью», беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа.

Оборудование: карты Проппа, Сказочный поезд, Вокзал Проппа, дидактическая  игра «Собери героев сказки» (разрезные картинки), Сл/ игра «Продолжи предложение», книга с картинками  и раскраски «Лиса и петух».

Ход занятия:

Организационный момент

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Посмотрите на гостей, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Ребята, а у нас в гостях сегодня еще одна гостья.

Вы хотите узнать кто это? Ну, тогда присаживайтесь.

1. Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки. Вы меня узнали? (Ответы детей)

Да, я сказочница. К вам в гости пришла, снова сказку принесла.

Я знаю, что вы очень любите сказки. Вы знаете, кто пишите сказки? (писатель сказочники).

2.Ребята, а скажите:

- Что такое сказка? ( Сказка-это волшебство, чудо.Это то, чего не бывает на самом деле)

- Какие части есть в любой сказке?

зачин, приключения героев - повествование, волшебные предметы, превращения и концовка).

-Совершено, верно, в каждой сказке есть три части. Зачин, сюжет (повествование)  и концовка.

Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите.

Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке.

- С каких слов может начинаться сказка?

(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)

Зачин:

"Жили-….были",

"В некотором царстве,…….в некотором государстве",

"За тридевять земель,…….. в тридевятом царстве".

" Однажды…..в далекие времена".

- А какими словами может заканчиваться сказка?

Концовка:

"Жили они долго ……………. и счастливо"

"И стали они жить-поживать, ………..да добра наживать",

"И я там был, мед, пиво пил,………. да усы лишь обмочил".

«Вот вам сказка …………..а мне баранок связка.

«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец.

- Какое главное условие сказки? ( там добро побеждает зло)

(Обращаю внимание детей на книжный уголок)

- А где в вашей группе живут сказки? («Уголок книги»)

Посмотрите в вашем «Уголке книги» поселились новая сказка.

Читайте её с удовольствием. А мне пора.

Воспитатель: Как интересно (берет книгу с полки)

Давайте посмотрим, какая сказка к нам пришла в этот раз (открывает книгу, а из неё выпадают персонажи сказки «разрезные картинки).

-Ой, ребята из книжки выпали герои и распались на части.

- Как же мы теперь узнаем, какая сказка пришла к нам в гости? (предположения детей)

- А давайте разделимся на пары, соберем героев и узнаем, что это за сказка? (Дети собирают в парах героев сказки).

Д\игра « Собери героя сказки»

После того, как собраны и названы герои, разрезная картинка заменяется целой. Картинки выставляются на доске.

- Ребята вы узнали, из какой сказки пришли к нам герои?

(дети отвечают полным предложением : Сказка называется «Лиса и петух»).

- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? (Ответы детей)

- Ну, тогда устраивайтесь по удобней и слушайте сказку.

- Я буду вам рассказывать сказку и выкладывать карты, которые помогутвам эту сказку запомнить. А вы слушайте и запоминайте.

Чтение сказки и сопровождениеего выкладыванием карт Проппа по сюжету.

Беседа по содержанию.

  1. С каких слов начинается эта сказка? (карта жили-были)
  2. Что велел кот петушку? (карта запрет)
  3. Что произошло, когда кот ушел из дома? (карта герой покидает дом)
  4. Почему петушок поверил лисе? (карта нарушение запрета)
  5. Как поступила лиса? (карта враг начинает действовать)
  6. Кто выручил петушка? (карта герой вступает в борьбу с врагом)
  7. Что случилось с лисой? (карта враг оказывается поверженным)
  8. Как закончилась эта сказка? (карта счастливый конец)
  9. Чему учит нас эта сказка? (карта мораль)

Физминутка «Кот, лиса и петух» (см. картотеку пальчиковых игры по русским народным сказкам)

Повторное рассказывание сказки с установкой на пересказ.

Сейчас я расскажу эту сказку вам ещё раз, а вы внимательно слушайте.

А затем попробуете ее рассказать.

После рассказа воспитателя, карты убираются. Дети выходят по очереди и заполняют окна вагончиков Сказочного поезда картами Проппа, которые необходимы для пересказа этой сказки (дети могут выходить парами, один будет находить нужную карту, а другой вставлять ее в окошко паровоза – для поддержки, эмоциональной разрядки, спокойствия).

Рефлексия.

Как вы считаете, мы стали сказочниками?

Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)

Предлагаю новую книжку «Лиса и петух» поселить в нашем «Уголке книги».

Сказочница передала вам в подарок раскраски, которые вы можете раскрасить прямо сейчас.

И я думаю, что она еще не раз к нам придет с новой интересной сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад

Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...

Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...