Презентация к выступлению на семинаре для педагогов в рамках методической недели "Развитие речи дошкольников"
презентация по развитию речи

Родионова Елена Витальевна

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка

Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления

Богатый словарный запас способствует формированию хорошо развитой речи.

Для развития словарного запаса у детей, им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор.

Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование словаря дошкольников Методы, технологии, формы работы Подготовила: воспитатель Родионова Е.В. г.Балашиха 2018

Слайд 2

Актуальность задачи формирования словаря дошкольников 2 Источник : Л. С. Рубинштейн «Основы общей психологии», 4-ое издание, 1998 год Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления Богатый словарный запас способствует формированию хорошо развитой речи « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л. С. Выготский Результаты научных исследований словарного запаса дошкольника

Слайд 3

3 Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок понимает, но еще самостоятельно не употребляет в речи. Активный словарный запас – это те слова, которыми ребенок активно пользуется в своей речи. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Слайд 4

4 Для развития словарного запаса у детей, им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор. Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания. Нужно задавать ребенку вопросы, мотивировать его на составление более сложных синтаксических конструкций, которые потребуют от ребенка знания все новых и новых слов.

Слайд 5

Задачи словарной работы с дошкольниками 5 Количественное увеличение словарного запаса, необходимого для содержательного общения Освоение социально закреплённого содержания слов овладение значением слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающего мира освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков объектов и явлений формирование образного строя речи и умения им пользоваться Активизация словаря, то есть обеспечение не только знания ребёнком слов, но и навыка их регулярного употребления в различных условиях Устранение из речи дошкольников нелитературных слов

Слайд 6

Три направления словарной работы 1 ) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. 6

Слайд 7

Практические методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста 7 Методы Методы накопления содержания детской речи непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-видеофильмов , просмотр телепередач. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения (игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные, словесные игры. Метод обучения – действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому Приём обучения – вариант применения метода обучения, привносящий в основное действие, составляющее сам метод, побочных действий, предопределённых характером учебного дидактического материала

Слайд 8

Методические приёмы делятся на три основные группы 1. Словесные приёмы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос. 2. Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия. 3. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. 8

Слайд 9

Упражнения, расширяющие словарный запас 9 подбор эпитетов к предмету / узнавание по эпитетам предмета подбор к предмету действий (глаголов) подбор обстоятельств определение нюансов смысла слова (дом/домик/домище) вставление пропущенных слов составление предложений с определённым словом объяснение слов составление и отгадывание загадок классификация предметов подбор синонимов

Слайд 10

Игровые приёмы по формированию словаря дошкольника 10 Название Цель Содержание Посылка Расширение объёма словаря Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан Аналогии Активизация существительных с обобщающим значением Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик Скажи наоборот Расширение словаря антонимов Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова Назови другим словом Расширение словаря синонимов Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» Даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Ассоциации Развитие речевых ассоциаций Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Колючий». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (ёж), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; холодный - снег, высокий – человек, стеклянный – стакан Я собрал в огороде Расширение объёма словаря Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Слайд 11

Дидактические требования к занятиям по формированию словарного запаса дошкольников 11 предварительная подготовка к занятию соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей (на достаточном уровне трудности) воспитательный характер содержания материала, организации обучения, взаимодействия воспитателя с детьми эмоциональный характер занятия структура занятия в соответствии с его типом сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям связь занятия с последующей работой по развитию речи

Слайд 12

Современные технологии Синквейн Интеллект-карты ( мыслительные карты) Коллаж (разновидность мнемотаблиц) Кинезиология Биоэнергопластика 12

Слайд 13

Синквейн Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас, учит краткому пересказу и учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов . 13

Слайд 14

14 Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка - обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Слайд 15

1. Дом 2. Большой, красивый 3. Защищает, греет, бережёт 4. Нужен всегда всем людям 5. Здание 15

Слайд 16

Интеллект-карты Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Интеллектуальная карта – это метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушари й мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается. 16

Слайд 17

Правила составления интеллектуальных карт: 1 . В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ) 2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета 3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей 4. Добавляются символы и иллюстрации 5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами 6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом 7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы 8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально 17

Слайд 18

18

Слайд 19

Коллаж Коллаж- лист картона, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать Коллаж используется в различных направлениях по развитию связной речи детей: автоматизации звуков, развитии грамматического строя речи, совершенствовании звукового и слогового анализа и синтеза, развитии памяти и мышления, голоса и интонации, составлении предложений, рассказов , сказок. 19

Слайд 20

Задания для развития памяти и мышления назови животных, растений и т.д. назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т.д. назови все слова, кроме животных и т.д. назови новые (знакомые) для тебя слова 20

Слайд 21

21 Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются навыки поведения и нравственность. Роль слова как важнейшей единицы языка и речи и его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре для педагогов дошкольных учреждений ЗАТО Озерный На тему: Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.

Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравс...

Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»

Игра – это  способ осмысления  окружающего мира и своего места  в  нём, освоения, соответствующих  различным ситуациям,  моделей  поведения....

Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

laquo; Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».( А.С. Макаренко)Труд и способность к труду не дается...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»

Семинар проходит по сценарию деловой игры. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями для развития речи: мнемотаблицы, пальчиковые игры в воде, синквейн и др....

Выступление на семинаре "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

В сообщении представлена информация о системном подходе к воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников: задачи и способы их решения. А также представлен  перечень дефиниций, необходимый для п...