Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры "На поиски осьминожек" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Теличко Любовь Алексеевна

Интересное, увлекательное путешествие детей и воспитателя в подводный мир в поисках потерявшихся, непослушных детей осиминога. Необычные испытания, интересные задания,  возвращение потеряшек папе-осьминогу и конечно же призы победителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к НОДC:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_091651.jpg

Жил осьминог, со своей осьминожкою

И было у них осьминожков немножко.

 C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_091749.jpg

Проснувшись отец, загрустил, разрыдался,

Ведь он без детишек любимых остался.

Когда же мамочка от камбалы придёт,

А вдруг с детишками беда произойдёт!

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_091940.jpg

Как только будут отыскиваться беглецы, мы будем их возвращать папе.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_092618.jpg

Мы видим разных морских обитателей.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_145944.jpg

Конверты с заданиями поэтапно.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_161549.jpg

Речевая игра «Небылицы»

Воспитатель предлагает детям придумать небылицы про морских обитателей (не обязательно из представленных картинок). Для игры воспитатель заранее подготавливает таблицу с графами «кто? что?», «какой?», «что делает?», «где живёт?». Детям нужно называть слова, соответствующие вопросам в колонках таблицы, придерживаясь морской тематики, а воспитатель их быстро записывает. Затем составляются небылицы из слов, придуманных детьми.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_164444.jpg

Игра «Водоворот».

На полу по кругу разложены картинки-модели с заданиями.

Дети идут по кругу со словами:

Под водой широким кругом

Мчатся волны друг за другом.

Мчимся с ними мы и вот…

Сделался водоворот. Стоп!

Дети останавливаются, каждый ребёнок встаёт напротив пронумерованных карточек с заданиями или знаками вопроса (3 знака вопроса среди карточек-схем). Воспитатель даёт задание из карточек по нумерации, а дети стоящие напротив знака вопроса (3 ребёнка) отвечают. Затем цикл повторяется с проговариванием считалки. И так до конца игры.  

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191114_092121.jpg

Рефлексия.

Аквариум, в котором живут осьминожки двух цветов. Жёлтых зовут «хорошо», а красных – «отлично». Воспитатель предлагает выбрать того, которого дети, по их мнению, сегодня заработали, и разместить их в море.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры «На поиски осьминожек» в подготовительной к школе группе

Тема: «На поиски осьминожек».

Задачи.

Обогащать словарный запас детей по теме «Подводный мир».

Расширять представления детей о морском обитателе – дельфине: его среде обитания, повадках, строении.

Развивать речевое творчество, связную речь.

Совершенствовать звуковую аналитико-синтетическую активность, как предпосылку обучения грамоте.

Закреплять знания о безопасном поведении в быту, в природе.

Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями.

Развивать образное восприятие, творческое мышление, воображение.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, умение ждать, радоваться достигнутому результату.

Словарная работа: морское млекопитающее, водоём, щупальца, присоски, чешуя, жабры, челюсти, панцирь, плавники, дельфинарий, клюв, рОструм, дЫхало.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий с обитателями морских и пресноводных водоёмов, чтение энциклопедий об обитателях моря и их жизнедеятельности, демонстрация слайдов, презентации «Жизнь под водой».

Образовательные области. 

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Технология разработки квест-игры.

Используемые методы и приёмы.

 Игровые: создание игровой, воображаемой, проблемной ситуаций, загадывание и отгадывание загадок, поиск предметов, дидактические игры, юмор и шутка, элементы новизны, поощрение детей.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, картинок, предметов, предметно-схематические модели.

Словесные: рассказ педагога; беседа, анализ жизненной ситуации, вопросы.

Практические: поисковые действия, упражнения, моделирование.

Оборудование: семейная «фотография» осьминожек  со сменяемыми персонажами–осьминожками, иллюстрации морских обитателей,   5 конвертов с заданиями и осьминожками, пазл–дельфин,   игра «Водоворот» – карточки-модели с заданиями и тремя знаками вопроса (по количеству детей); часы песочные; макет морского аквариума, осьминожки из бумаги двух цветов: жёлтого и красного (по количеству детей), раскраски с морскими обитателями (по количеству детей).

Ход НОД в форме квест-игры

1. Организационный момент.

Воспитатель создаёт игровую ситуацию: показывает «семейную фотографию» Осьминожек, мотивирует детей к выполнению различных игровых заданий с целью помочь папе-осьминогу найти своих детей, маленьких осьминожек.

Детям предлагается послушать историю, которую воспитатель узнал сегодня из интернет новостей:

– Жил осьминог, с женой осьминожкою

С семью непоседами, детками-крошками.

(Показ семейной «фотографии» Осьминожек-иллюстрация морского дна, где на липучках размещены мама-осьминожка, папа-осьминог и семь маленьких осьминожков всех цветов радуги)

Детишки резвились, шалили, играли

В общем немало хлопот доставляли.

Но однажды камбала маму в гости позвала,

Чтобы с ней наедине поболтать на глубине.

Мама быстро собралась, мама рано поднялась,

(С семейного «фото» убирается мама-осьминожка)

А папа за детишками остался присмотреть,

Их надо было разбудить, умыть и покормить,

Ну и конечно же одеть.

Только мама за порог, малыши с кроватки скок,

Подушки хвать, игрушки хвать и давай воевать»,

А потом разбежались гулять…

Кто отправился в гости к морскому ежу,

Кто к ершу, кто к морскому коньку,

Кто к рыбе-игле, кто к рыбе-пиле…

В общем все разбежались к морским обитателям,

Или спрятались очень старательно.

(С семейного «фото» убираются один за одним все детки-осьминожки, а «фото» счастливого папы заменяется «фото», где он плачет, грустит)

Проснувшись отец, загрустил, разрыдался,

Ведь он без детишек любимых остался.

Когда же мамочка от камбалы придёт,

А вдруг с детишками беда произойдёт!

(На мольберте, вместо семейного «фото», размещается «фото» одного плачущего папы-осьминога, вокруг него на липучки в дальнейшем будут приклеиваться «фото» найденных осьминожек).  

-Правильно ли поступили осьминожки, разбежавшись? Что может с ними случиться?

-Что же делать, как помочь осьминогу?

(Дети предлагают оказать помощь папе-осьминогу, отыскать его любимых детей, но для этого нужно отправиться в подводный мир).

Воображаемая ситуация – перемещение в Подводное царство.

– Сейчас вы все закроете глаза, я произнесу заклинание, и мы все перенесёмся в Подводное царство. Согласны? (Ответы детей)

- Все мы глазки закрываем!

В мир подводный попадаем.

Сейчас начнутся чудеса -

Надо лишь открыть глаза.

2. Основная часть

- Ребята, где мы оказались?

Посмотрите, дно морское!

Красочное, голубое!

Камни серебром блестят

Красотой своей манят.

Ракушками ослепляют

Всех в своё царство приглашают!

Мы видим разных морских обитателей (в групповой комнате размещены иллюстрации с морскими обитателями). (Дружно решаем с детьми, что  можно узнать у подводных жителей, не видели ли они осьминожек. Предложить детям вспомнить, в каких сказках герои так же просили о помощи.)

Но давайте сразу договоримся, что подводный мир нам чужд, незнаком, он таит много опасностей, поэтому нам нужно держаться всем вместе. А то не только не поможем осьминогу-папе, но и сами в беду попадём.  

Как только будут отыскиваться беглецы, мы будем их возвращать папе. (Каждый раз, при нахождении осьминожек, мы будем возвращаться к мольберту с плачущим папой и приклеивать найденного беглеца (его «фото») на липучку, пока не соберём всех семерых осьминожек)

Воспитатель призывает детей определить, кого из морских обитателей посетить первым: ближайшего к мольберту обитателя. Можно уточнить у детей, это направо или налево. Ближайшим справа оказывается морской еж. Подходим к нему, находим конверт, а в нём 2 маленьких пронумерованных конверта.

Задание из первого конверта: «Речевая разминка» -сочинение и проговаривание  чистоговорки.

Воспитатель проговаривает чистоговорку, призывает детей досочинить её в рифму и повторить:

Жа-жа-жа- сто иголок у ……(ежа).

Жи-жи-жи- мне улыбку….. (покажи) или ты мне сказку …(расскажи).

Жу-жу-жу-тебе сказку …(расскажу) или всем рисунок… (покажу).

Же-же-же- очень вкусное …(драже) или разноцветное …(драже) или сидит птичка на…(морже) или лежит листик на...(еже)

Во втором конверте находим первого беглеца- осьминожку красного цвета и загадку. Морской ёж благодарит детей за игры с ним и даёт подсказку, если отгадаете загадку, то узнаете, к какому морскому обитателю теперь нужно идти. (Воспитатель и дети подходят к «семейному фото» и возвращают (приклеивают) красного осьминожку к папе.

Воспитатель зачитывает загадку, чтобы определить дальнейший маршрут.

По волнам гуляет зонтик

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется, как крапива. (Медуза)

(Дети подходят к иллюстрации медузы и находят конверт, а внутри два пронумерованных конверта).

Задание из конверта №1. Речевая игра «Небылицы»

Медузы очень любят смеяться, поэтому придумали для вас весёлую игру «Небылицы». Вам нужно придумать небылицы про морских обитателей (не обязательно из представленных картинок). Для игры воспитатель заранее подготавливает таблицу с графами «кто? что?», «какой?», «что делает?», «где живёт?». Детям нужно называть слова, соответствующие вопросам в колонках таблицы, придерживаясь морской тематики, а воспитатель их быстро записывает. Затем составляются небылицы из слов, придуманных детьми. Для этого воспитатель зачитывает слова из таблицы по порядку построчно. Например: акула скользкая пляшет в норе; краб молчаливый поёт в песке. Детьми выбирается самая остроумная , весёлая небылица.

В конверте №2 находим второго беглеца- осьминожку оранжевого цвета и загадку. Медузы благодарят детей за весёлую игру с ними и дают подсказку: название морского обитателя, у которого дети могли бы узнать про осьминожек, напечатано в зеркальном отражении.

Воспитатель и дети подходят к «семейному фото» и возвращают (приклеивают) оранжевого осьминожку, а затем дети отгадывают слово, приложив зеркало. Следующая подсказка ожидает их у морской звезды.

(Дети подходят к иллюстрации морской звезды и находят конверт, а внутри два пронумерованных конверта).

Задание из первого конверта: «Составь предложение». Нужно составить  предложения со словом «Морская звезда»

Дети отвечают по желанию.

В конверте №2 находим третьего и четвёртого беглецов- осьминожек жёлтого и зелёного цветов и загадку. Морская звезда благодарит детей за игры с ней и даёт подсказку. Игра «Кто лишний?». Детям предлагается картинка с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.

Воспитатель и дети подходят к «семейному фото» и возвращают (приклеивают) найденных осьминожек, а затем дети определяют, что лишний в ряду оказывается  кит. (По пути к иллюстрации кита воспитатель призывает детей рассказать кратко, кто что о нём знает и может дополнить ответы детей интересной информацией, что синий кит – самое крупное млекопитающее на Земле, он длинной как 4 автобуса, а весит как 30 слонов).

(Дети подходят к иллюстрации кита и находят конверт, а внутри два пронумерованных конверта).

Задание из первого конверта: «Звуковой анализ слова»

Давайте послушаем как звучит слово кит. Произнесем его.

Сколько звуков в слове кит? Назовите их? Первый- К, второй - И, последний -Т. Получилось слово –КИТ. Если вместо звука И поставить звук О, какое слово получится? (Кот.)

В конверте №2 находим пятого беглеца- осьминожку голубого цвета и загадку. Кит благодарит детей за игру с ним и даёт подсказку- пазл. Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше

Воспитатель и дети подходят к «семейному фото» и возвращают (приклеивают) найденного голубого осьминожку, а затем дети складывают из пазлов изображение дельфина.

(Дети подходят к иллюстрации дельфина и  находят конверт, а внутри три пронумерованных конверта).

Задание из первого конверта: «Внимательно послушай рассказ воспитателя!».

Воспитатель приглашает детей внимательно послушать рассказ о дельфине, запомнить всё, а в следующем задании эта информация обязательно понадобится.

 Рассказ воспитателя о дельфине.

Дельфины, это самые разумные обитатели океанов, морей. Его строение: у дельфина есть голова, туловище, плавники, хвост, клюв (рострум, глаза, дыхало, зубы, брюхо.)

– Клюв дельфина называется «рОструм», он помогает дельфину легко и быстро плавать в воде. Также, дельфин может использовать свой клюв, как таран, для защиты от акул: он разгоняется и врезается в бок акулы, топя её. Возможно по этой причине акулы редко нападают на дельфинов. Рострум бывает у кораблей, птиц (более привычное название – клюв, у некоторых насекомых (жук-долгоносик) и рыб (рыба-пила, осётр и др).

– Когда дельфин всплывает, он дышит дЫхалом, которое находится на голове. Такое расположение позволяет дельфину дышать, когда почти всё тело находится под водой. Во время ныряния дыхало закрывается. Дельфины живут стаями, питаются рыбой.

Задание из второго конверта: Игра «Водоворот».

Воспитатель организует игру «Водоворот», в которой понадобится информация из рассказа о дельфинах.

По кругу на полу разложены карточки-модели с заданиями. Дети шагают по кругу, проговаривая считалку:

Под водой широким кругом

Мчатся волны друг за другом.

Мчимся с ними мы и вот…

Сделался водоворот. Стоп!

После остановки, каждый ребёнок оказывается напротив пронумерованных карточек с заданиями или знаками вопроса (3 знака вопроса среди карточек-схем). Воспитатель даёт задание из карточек по нумерации, а дети стоящие напротив знака вопроса (3 ребёнка) отвечают. Затем цикл повторяется с проговариванием считалки. И так до конца игры.  

1.Педагог зачитывает загадку:

– Кто же я?

Ответить вас я попрошу,

В море я, но воздухом дышу,

Зверь я, но похож на рыбок,

Грациозен я и гибок.

В кольца прыгать я ловкач

И в воде играю в мяч. (дельфин)

Загадку отгадывает тот ребёнок, который стоит  напротив карточки со знаком вопроса №1.  (В центр круга помещается иллюстрация или игрушка дельфина)

2. «Где живёт дельфин?» (Он живёт в океане, в море, в дельфинарии, в аквариуме.) Отвечает на вопрос тот ребёнок, который стоит напротив карточки со знаком вопроса №2,

3. «Назовите части тела дельфина» (У него есть туловище, голова, плавники, хвост, клюв (рострум, глаза, дыхало, зубы, брюхо.)

Отвечает ребёнок, который стоит напротив карточки со знаком вопроса №3.

4. «Дельфин относится к природному миру или рукотворному?» (Дельфин относится к природному, а не к рукотворному миру)

5.  «Назови данного морского обитателя, если он один, если их много» (Дельфин – дельфины)

6. «Какой дельфин на ощупь?» (Он на ощупь мокрый, гладкий, так как у него нет чешуи, скользкий)

7. «На что или на кого похож дельфин?» (По форме как капля, как мой друг: он такой же любознательный, умный, весёлый)

8. «Дельфин какой?» (Красивый, серый, мокрый, блестящий, быстрый, добрый, игривый, общительный, весёлый, сообразительный, умный, доброжелательный, любопытный, дружелюбный, морской.)

9. «Дельфин что делает?» ( плавает, резвится, дышит, прыгает, питается, фыркает, поёт, щёлкает, переворачивается, крутится, помогает, выступает, играет, ныряет, общается, спасает)

10. «Что для дельфина хорошо, а что – плохо?» (для него хорошо – плавать, обитать в воде, в море, в океане, в дельфинарии, есть рыбку, жить в  своей стае …, плохо – быть одному, заболеть, остаться голодным…)

11.  «Назови первую букву в слове «дельфин». Придумай два слова на такую же букву.

12. «Составь предложение со словом «дельфин» (Дельфины плывёт по волнам. Дельфин фыркает в воде….)

В конверте №3 находим шестого и седьмого осьминожек и возвращаем их родителю. (На семейном «фото» заменяется плачущий папа на весёлого. Все дети нашлись!)

3. Итоговая часть

Непременное условие квест-игры- приз.

Воспитатель призывает детей к семейной «фотографии» осьминожек и говорит, что все осьминожки найдены, никто не пострадал, папа-осьминог детям очень благодарен и дарит детям на память раскраски о подводном мире.

Игровая ситуация : возвращение из воображаемого подводного царства в реальный мир.

Педагог сообщает детям, что пора возвращаться. Сейчас вы все закроете глаза, я произнесу заклинание, и мы вернёмся в детский сад.

«– Волны, волны, расступитесь,

Дети в детский сад вернитесь!»

Рефлексия.

– Дети, вот мы и вернулись. Где вы были? Что вызвало у вас интерес? (ответы детей)

–Какие чувства испытывал папа-осьминог вначале и какие–в конце? (ответы детей)

– Какое задание оказалось для вас самым лёгким? (ответы детей)

– Какое было самым трудным для вас? (ответы детей)

– Что нового   узнали о морских обитателях? (ответы детей)

Педагог напоминает, что «трудно» – не значит «плохо», желает детям, будущим первоклассникам, всегда преодолевать трудности. Напоминает народную мудрость: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Терпение и труд всё перетрут».

Самооценка.

Воспитатель показывает детям  макет морского аквариума, в котором обитают осьминожки двух цветов. Жёлтых зовут «хорошо», а красных – «отлично». Педагог побуждает детей проанализировать свою активность во время подводного путешествия и предлагает каждому ребёнку выбрать осьминожку нужного цвета и поселить его в морской аквариум.

Обо всех наших сегодняшних приключениях вы можете рассказать своим родным и обязательно узнать что-нибудь новое о морских обитателях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»

Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего д...

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

конспект ООД по развитию речи и восприятию художественной литературы с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

конспект  ООДпо развитию речи  и восприятию  художественной литературы с детьми  подготовительной к школе группына тему:  «Пересказ русской народной сказки «Лисичк...

Конспект ООД по развитию речи на тему: « Весна идет, весне дорога». (подготовительная к школе группа)

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать...

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию речи в форме квест-игры для детей подготовительной к школе группы «В гости к Чучелке»

Расширение представлений о необходимости и значения труда людей; формирование представлений о труде весной на огороде; расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные раб...