консультация для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в коррекционной группе»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Андреева Ксения Валерьевна

Рассматриваются дидактические игры и приемы направленные а развитие грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_teme.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме «Использование дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в коррекционной группе»

     Развитие мышления дает возможность ребенку дошкольного возраста освоить основные явления грамматического строя речи. Дети осваивают абстрактные грамматические формы только практически, в процессе различной деятельности. Большую роль в этом играют – дидактические игры, которые предоставляют ребенку возможность говорить, а педагогу наблюдать за развитием речи детей, исправлять ошибки, на собственном примере демонстрировать правильную речь.

       Дидактические игры – обучающие игры, в которых программный материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается с игровой, поэтому они являются эффективным средством выработки, а также закрепления грамматических навыков. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей дают возможность многократно упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

       В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления.  Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (Родительный падеж мн.числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

      Следует подчеркнуть (А.Г.Арушанова), что ребенку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать языковое чутье, элементарные формы осознания языковой действительности.

       Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятии, так и в свободное  время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

        В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений.

      С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К ним относятся: лото, домино, парные картинки.

     Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся  мыслить  вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

        Можно использовать следующие игры с грамматическим содержанием: «Один – много» (Образование мн.числа сущ-ых в именительном и родительном падежах), «Какой, какая какое?»,  «Исправь ошибку» (Согласование слов в словосочетаниях и предложениях), «Хорошо - лучше» (Образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных).

       Большой удельный вес занимает решение проблемных речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания. Например, в игре «Узнай, кто это» педагог, а затем дети сами изображают движения, характерные для той или иной профессии,  рода занятий :бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных инструментах и т.д. при отгадывании складывается ситуация, требующая, чтоб ребенок самостоятельно образовывал слова, поскольку не все ему известны. Руководя игрой, педагог хвалит детей. Поощрением является и игровое правило:  загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал предыдущую.

     Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т.д.). Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок («Мы увидели сорок без… ботинок и … чулок и щенков без носков»).

       В старшем дошкольном возрасте имеют место существительные индивидуальные  различия в речевом развитии. Проводя различные упражнения, педагог должен осуществлять индивидуальный подход,  вносить коррективы на основе учета особенностей речевого развития детей. Например, проводя игру «Что для чего?» , «День рождения Зайки», «Магазин посуды» на образование названий посуды (сахарница, хлебница…), наряду со словами, образованными при помощи суффикса – ниц- ,предлагаем слова  - исключения: масленка, солонка. При этом, если слова знакомы ребенку, то упражнение будет способствовать появления критического отношения к речи. А, если материал, то необходимо восполнить пробел.

          Проводя упражнение на подбор существительных к прилагательным (например, большой, большая, большое) детей необходимо спросить: «О чем можно сказать большой (большая, большое)?». Необходимо обращать внимание на постановку вопроса. Так, например, постановка вопроса «Что еще бывает большим?» будет неправильной. Так же не следует торопить детей, нужно дать им время подумать, и только ели ребенок действительно затрудняется, нужно предложить поразмышлять вместе.

      Воспитание у ребенка чуткости к грамматическим формам, критического отношения к речи является главной задачей. Педагог вооружает детей средствами самоконтроля. Этому служат задания на самопроверку. Так, подбирая к прилагательному «большое», существительное, ребенок выбирает слово «ваза». Средством самоконтроля может быть составление словосочетания. «Давай проверим, что у нас получилось: большой ваза, грамотно сказано?». В данном случае ребенку предлагаем самому произнести.

        На закрепление грамматических категорий педагогом активно используется традиционный прием, образец речи взрослого, повторение за воспитателем и использование наводящих вопросов.

      Немаловажным в работе над любым разделом грамматики является метод сопоставления. Сравнение, сопоставления проводятся в различных планах:

  • Сравнение проговариваемых логопедом форм на слух
  • Собственное проговаривание сопоставляемых детьми форм с резким интонационным подчеркиванием разницы между ними.

Например, сравнение падежных числовых форм существительных (вот лиса – нет лисы), сравнение слов с различными суффиксами (стол - столик).

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра и формирование грамматического строя речи детей тесно взаимосвязаны между собой.  Дидактические игры с грамматическим содержанием предоставляют возможность ребенку поиграть со словами, поэкспериментировать с ними, узнать что-то новое. В процессе дидактических игр дети учатся на практике применять полученные знания в новых, игровых условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Система дидактических игр и лексических упражнений на развитие грамматического строя речи

Система дидактических игр и лексических упражнений на развитие грамматического строя речи...

Мастер - класс для родителей "Приемы и упражнения по развитию грамматического строя речи"

Словесные игры - упражнения для развития и коррекции грамматического строя речи...