Памятка по развитию лексико-грамматических категорий
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Никифорова Наталья Петровна

Памятка по развитию лексико-грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_leksiko-grammatiki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям рекомендуется проводить работу с детьми по закреплению  

                     лексической темы:

  • Рассматриваем с ребёнком предметы или изображения предметов, даём название (отмечаем цвет, форму, размер, определяем на ощупь).

  • Закрепляем обобщающее понятие («овощи», «посуда», и т.д.).

  • Показываем и называем части предмета (у машины - кабина, колёса, кузов…).

  • Показываем и называем материал, из которого сделаны предметы.

  • Рассказываем о профессиях, связанных с данной темой («Хлеб» - хлебороб, пекарь, комбайнер…).

  • Рисуем или наклеиваем картинки по теме.

  • Читаем художественную литературу по теме.

  • Играем в настольные игры по теме.

Игры на расширение словарного запаса

  • «Лото», «Домино» (предметные картинки).

  • «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признак»

(подбор прилагательных к существительному)

платье (какое?) новое, нарядное, красивое…

  • «Что делает?», «Подбери действие» (подбор глаголов)

дождь (что делает?) капает, идёт, льёт…

  • «Кто у кого?», «Назови детёнышей», «Назови семью животных»

Кот – кошка – котёнок - котята…

  • «Кто где живёт?»

Лошадь – в конюшне, белка – в дупле…

  • «Кто что делает?»

Пекарь – печёт хлеб, комбайнёр – убирает хлеб с поля…

  • «Кому что нужно для работы?»

Продавцу – товар, весы, касса…

  • «Кто чем управляет?»

Машинист – поездом, водитель – машиной…

  • «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Большой – маленький…

Игры на закрепление грамматических категорий

  • «Один-много» (образование существительных И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.)

яблоко – яблоки - много яблок

  • «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

яблоко – яблочко

  • «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных)

Мяч из резины – резиновый мяч,

Варенье из яблок – яблочное варенье,

Носки из шерсти – шерстяные носки

Шуба из меха – меховая шуба.

  • «Весёлый счёт», «Посчитай до 5» (согласование существительных с числительными)

Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.

  • «Мой. Моя. Моё. Мои» (согласование существительных с местоимениями в роде, числе).

Мяч – это мой мяч, кукла – это моя кукла, ведро – это моё ведро, игрушки – это мои игрушки.

  • «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)

Хвост (чей?) - лисий хвост.

  • «Что делает? Что делают?» (образование глаголов мн.ч.)

Мальчик играет – мальчики играют

  • «Назови – где?», «Скажи где?» (употребление предлогов: на, с (со), в, из, за, под, из-за, из-под).

Мишка на стуле, мяч под столом…

  • «Исправь ошибку» (употребление окончаний прилагательных в ед.ч. и мн.ч.)

Летний солнце, красная помидор.

  • «Что делал? Что сделал?» (глаголы соверш. и несоверш.вр.)

Я убирал – я убрал, мыл – вымыл…

  • «Семейка слов», слова-родственники (подбор однокоренных слов) кот – котик, котенька, котище, коток, котяра…
  • Образование глаголов с помощью приставок

Шить – зашить, подшить, пришить, перешить,..

Игры на развитие психических процессов

  • «Что изменилось?» (ряд картинок, запоминаем, меняем местами, восстанавливаем ряд)
  • «Что напутал художник?»

  • Отгадывание загадок (по теме)

  • «Что лишнее?», «Кто лишний?»

 

  • «Запомни и повтори» (на слух запомнить и повторить ряд слов)

  • «Какие предметы спрятались на картинке?

  • «Найди два одинаковых предмета», «Найди такой же»

  • «Кого не стало?», «Чего не стало?»

  • «Узнай по контуру»

  • «Разрезные картинки»

     

Памятка для родителей

«Игры и упражнения

 для формирования

 лексико-грамматических      

 категорий

в домашних условиях»


            учитель-логопед

                    Никифорова Наталья Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"

Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...