Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Васенёва

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»

Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем

Информационная характеристика проекта

Тип проекта: Практико - ориентированный 

Автор проекта: Васенёва Татьяна Анатольевна

Участники - партнёры проекта:

 дети подготовительной  группы, педагоги, младший воспитатель, родители, старший воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – логопед.

Руководитель проекта:

Заведующая МБДОУ №15 - Егошина Татьяна Евгеньевна

Координатор проекта:

Ст. воспитатель – Томурова Светлана Федоровна

Сроки реализации: сентябрь 2018г.  – февраль 2019 года.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ

Дошкольный  возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников  способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

  Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Родители в силу своего незнания, отсутствия профессиональной подготовки и неимением времени, не всегда могут способствовать развитию связной, грамотной речи детей. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

 А.С. Макаренко: « У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.

Словесные игры по развитию речи определяются  принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.  Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Объект изучения: система специально организованных словесных игр, способствующих  развитию речи  у дошкольников с  ООП. 

Предмет изучения: развитие  речи  у дошкольников с ООП.

Цель: Используя словесные игры, развивать  речь  у дошкольников с  ООП.

 Задачи: 1 Создание  перспективного плана  по лексическим темам словесных игр для развитие  речи   детей.

2.Формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.

3. Воспитание звуковой  культуры речи.  

 4.Развивать связную речь.

5.Формировать грамматический строй речи у дошкольников.

6.Активизировать употребление сложносочиненных и       сложноподчиненных предложений.

7.Воспитывать культуру речевого общения.

8. Привлечь родителей к  участию в проекте.

 

 Новизна проекта: процесс развития речи  у старших дошкольников по средствам  словесных игр, рассматривается в контексте  внедрения  новых ФГОС.

Теоретическая значимость:                                                                                                                        Изучение литературы, составление  плана работы по теме проекта

Практическая значимость:                                                                       Составление и апробация перспективного тематического планирования словесных игр   для детей 6-7 лет,

разработка методических рекомендаций для родителей.

Гипотеза

С помощью словесных игр повысить уровень развития речи детей.

    Механизм реализации проекта

I этап. Подготовительный- сентябрь 2018г.

II этап. Основной. Реализация перспективного плана – октябрь 2018г – январь 2019г.

III этап. Заключительный – февраль 2019г.

Ожидаемые результаты:

- повышения уровня развития речи детей  с низкого уровня до среднего.

- Формирование у родителей интереса к проблеме  развития произвольного внимания детей.

 Перспективы развития проекта

Разработка и реализация  работы кружка

       «Речецветик!»

Методы работы

 диагностика,  беседы, игры на  занятиях, наблюдения, игровые упражнения, музыкальные и спортивные развлечения, праздники, физкультминутки, привлечение родителей .

Технические ресурсы

наличие  компьютера, принтера, возможностей Интернета.

 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА    

 Механизм реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Срок

Ответственный

Ожидаемый

результат

   I

  1. Подбор и изучение литературы по теме.
  2. Мониторинг знаний родителей по теме.
  3. Отбор методов и форм работы

1-2 неделя сентября

2015г.

3-4 неделя сентября

 

3-4 неделя сентября

воспитатель

 

воспитатель

 

воспитатель

составление библиографии

 

Анализ результатов осведомлённости по теме.

 

Подбор мероприятий

  II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация перспективного плана:

  1. Знакомство родителей с проектом.

 

 

  1. Подбор и оформление информационного материала

 

 

  1. Консультации с психологом.

 

  1. Организация музыкальных и физкультурных  развлечений:

«Праздник Осени»; «День матери»;

«День рожденье у Деда Мороза»;

«Олимпийские игры»; « В гостях у сказки»

 

  1. Подбор    дидактических словесных игр и упражнений на развитие речи  у детей по лексическим темам.

 

 

  1. Обучение родителей.

 

 

 

Подведение итогов, анализ реализации проекта.

Разработка методических рекомендаций по работе с родителями и детьми.

с  октября 2018-по

февраль

2019

 Года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль 2019год.

 

 

воспитатель,

 

 

 

родители

 

 

 

воспитатель.

 

 

 

 

Воспитатель, психолог.

 

Воспитатель,

музыкальный руководитель.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

Воспитатель,

Психолог.

 

 

Воспитатель

 

 

согласие родителей на совместную проектную деятельность.

Оформление папки раскладушки для родителей «Игры на развитие речи детей  дома».

Проведение специальных занятий.

Разработанный план  проведения развлечений.

 

 

 

 

 

 

Создание картотеки   дидактических словесных игр и упражнений на развитие речи  у детей и проведение их с детьми.

Проведение  Мастер –

класса для

родителей с детьми.

 

Обобщение опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространение опыта работы.

 

 

 

 

Вывод: результаты диагностики показывают, что уровень развития речи  у детей повысился с низкого до среднего уровня ( обогатилась речь детей; расширился активный и пассивный словарный запас);

у детей появилось желание играть в словесные игры.

Таким образом, можно сделать вывод: специально организованная игровая деятельность влияет на развитие речи  у детей старшего дошкольного возраста. Возросла заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по развитию речи  у детей с помощью словесных игр.  Для родителей было проведено родительское собрание, мастер – классы по проведению словесных игр по дороге домой; семейных праздниках; на прогулке. Родители были ознакомлены с особенностями развития речи детей дошкольного возраста,   даны советы, что делать. Игры не только помогли развить речь, но и  психические и физические качества ребёнка, а так,  же способствовали улучшению взаимоотношения между членами семьи.

Литература:

 

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ. Сфера, 2005. – 192с. (Вместе с детьми.)
  2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
  3. Агеева И. Д. 500 загадок – складок для детей. 2-е изд., перераб.- М.: ТЦ Сфера, 2013. -96с.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.
  5. Гуськова А. А..Речевое развитие детей средствами загадки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 69с.
  6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.
  7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.- 64с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи «Играя, учимся, речь развиваем!»

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапл...

Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Краткосрочный проект  по развитию речи....

Проект по формированию связной речи у детей старшей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Играем и речь развиваем»

Проект по формированию связной речи у детей старшей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Играем и речь развиваем»...

Проект по развитию речи «В сказки играем и речь развиваем» в средней группе

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» -детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна...

Проект по развитию речи «В сказки играем и речь развиваем»

Проблема: развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.Актуальность проблемы: в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школь...

Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образов...