Игры со словами
материал по развитию речи

Осинцева Ирина Алексеевна

Игры со словами - занятие полезное, интересное и азартное. Если Вы не любите игры со словами - это значит, что Вы в них просто не играли! Привлекайте к игре детей, начиная с самого младшего возраста, и занятия в школе станут для них привлекательнее! Родной язык раскроется перед ними в новом увлекательном виде, появится желание общаться и обучить своих одноклассников новым играм со словами, о которых они узнали в своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры со словами

Игры со словами - развлечение, объектом в котором выступают слова. Игры со словами могут быть устными  либо письменными.  Бывают для одного, двух и более игроков. Игры со словами подходят для игроков любого возраста, которые умеют говорить и/или писать. Они  расширяют словарный запас, внимательность, обучают правописанию, очень полезны младшим школьникам.

Игры со словами не требуют специальных приспособлений, поэтому отлично подходят для игр в пути.

Игры со словами - занятие полезное, интересное и азартное. Если Вы не любите игры со словами - это значит, что Вы в них просто не играли! Привлекайте к игре детей, начиная с самого младшего возраста, и занятия в школе станут для них привлекательнее! Родной язык раскроется перед ними в новом увлекательном виде, появится желание общаться и обучить своих одноклассников новым играм со словами, о которых они узнали в своей семье.

Кроссворд- это классическая игра в слова (слово «кроссворд» в переводе с английского означает «пересечение слов»). Также всем известны простые игры со словами «Города» и «Виселица». Многие игры со словами сегодня выпускаются на печатной основе и являются развивающими игрушками для детей.

Игра «Поле чудес» стала популярным пятничным народным шоу для огромной аудитории зрителей - любителей игр со словами.

Игра «Наборщик»

В эту замечательную игру могут играть дети от семи лет. Количество игроков произвольное. Необходимы листы бумаги и ручки для игроков.

Совместно выбирается любое слово. Игроки составляют из букв, входящих в исходное слово, другие слова. Эти слова должны быть только существительными в единственном числе в именительном падеже, нарицательными. При этом если буква встречается в исходном слове больше одного раза, то и в полученных словах ее можно использовать столько же раз (или меньше раз). Все слова записываются.

Выигрывает тот игрок, который «наберет» большее количество слов за определенное время (время засекается по часам, обычно, не более пятнадцати минут).

Ребус - это слово или фраза, зашифрованная с помощью рисунков. Существуют сборники ребусов, но можно придумать ребус и самому. Начинайте с самых простых ребусов и предлагайте их для разгадывания маленьким детям. Поверьте, дети очень легко соединяют в уме образы!

Шарады

Для игры в шарады нужна подготовка. Взрослый должен знать напамять несколько шарад, чтобы предложить их детям для решения. Шарада- это загадка, где нужно отгадать слово, которое состоит из нескольких односложных слов.

Например,

Первое - нота, второе - игра;

Целое встретишь у столяра. ( До-лото)

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.      (За-дача)

Логогрифы

Логогрифами называются слова-загадки, меняющие своё значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза, галка – галька).

Известное для всех я блюдо,

Когда ж прибавишь букву М,

Летать везде, жужжать я буду.      (Уха – муха)

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду.

Но вставь лишь И – я поведу

Стальную птицу к небосводу.        (Плот- пилот)

Метаграммы

Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю.   (Чайка – гайка)

                                 С «М» меня ты надеваешь,

                                 С «Л» собаку называешь.     (Майка – лайка)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» - от вас я не таю –

В каждом классе в ряд стою.     (Карта – парта)

                                    С глухим согласным наливаюсь в поле,

                                    Со звонким  - сам звеню я на раздолье.   (Колос – голос)

Анаграммы

Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот- ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос, ручка – чурка).

Я – дерево. В родной стране

Найдёшь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.                     (Сосна – насос)

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.          (Липа – пила)

Пирамида

В эту игру можно играть с любым количеством человек, даже в одиночку. В начале игры каждый игрок рисует «пирамиду» из обусловленного количества квадратов (с малышами можно начинать с одного квадрата 3 х 3, затем перейти на квадрат 4 х 4 и только потом добавлять еще большие квадраты). По диагоналям каждого квадрата пишется любая буква, о которой договорились.

В ходе игры игроки должны заполнить все остальные клеточки так, чтобы в каждом горизонтальном ряду были написаны слова (существительные нарицательные в именительном падеже, единственном числе).

Играть можно с ограничением времени (выигрывает тот, кто заполнил больше строчек или больше клеток за одну минуту) или без ограничения времени (выигрывает тот, кто быстрее заполнил все клетки; игра в этом случае сразу останавливается).

 Съедобное-несъедобное
Эту игру, наверное, каждый помнит с детства. Обычно в нее играют с мячом, но ведь мяч это не самый обязательный атрибут этой игры. Быстро называем слова, если съедобное, то отвечаем «ням-ням», если нет – «фу».

 Скажи одним словом
Игра прекрасно развивает понятийное мышление, умение обобщать предметы по общему признаку (посуда, овощи, фрукты, транспорт и т.д.)

Чей?
Формируем умение образовывать притяжательные прилагательные.
Один из самых коварных вопросов. - У белки хвост. Чей хвост?

Скажи наоборот

Холодный - горячий, длинный- короткий, широкий – узкий, , высокий- низкий, день – ночь, солнце – луна, новый – старый, тупой – острый.

Игра «Земляводавоздух» иногда ещё называется «Земляводанебо» или «Рыбыптицызвери». Она очень проста и не требует специальной подготовки игроков.

Правила игры «Земля, вода, воздух»

В начале игры выбирается водящий, а оставшиеся игроки становятся в линию или вокруг него. Водящий начинает идти перед игроками и дотрагиваться до каждого рукой по очереди. При этом он говорит: «вода», «земля», «воздух» (в любом порядке). Перед каким-то игроком он останавливается.

Если водящий остановился на слове «воздух», то игрок должен назвать птицу или летающего зверя. Если остановился на слове «земля», то нужно назвать животное - земного обитателя. Если «вода» — то рыбу или живущее в воде животное. Конечно же, названия не должны повторяться. Если игрок не назвал слово до счёта «три» или если такое слово уже называлось, то он становится водящим.

Другой вариант игры является разновидностью игры «Съедобное-несъедобное». Для него понадобится мяч. Игроки становятся в круг, а водящий — в его центре. Водящий бросает участникам мяч, произнося одно из слов: «рыба», «птица» или «зверь». Участник должен назвать соответствующее животное, не повторяясь и бросить мяч обратно. Тот,  кто не сказал, ошибся или повторился, выбывает из круга. Последний оставшийся становится победителем.  Можно обойтись без водящего. В таком случае игроки просто бросают мяч друг другу.

Тарабарский язык 
  Эта игра немного похожа на игру каркас, она очень помогает детям понять, что такое слог, что такое буквенный состав слова, что называют гласными, а что - согласными. 
Ведущий загадывает какое-нибудь очень известное выражение - скороговорку или поговорку, например. И произносит (или выписывает ее без гласных и без пробелов. Задача угадывающих - угадать, какое выражение задумал ведущий. 
Попробуйте угадать: 

НШТНГРМКПЛЧТУРНЛВРЧКМЧК (Наша Таня громко плачет,…)
ХЛГРКЧРЗРКВДТГРКВРКРКСНЛГРКРКВРКРКЗРКГРКЦП _Ехал грека через реку, …)
ТТПТКПТПЛППЛЛТТ (От топота копыт пыль по полю летит.)

Цепочка слов

Игра для любого количества игроков. Многие знают ее под названием «Как сделать из мухи слона», а придумал ее писатель и математик Льюис Кэрролл, автор «Алисы». «Цепочка» основана на словах-метаграммах, то есть словах, различающихся лишь одной буквой. Задача игроков — превратить одно слово в другое с наименьшим количеством промежуточных звеньев. К примеру, сделаем из «лисы» «козу»: ЛИСА — ЛИПА — ЛАПА — КАПА — КАРА — КОРА — КОЗА. Интересно давать задания с сюжетом: чтобы «день» превратился в «ночь», «река» стала «морем». Известная цепочка, где «слон» вырастает из «мухи», получается за 16 ходов: МУХА — МУРА — ТУРА — ТАРА — КАРА — КАРЕ — КАФЕ — КАФР — КАЮР — КАЮК — КРЮК — УРЮК — УРОК — СРОК — СТОК — СТОН — СЛОН.

Один человек называет слово, например, "кот". Дальше по очереди, заменяя только одну букву или меняя буквы местами, придумываем новые слова (кот – рот – ром – ком – сом – дом – дым, бак – бык – рык – рок – сок – сом – ром – рок – док). Можно брать слова из 4-х букв.

Угадай сказку (Все слова в предложениях начинаются на одну букву.)

Принцесса покинула папу, помчалась в повозке с парнем-певцом. («Бременские музыканты»)


Приготовили, потом подождали, покатился, поговорил, попел, потом пропал. Проглочен плутовкой. («Колобок»)

Первая пришла, поселилась. Потом пришли пятеро, пустила. Потом последнего прогнали, полез повыше — поломал перекрытие. («Теремок»)

Посадил, поливал, потом пришла пора — потянул. Позвал помощников. Пять помощников пришло — потом получилось. («Репка»)


Построили по пристанищу. Потом переменилась погода. Пришла погреться, прогнала, пугала. Потом петух помог. («Заюшкина избушка»)


Пришла, посидела, поела, перевернула посуду, поломала предметы, поспала и помяла постели. («Три медведя»)


 

 

 

 

 

 

 

 

Раннее развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"

Данный материал позволяет научить ребенка  навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение;  закрепляет  навык ...

Дидактическая игра "Найди слово в слове"

В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята  должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...

Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...

Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...

Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...