Перспективный план по развитию речи в разновозрастной группе от 1,5 до 4лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Махова Татьяна Викторовна

                                                                Перспективное планирование по  развитию речи

Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов,развивать понимание речи, учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.

месяц

Названия занятия.

Период адаптации

« Что как плавает?»

«Тёплый - холодный»

« Постираем кукле платье»

Занятия с сюжетными игрушками.

сентябрь

Занятие с куклой.

«Кукла Катя поёт и пляшет».

«Одеваем Катю на прогулку».

Октябрь

«Посуда для куклы Кати».

« Кукла Катя обедает»

« Погладим кукле платье».

ноябрь

« Волшебный мешочек»

«Как ходит и поёт петушок, как бегает и лает собачка?» 

« Прятки».

декабрь

« Зайчик-побегайчик»

« Что нам заинька принёс?»

« Кто к нам в гости пришёл?»

Январь

« Курочка и цыплята»

« Волшебный мешочек».

Февраль

«Покатаемся на лошадке».

« Кто как кричит?»

« Домашние животные».

Март

«Чудесный мешочек бабушки-Забавушки»

 «Устроим кукле комнату».

« Передай куклу Катю».

Апрель

« Чудесный мешочек бабушки - Забавушки»

«Кошка».

«Зайчик».

Май

«Лошадка» (повтор)

«Одеваем Катю на прогулку».

«Устроим Зайке комнату».

Занятия с использованием  предметных картинок.

Цели: вырабатывать у детей представления о предметах; закрепить представление о величине, цвете, различных состояниях предметах; обогащать словарь названиями качеств, действий.

сентябрь

«Матрёшки» (большие и маленькие)

«Мячи»

«Куклы».

 

Октябрь

«Кукла сидит на стуле»

«Кукла лежит в кроватке».

 

Ноябрь

«Кукла в ванне»

«Собака лежит»

Из серии «Кто как кричит?»

 

Декабрь

«Кукла на санках»

«Голубь стоит»

«Голубь летит».

 

Январь

«Праздник ёлки в детском саду».

 

Февраль

«Мальчик на лошадке»

«Мальчик с барабаном»

« Мальчик с дудочкой»

 

Март

«Гусь на траве»

«Утка плавает»

«Кошка играет мячиком»

 

Апрель

«Автобус»

«Коза ест траву»

«Кошка спит».

 

Май

«Девочка с лопаткой»

«Автобус везёт людей»

«Гусь на траве».

 

4 Занятия с сюжетными картинками.

Цели: учить детей понимать сюжет, изображённый на картинке, развивать умение слушать пояснения, расширять словарь, учить рассказывать об изображённом на картинке.

сентябрь

«Дети обедают»

октябрь

«Мама купает ребёнка»

ноябрь

«Мальчик играет с собакой».

декабрь

«Дети кормят курицу и цыплят»

январь

«Дети играют с котёнком»

февраль

«Дети обедают»

март

« Папа читает книгу»

апрель

« Наступила весна»

май

«Птички клюют зёрнышки».

Игры с дидактическим материалом.

Цели: формирование элементарной культуры мышления, научить выполнению действий с предметами.

сентябрь

д/и « Волшебный мешочек»(мячики)

Катание с лотка цветных шариков

октябрь

Нанизывание колец на стержень.

Занятие с втулочками.

ноябрь

Игра «Шароброс»

«Звени колокольчик»

декабрь

«Покатаем куклу»

« Игра с каталками»

январь

д/и «Кукла Катя показывает свой наряд»

д/и «Зайчик- побегайчик»

февраль

Игры- забавы с использованием народных и дидактических игрушек. («Петрушка»)

( бубенчики)

март

«Ловись рыбка».

«Достань шарик» (игры с водой)

апрель

Постройка башен из кубиков различной величины.

Собирание башни из колец разного размера.

май

Сборные матрёшки.

Тройная матрёшка.

Обучение на занятиях второй группы раннего возраста.

На занятии инициатива принадлежит взрослому: правильный подбор темы, постановка задач и цели, подбор необходимого материала, методов и приёмов обучения.

Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10,12 минут), занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.

Я заметила, что наибольшая активность возникает у ребёнка при повторном предъявлении материала. Поэтому я предлагаю детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы, укладывание куклы спать и т.д.). Кроме этого, повторяю занятие (новое - через2-3 дня, повторное занятие - через 6 дней). Чтобы не пропал интерес к занятиям, заменяю демонстрационный материал («Чудесный мешочек»), изменяю место проведения занятия (на прогулке).

После 1 года 6месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям.

Перед детьми ставится задача отвечать на вопросы полными словами и по образцу (кукла идёт). К 2 годам эта же тема предлагается в виде активных высказываний о персонажах, их взаимоотношениях и т.п.

Показы отдельных предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт? картинки) провожу с целью закрепления понимания слов, обозначающих предметы, действия с ними.

Показы- инсценировки с разными персонажами, рассматривание сюжетных картинок углубляют понимание речи взрослого. С целью развития активной речи использую приёмы речевого подражания («как лает собачка?» и т.п.)

Использую в работе такой приём, как разговор об игрушке, в её отсутствие (для детей около 2 лет). Например, вернувшись с прогулки, дети рассказывают о том, что произошло: на кого лаяла собака, куда полетели воробьи.

Знания и умения, приобретаемые на занятиях детьми по развитию речи, стараюсь уточнять и закрепляю на других видах занятий и в самостоятельной деятельности.

Занятия с дидактическим материалом.

В начале второго года жизни дети овладевают предметно-специфическими действиями (втыкают и вынимают втулки, скатывают шары с горки), при этом я стараюсь акцентировать детей на положительный результат действий (нанизать все кольца на пирамидку, вложить все формы в прорези логического куба)

На первых занятиях для получения наглядного результата предлагала детям не более трёх-четырёх колец. Постепенно увеличивала количество деталей, способы действий усложняла.

2.4. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.

 

     После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.

   В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.

      Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.

    К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.

     Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», « найди домик», различными мозаиками.

   После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки, учились нанизывать бусинки на верёвочку.

   Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.),

   В своей работе « Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:

1.Развитие понимания речи;

2.Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.

3.Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.)

4.Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.

5.Развитие активной речи;

6.Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.

7.Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.

8.Формирование  умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

9.Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.

     Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.

   Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Зашнуруй ботинок», « Собери бусы куклам»

2.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Спрячь мышку», «Положи кружок такого же цвета на квадрат», « Найди пару».

3.Игры на развитие восприятия величины: «Один - много», « Большой - маленький».

4.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Кто как кричит», «Посуда», «Одежда», «Лото».

   

     Автор одной из первых отечественных педагогических систем, Е.И. Тихеева,сказала: « Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

2.4. Работа с родителями.

   К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.

Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.

   В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.

  Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером), во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами -  чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: « Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей».

   На родительском собрании мною были рекомендованы игры « Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д.

 Оформила газету для родителей: « Давайте играть», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.

Проводила консультации для родителей:

1.    «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

2.    Поговорим об агрессии.

3.    Как помочь родителям трудных детей.

4.    «Живу по расписанию».

Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т.д.

Мною запланировано совместная спортивная игра родителей и детей, на площадке детского сада.

       

 Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл любимые сказки428.12 КБ
Файл skazki.docx706.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Изображение 074.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для работы 034.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для работы 035.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для рботы 129.jpg    C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для рботы 032.jpg

    C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для рботы 006.jpg        C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для рботы 131.jpg

                     C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для работы 029.jpg   C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото для рботы 065.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в старшей группе

для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...

Перспективный план по развитию речи в средней группе

В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....

перспективный план по развитию речи в средней группе

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе.  Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...

Перспективный план по развитию речи для средней группы.

Перспективный план разработан для средней группы с учетом ФГОС ....

Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по развитию речи в подготовительной группе...

перспективный план по развитию речи в старшей группе (декабрь, январь, февраль)

Предоставляю вашему вниманию перспективное планирование на зимние месяцы по развитию речи в саршей группе....

Перспективное планирование по развитию речи в разновозрастной группе

Постоянное развитие и совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной р...