"Богатыри прошлого настоящего времени "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Панаитова Валентина Николаевна

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri.docx99.4 КБ

Предварительный просмотр:

                             Богатыри прошлого и настоящего времени.

Задачи: Создание условий для расширения представлений детей о богатырях прошлого и настоящего времени.

Обучающие:

Учить детей вести беседу: слушать партнера, отвечать на вопросы, рассуждать. Обобщать свои знания в форме короткого текста – высказывания. Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими качества людей. Учить правильно произносить звук [Ш]

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей, развивать артикуляционный аппарат детей, изменять силу голоса и темп речи.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родине, умение понимать смысл пословиц.

Обогащение словаря:

 Активизировать в речи детей слова (былина, гусли, кольчуга, булава, задира)

Предварительная работа: Знакомство с пословицами о богатырях, рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Материалы: Картина В.М. Васнецова «Богатыри», карточки с изображением людей мужественных профессий, карточка с заданием «Мышки зашептались».

Ход занятия

  1. Вводная часть:

Воспитатель предлагает детям послушать о ком это повествование и зачитывает отрывок из былины о богатырях.

  Подошел к Илье вежливый Добрынюшка:

- Славный богатырь, Илья Иванович, будешь ты у нас в дружине старшим. Ты возьми меня и Алешу Поповича в товарищи. Будешь ты за старшего, а я и Алеша за младшеньких.  Будем вместе мы с тобой на заставах стоять, родную Русь от врагов беречь.

После чтения задает детям вопросы и выслушивает их ответы:

- О ком это повествование?

- Кто такие богатыри?

- Как называются повествование о древних русских богатырях?

(Старинные песни о военных подвигах – былины – устное народное творчество, исполнялись под народный инструмент - гусли.)

Выставляет рисунки с богатырями.

  1.  Основная часть

Педагог говорит, что они многое уже знают о богатырях, может быть, кто-то поделится своими впечатлениями и выслушивает  высказывания детей.

Затем воспитатель спрашивает, какими качествами обладали русские  богатыри. (Сильные, могучие, мощные, крепкие, мужественные, храбрые, смелые, бесстрашные, умные, добрые, дружелюбные).  Как выглядели богатыри и каким оружием пользовались.

Самомассаж

Вот Русские богатыри

Есть у них кольчуга, щит и меч. 

Шлем у них до самых плеч.

Вот верхом сидят они,

Кони сильные у них.

Воспитатель говорит детям, что есть такая пословица «Славна богатырями земля русская». Спрашивает их подходит ли эта пословица к богатырям. И  какие пословицы дети знают о богатырях. Как они их понимают.

Пословицы:

1.Богатыря можно узнать на поле брани.

2. Богатырская рука один раз бьет.

3. Богатырь умрет, а имя его останется.

4. Не родом богатырь славен, а подвигом.

Далее воспитатель говорит, что богатыри сражаются за справедливость, но никогда не задираются к другим людям, не дерутся просто так. Предлагает послушать шуточное стихотворение  В. Берестова «Петушки»

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Воспитатель спрашивает детей, почему драчунов называют петушками? Как еще называют драчунов? (Задиры, забияки)

Прежде чем разучить стихотворение, воспитатель предлагает детям выполнить упражнение на правильное произношение звука [Ш], побуждая их на самостоятельное чтение слогов. Выставляет на доске карточку с заданием «Мышки зашептались»

F:\03.jpg

Затем дети  разучивают стихотворение  «Петушки» хором в умеренном темпе с разной силой голоса. (Чтоб не быть похожими на забияк и задир)

Можно попробовать стихотворение проговорить скороговоркой.

Проводится физкультминутка «Мы теперь богатыри»

Потянулись: раз, два, три.                                 Потянуться.

Мы теперь – богатыри.                                      Показать (напрячь) бицепсы.

Мы ладонь к глазам приставим,                       Далее по тексту…

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь влево, вправо, оглядимся величаво.

Мы присядем на дорожку                               (Приседание)

Разомнем немного ножки

Головою покачаем                                           (Наклоны головы вправо и влево)

И на место дружно сядем.

Воспитатель показывает картину В.М. Васнецова «Богатыри» и  дети описывают картину, отвечая на наводящие вопросы.

Проводится гимнастика для глаз

Встали богатыри и всматриваются вдаль. Оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки слева и справа – не притаился ли где враг. Увидели богатыри, что враги забросали пшеничное поле камнями. Стали богатыри поднимать тяжелые камни с поля и бросать в обрыв.  Руки напряжены. Держат тяжелые камни. А теперь бросают их с обрыва. Силища у богатырей могучая все камни с поля убрали. Умеют богатыри, и отдыхать после работы. Спят глубоким сном.

  1. Заключительная часть

Воспитатель обсуждает с детьми, есть ли богатыри в наше время. Обобщает и расширяет ответы детей. «Богатыри - мужественные, сильные, храбрые, защитники родины». Есть такая профессия Родину защищать. Каких защитников Отечества они знают, выслушивает их высказывания.  (Летчики, пограничники, моряки, танкисты и т. д.)

Говорит детям, что богатырями можно назвать не только воинов, но и людей других мужественных профессий. Спрашивает детей, как они думают, кто эти богатыри - герои?

Педагог выслушивает ответы детей и выставляет на магнитной доске картинки, задает наводящие вопросы.

- Кто помогает людям в чрезвычайных ситуациях?

- Кто спасает людей от огня?

- Кто лечит людей, спасает их жизнь и здоровье?

- Кто охраняет порядок на улицах?

- Кто спасает людей на воде?

Воспитатель рассказывает, что много есть мужественных профессий, и современные герои - богатыри простые, скромные люди. Они живут рядом с нами. Это может быть ваш дедушка, папа, соседи. Ими можете стать и вы.

Но для этого, какими вы должны быть и что для этого нудно сделать.

Ответы детей.

Используемые источники:

  1. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет.
  2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет.
  3. МААМ.RU международный образовательный портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое прошлое, настоящее, будущее

Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

Проект "Богатыри прошлого и настоящего"

творческий,исследовательский групповой проект, возникший по инициативе детейгруппы. использовались информационные методы исследования с помощью поиска  информации по интернету во взаимодействии с...

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки» « Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки»« Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»...

Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».

Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы  «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное  развитие.Цель: Обобщить  и сис...

НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"

Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»

Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи:      1.  Развивать у детей любознательность,  интерес к ...