КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием плана-схемы описания птиц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Александрова Светлана Ло-Чжуновна

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конструкт организации образовательной деятельности

Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах  с использованием плана-схемы описания птиц.

Область по ФГОС: Речевое развитие (развитие речи).

Возрастная группа: старшая

Форма совместной деятельности: организованная образовательная деятельность.

Форма организации: групповая

Оборудование:  схема описания птиц, письмо с загадками, мягкая игрушка-сова, иллюстрации с изображением зимующих птиц: снегирь, дятел, воробей, синица, сова, голубь; схема для составления рассказа о птице, коврограф, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц.

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке»; наблюдение за птицами во время прогулки; аппликация «Снегири на ветках»; лепка «Птицы на кормушках».

Достижение образовательных результатов

Дети

физически развиты: дети повышают и стимулируют свои физические навыки по средствами физ.минутки.

любознательны, активны: во время занятия воспитатель поощряет инициативность детей, так же дети активно отвечают на вопросы.

овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: воспитатель поддерживает конструктивное общение с детьми во время занятия.

способны  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных  представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: дети проявляют усидчивость, соблюдают правила поведения в  конкретных ситуациях.

способные решать интеллектуальные и личностные задачи: дети размышляют при  составлении описательного рассказа по схеме.  

имеют первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: имеют представление о зимующих птицах (о внешнем виде, питании,  передвижении).

овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности: дети анализируют наглядный материал, проявляют дисциплину, развивают речевую активность, внимательно слушают, отвечают на вопросы.

овладевают необходимыми умениями и навыками: умеют детей соотносить знаковые символы с образами, умеют составлять описательный рассказ, используя при этом план – схему.

Цель

Создание условий для формирования умений составлять описательный  рассказ с использованием плана-схемы.

Задачи

Образовательные:

- расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании,  передвижении);

- совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа);

- уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;

- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя при этом план – схему;

- продолжать учить развёрнутости высказывания, непрерывного рассказывания.

Развивающие: 

- закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

- продолжать развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей;

- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

- Сегодня к нам в гости прилетела Мудрая Сова. Она живет в лесу. Ночью сова охотится, а днем отдыхает. Но вот беда: днем все лесные жители заняты своими делами и ей не с кем поговорить. Совушке стало скучно и одиноко в лесу. И она решила прилететь к нам и поговорить с вами, ребята. По дороге к нам Сова нашла конверт. Интересно, что в этом конверте? Давайте откроем? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки).

-Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

(Воспитатель загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц).

Показывает игрушку.

Рассказывает.

Показывает письмо.

Загадывает загадки.

Показывает иллюстрации.

Слушают.

Отгадывают загадки.

Рассматривают иллюстрации.

Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.


Актуализция знаний

- Молодцы! Правильно отгадали загадки.

- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)

- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, и остаются зимовать у нас)

- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

- Ребята, Мудрая Сова просит вас рассказать о своей любимой птице. Вы согласны? Расскажите  про ту птичку, которая вам нравится.

Дидактическая игра «Расскажи о своей любимой птице»

Для этого мы будем использовать схему.  

(Воспитатель вывешивает на доску схему, по которой дети будут составлять описательный рассказ.  На таблице схематично изображена последовательность рассказа).

- Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький - надо сказать, какого размера птичка: большая или маленькая. Следующая схема обозначает строение птицы (какой у нее клюв, какие лапки, перья). Потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраске птицы. Мисочка обозначает  чем питается птица.

- Послушайте, как я расскажу о синице.

Это птица- синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова, горло и хвост чёрны . Грудка у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало.

(Дети составляют выбирают иллюстрацию с изображением птицы и составляют рассказ).

- Молодцы, ребята!  Мудрой Сове понравились ваши рассказы, она приглашает вас поиграть с ней.

Физминутка: «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

(Опущенными руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири.

(Показывают грудку руками)

Распустили пёрышки,

(Мелко потряхивают кистями опущенных рук)

Греются на солнышке.

(наклон вперёд, руки назад)

Головой вертят,

(Повороты головы влево - вправо )

Улететь хотят!

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

- Молодцы, ребята! Совушке понравилось с вами играть.

Воспитатель помещает на коврограф дерево с кормушкой и птичек.

-  А у наших у ворот

   Чудо-дерево растет.

   Прилетают к нему птицы:

   И ворона, и синица,

   Дятел, голубь, воробей,

   Снегирь, сорока, свиристель.

   Зимуют у нас эти

   Чудные птицы

Дидактическая  игра «Кого не стало?»

- Каких птичек вы видите на дереве? (Ответы детей)

- Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

(Воспитатель убирает плоскостное изображение синички)

- Кого не стало? ( Синички)

- Где сидела синичка? (На ветке)

- Что она делала? (Клевала сало)

(Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья)

- Кого теперь не стало? (Воробья)

- Где сидел воробей? (В кормушке)

- Что он делал? (Клевал зёрнышки)

(Воспитатель продолжает задание с оставшимися птицами)

- Молодцы, ребята! Совушка очень довольна вашими ответами.

Поощряет.

Задает вопросы.

Обобщает ответы.

От имени персонажа предлагает рассказать о птицах.

Показывает  и разъясняет графические изображения.

Дает образец рассказа.

Задает вспомогательные вопросы.

Исправляет ошибки.

Подсказывает нужные слова.

Поощряет от имени персонажа.

Произносит текст.

Поощряет от имени персонажа.

Читает стихотворение.

Объясняет задание.

Задает вопросы.

Помогает.

Исправляет.

Поощряет от имени персонажа.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои суждения.

Соглашаются.

Слушают.

Рассматривают.

Слушают рассказ.

Составляют рассказ с опорой на схему.

Произносят текст.

Выполняют движения.

Слушают.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Проявление готовности к совместной деятельности.

Умеют  соотносить знаковые символы с образами.

Умеют  составлять описательный рассказ, используя при этом план – схему.

Эмоциональная и физическая разрядка.

Умеют образовывать  и использовать в речи  существительные  в форме единственного числа родительного падежа.

Практическая деятельность

- Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают? (Развешивают кормушки).

- Хотите сделать  для птиц печенье?

Конструирование из природного  материала

Вам надо обмакнуть  картонные заготовки в клейстер с одной и с другой стороны, а потом сверху посыпать семенами. Когда печенье подсохнет, мы подвесим его на  кормушку. Совушку тоже угостим печеньем, она отнесет  его в лес и угостит других птиц.

Рассказывает.

Задает вопросы.

Показывает способ выполнения.

Помогает.

Поощряет.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Смотрят.

Изготавливают.

Владеют навыками конструирования из природного материала.

Заключение

- Молодцы, ребята! У нас получилось много печенья, теперь наши пернатые друзья не останутся голодными.

-О ком мы сегодня говорили?

-Как надо относиться к птицам?

-Что больше всего вам сегодня понравилось?

-Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

-Как вы думаете, понравились ли Совушке у нас в гостях? Ей наверняка не было с нами скучно.

Задает вопросы.

Инициирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои суждения.

Делятся своими впечатлениями.

Осознают  себя как участника познавательного, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы.

Конспект НОД для детей логопедической  подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием     плана-схемы.»Интеграц...

Фронтальное занятие "Составление описательного рассказа «Поздняя осень» с опорой на план-схему"

Фронтальное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста об осенних изменениях в природе...