Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного учреждения ДО.

Ключевые слова. Коррекционное образование, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, качество образования, интеллектуальные способности, коррекционно-развивающая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_smarandi_m._d.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.1

Матрена Дмитриевна Смаранди,

воспитатель,

МАДОУ ДСКВ «Сказка»,

г. Покачи

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного учреждения ДО.

Ключевые слова. Коррекционное образование, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, качество образования, интеллектуальные способности, коррекционно-развивающая работа.

Мир особого ребёнка  он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка  допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка  он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка  допускает лишь своих! А.Н. Калиман

  • условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.

Каждый воспитанник дошкольного учреждения по-своему готов к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например, от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

  • условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития


воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

Для полноценной картины рассмотрим понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания [6].

  • группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; − дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие); − дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); − дети с тяжёлыми нарушениями речи; − дети с задержкой психического развития; − дети с умственной отсталостью;

−  дети с расстройством аутистического спектра [6].

Исходя  из  выше  рассмотренной  системы,  психолого-педагогического

сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [2].

При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:

– единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

– принцип этио-патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

– принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

– принцип качественного анализа результатов обследования;


– принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции

  • дальнейшего развития;

– принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

– принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

– деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка [4].

В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:

  1. Взаимодействие ДОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья (разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).
  2. Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.

  1. Проведение открытых занятий.

Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом комбинированного вида. В нем функционирует комбинированная группа для детей

  • ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети зачисляются в эту группу по решению городской ПМПК и, конечно, с согласия родителей воспитанников (законных представителей).

Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ДОУ. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6 лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект. В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.


Возникающие проблемы, затрудняющие совместную деятельность воспитателя и логопеда:

  • совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей

  • общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной

  • основной общеобразовательной программой ДОУ;

  • нет единых требований к организации совместной деятельности воспитателя и логопеда в нормативных документах, методической литературе;

  • в рамках рабочего времени возникает сложность в распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;

  • отсутствует четкое деление функции между воспитателем и логопедом.

Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

  1. Принцип единства диагностики непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

  1. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.

  1. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

  1. Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования правильной речи.

Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются

  • тесном сотрудничестве.

Преемственность в работе с детьми ОВЗ учителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.

Формы коррекционно-развивающей работы между специалистами в

ДОУ:

– беседы,

– консультации,

– семинары-практикумы,

– открытые просмотры,

– мастер-классы.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:

  1. Совместное планирование занятий воспитателя, которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.

  1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении, также составление плана совместной работы.


  1. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

  1. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

  1. Разработка общих рекомендаций для родителей.

  • функции логопеда входит:

– формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;

– изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

– совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

– работа над коррекцией звукопроизношения;

– работа над коррекцией слоговой структуры слова;

– формирование послогового чтения;

– знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;

– обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;

– предупреждение нарушений навыков письма и чтения;

– развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.

К функциям воспитателя относят:

– пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;

– учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;

– системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;

– стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;

– использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;

– закрепление навыков чтения и письма;

– формирование связной речи (такими методами, как заучивание стихотворений, текстов, потешек, знакомство с художественной литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);

– закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

– развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Необходимые игры и упражнения:


  • дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами;

  • упражнения для развития артикуляционного аппарата;

  • упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

  • упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;

  • работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

  • лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.

Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;

  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые воспитателем и логопедом, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

  • применение всевозможных логопедических игр и упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);

– проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.

Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.

Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер


обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.

Список литературы

  1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте
  • учебное пособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. – Москва : Академия,

2006. – 144 с.

  1. Лизунова, Л. Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ : программно-методическое пособие. – Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО через игру (статья)

 «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете»                          ...

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность....

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет прио...

Особенности методической работы куратора ДОУ в современных условиях реализации ФГОС ДО

Особенности методической работы куратора ДОУ в современных условиях реализации ФГОС ДО...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», кото...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Выполнили педагоги:В.Д.КолесниковаЖ.В.НовожиловаМы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионал...