Конспект «Семья и родословная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Иванцюх Елена Владимировна

"Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!"  Воспитание маленького человека начинается с простой любви к своей семье...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tema_semya_i_rodoslovnaya.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

Конспект организованной образовательной деятельности по  развитию речи

в  подготовительной группе

«Моя семья и родословная»

Люберцы 2015

Цель: Формировать представления о семье и  родственных отношениях.

Задачи:

  1. Закреплять представления о родственных связях;
  2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
  3. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;
  4. Развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи;
  5. Учить составлять небольшой рассказ на тему «Моя семья»;
  6. Продолжить формирование речевых навыков и умений.

Образовательные: закреплять представления о родственных связях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью  и обозначающими качества личности человека.

Развивающие: развивать у детей  умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать  навыки  применения диалогической и монологической речи; развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи. Учить составлять небольшой рассказ на тему «Моя семья».

Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство гордости за свою семью.

Программное содержание:

  1. Организационный момент. Знакомство со сказочным героем.
  2. Основная часть. ООД  по развитию речи, загадки, физкультминутка, словесные игры. Просмотр презентации: «Семья».
  3. Итог занятия. Рефлексия.

Предварительная работа:

  1. Детские рассказы о семье, и ее значение в жизни человека.
  2. Индивидуальная работа с детьми: стихи о семье.
  3. Занятие по изобразительной деятельности – родословное древо.
  4. Рассматривание семейных фотографий детей группы, с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.
  5. Индивидуальные беседы на тему «Семья», учить отвечать на вопросы: Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как их зовут? Есть ли у тебя брат, сестра? Назови всех, с кем ты живешь.

Словарная работа: родственники, род, семья, родословная, генеалогическое дерево.

Интеграция образовательной области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование и материала: Игрушки семья Мишутки, картинка-схема с изображением генеалогического древа; DVD-диск с презентацией; рисунки, выполненные предварительно детьми с изображением дерева по количеству детей в группе, демонстрационное оборудование магнитная доска «Флипчарт»,  разноцветные  магниты  20  шт.

Мультимедийные устройства: Ноутбук, телевизор,  кабель HDMI, магнитола LG SB-16, USB-флешка.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, беседа, вопрос, активное слушанье, демонстрация презентации с музыкальным сопровождением, рассматривание картин, анализ, физкультминутка, активные игры.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

I – Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите все на меня! (Звенит колокольчик) Наше занятие начинается! Встанем в кружочек и начнем с девиза нашей группы: «Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

можем мы большими быть, (вырастаем на носочках)

можем маленькими стать, (приседаем)

но один никто не будет! (дети обнимаются парами).

– Молодцы! Какие вы все красивые, нарядные!  Присаживайтесь на стульчики. Ребята, если во время занятия вы захотите что-то спросить, что надо сделать? Ответы детей.

– Правильно, поднять руку. Ой, ребята, в спальне кто-то плачет! Арина! Посмотри, что там случилось!  Девочка  приносит  Мишутку.

– Ребята, это Мишутка. Почему ты такой грустный? Что случилось, Мишутка?... Он убежал от родителей и потерялся, и не знает, что теперь делать! Мишутка, не переживай, мы тебе поможем. Ребята, как вы думаете, что надо делать, если кто-то потерялся? Ответы детей.

– Мишутка, не расстраивайся, расскажи кто твои родители, как их зовут, и мы найдем их! Он говорит, что маму зовут – мама, а папу – папа. Мишутка, ты больше ничего не знаешь? Как помочь Мишутке?

Дети предлагают варианты (воспитатель подводит к возможным вариантам решения проблемной ситуации). Каждый человек должен знать, как зовут членов его семьи, где он живет. Ребята, я слышу чьи-то голоса. Это, наверно, родители Мишутки. Воспитатель из коридора приносит родителей Мишутки.    

– Мишутка с родителями, присаживайтесь! Мы с ребятами расскажем тебе, что должны знать дети, чтоб  в следующий раз быстро найти своих родителей.

II – Основная часть

–  Послушайте песню. О чем поет девочка? Звучит песня о семье. Ответы детей. На мольберте прикреплены картинки семьи.

– Давайте поговорим о семье, Что такое семья? Ответы детей.

– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это  любящие и заботливые родители, и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники. Ребята вы знаете стихи о семье, о маме, папе, бабушке или дедушке. Ответы детей. На мольберте модель генеалогического древа.

– Что такое родословная? С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева. Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. И так, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. И у каждого из вас есть своя история: когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад.

Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково.

Игра: «Назови ласково».

– Как вы ласково называете маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата, любые имена. Ответы детей. (Настенька, Настюша, Настёна, Настюшенька.)

– Мама какая? (Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)

– Папа какой? (Сильный, смелый, умный, родной, трудолюбивый.)

Игра: «Как зовут папу, маму, бабушку, дедушку».

– Послушайте, как я это сделаю: «Мою маму зовут Александра Никитична, моего папу зовут Владимир Сергеевич, мою бабушку зовут Вера Ивановна». Ответы детей.

– Ребята, я знаю одну очень интересную игру с пальчиками «Семья». Давайте сыграем. Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья!

(проговариваем и массируем каждый пальчик)

Игра: «Кто старше, кто младше?!».

– Ребята, кто в вашей  семье самый старший, а кто самый младший.

Игра: «Шкатулка  с волшебными словами».

– Ребята, у вас тоже есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).

У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья веселая, потому что мы любим, рассказывать веселые истории». (Воспитатель берёт с подноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).

Вот и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает).

Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортивная. Все семьи разные – бывают маленькие и большие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье. Например, в семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. И сейчас мы проверим, какими же хозяюшками растут наши красавицы. Девочкам нужно приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол. Ваша задача сделать это быстро, аккуратно, красиво. (Проводится игра.) Молодцы!

Девочки показали нам, что они растут хорошими хозяйками. А следующая игра для мальчиков. Издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин построить дом. Сейчас мы проверим, как справятся с этой задачей мальчики. Надо быстро и надежно построит дом. (Мальчики строят дом из конструктора.) Молодцы! Я приглашаю вас за стол.

Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. Легко ли составить родословную своей семьи? Это очень трудно. Но мы с вами начнем создавать первую ступень генеалогического древа. Сейчас вы приклеите на ваши рисунки генеалогического древа несколько прямоугольников, на которых вы дома с родителями или бабушками напишите фамилию, имя и отчество ваших родных. Когда вы закончите, прошу вас пройти и сесть на ковер.

Итог:

Ребята, вспомните, о чем мы говори на занятии? Ответы детей.

Кто является вашими родственниками? Ответы детей.

Как надо относиться к родителям, к бабушкам? Ответы детей.

Вам было бы интересно изучить свои корни? Ответы детей.

Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи? Ответы детей. Молодцы!

Рефлексивный момент:

Ребята вам понравилось наше занятие? Ответы детей. Если было интересно прикрепите розовых или голубых (разноцветных) бабочек на мольберт, если не понравилось, то белую бабочку на мольберт.

Ребята, посмотрите Мишутка, говорит, что к нам пришла настоящая весна: как много ярких бабочек у нас на мольберте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Семья

пальчиковая гимнастика, конструирование, ритмика,театрализованная деятельность....

Конспект Семья - здоровый образ жизни.

Родительское собрание на тему: Здоровый образ жизни....

Конспект "Семья"

Конспект "Семья. Папа вызывает врача"...

Конспект Семья и Отечество в моей жизни

Цель: Показать, что семья ребенка – одна из ячеек человека.Задачи:Определить роли семьи и Отечества в жизни ребенка.Воспитывать любовь и уважение к своей семье и Отечеству.Формировать представле...

Конспект «Семь чудес Ульяновской области глазами ребенка»

Цель: формировать у детей представление о городе Ульяновске, как образе малой родины....

Конспект Семья

заботится друг о друге, быть внимательными.  Задачи:   Образовательные:   - формировать у детей элементарные представления о семье, ее роли в жизни челове...

Конспект "Семья"

Конспект "Семья"...