Методическая разработка. Конспект совместной деятельности детей и взрослых по развитию речи с использованием ИКТ технологий для детей 5-6 лет. "В гости сказка к нам пришла"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ягубова Анна Александровна

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволило   сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Цель:

  • развитие  речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям,  по названию, по набору игрушек.

Задачи:

  • Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.
  • Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
  • Закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги.
  • Продолжать учить детей  пересказывать по ролям  сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
  • Воспитывать умение понимать смысл пословиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности детей и взрослых по развитию речи

(с использованием ИКТ технологий)

Для детей 5-6 лет

«В гости сказка к нам пришла».

Цель занятия:

  • развитие  речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям,  по названию, по набору игрушек.

Задачи:

  • Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.
  • Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
  • Закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги.
  • Продолжать учить детей  пересказывать по ролям  сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
  • Воспитывать умение понимать смысл пословиц

 Методы и приемы:

  • Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением персонажей, игрушки, настольный театр)
  • Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление сказки)
  • Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)
  • Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие)
  • Игровой прием (считалка, игра-физминутка)

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволило   сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение, рассказывание русских народных сказок.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам
  • Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
  • Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.
  • Заучивание загадок.

Оборудование:

  • Перфокарта
  • Аудиозапись
  • Компьютерная презентация «Что за прелесть эти сказки»
  • иллюстрации в форме слайдов 
  • набор игрушек
  •  настольный театр
  • телефон

Словарная работа:  путешественник, присказка, беззащитный

Ход занятия.

Воспитатель: -«Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня  я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.»

     Красна девица грустна, ей не нравится весна.

     Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.

     На сметане мешен, на окошке стужён.

     Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.

     Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.

     Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.

     Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.

     В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

С   К   А   З   К   И

Звучит музыка.

Воспитатель:-«Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам.» (слайд N 3,4)

  • Кто живёт в сказках?
  •  Как начинается сказка?
  • Какими словами заканчивается?
  • Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)

-  Ребята, а какие присказки вы знаете? (слайд N7)

  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
  • «Сказано-сделано».

Воспитатель: «А вы много знаете сказок? Сейчас проверим»: (слайд N 8)

Загадывание загадок детьми.

 Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

  Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

 По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

  Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

  А дорога далека, а корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

  Колотил, да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель: Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется  иллюстрация  (слайд N9)

«Сказочная избушка»

Воспитатель: У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Покатилось, покатилось, светлое колечко

Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.

Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок по  иллюстрации  составляет  сказку.

Воспитатель: Молодец, хорошую  придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА     

«В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка                     дети шагают

Стоит задом наперед –                                 дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка                 грозят пальцем

Бабушка Яга живет                                        грозят пальцем другой руки

Нос крючком,                                                    показывают пальчиком

Глаза большие                                                  показывают (округляют глаза)      

Словно угольки горят                                   покачивают головой

Ух, сердитая какая!                                        бег на месте

Дыбом волосы стоят                                     руки вверх

Воспитатель:-«Ну, а теперь  продолжаем дальше своё путешествие.»

Выставляется иллюстрация леса  (слайд N10) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:-«Надо придумать сказку по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко

Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.

Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.»

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.

Воспитатель: -«Молодец.   Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку по теме: «Как лиса и заяц подружились».  Давайте вспомним,  каким в сказках показан заяц?»  (Слайд N 11)

Дети: Трусливым, пугливым, беззащитным.

(Слайд N12)      

Воспитатель: -«А  какая у нас лисичка в сказках?»

Дети: Хитрая, плутовка, обманщица.

Дети придумывают сказку, используя сказочных персонажей настольного театра.

Воспитатель:-«А  мы продолжаем наше путешествие по сказкам. Ребята, вы знаете много пословиц.    Давайте вспомним.»

(слайд N 13)

  • Хороша кашка, да мала чашка.
  • ? Жить в соседях, быть в беседах.
  • Умей в гости звать, умей и угощать.
  • Что есть в печи, всё на стол мечи.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.

Воспитатель:-« А теперь послушайте вот такую пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы её понимаете?» – ответы детей,-«Мы с вами читали русскую народную сказку: «Как аукнется, так и откликнется»,  давайте вспомним эту сказку. (слайд N 14-18)

Вопросы воспитателя:

  • О чём говорится в этой сказке?
  • Какою  вам представляется лиса в этой сказке.
  • Что вам понравилось в сказке?
  • Как вы понимаете выражение: «не солоно хлебавши»; «потчует», «стряпала», что они означают?
  • Почему так называется сказка?
  • Что означает выражение: «как аукнется, так и откликнется»?

Воспитатель:-«А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку  своему другу по телефону.  Вы должны постараться  правильно передать содержание сказки  по телефону, чтобы ваш друг понял  какая эта сказка и кто  в ней главные герои.»

Пересказ  сказки по телефону

Воспитатель:-«Наше путешествие в мир сказок заканчивается.(слайд N 19) Вспомните, какие сказки вы сегодня придумали? Чья сказка понравилась больше всех?(Слайд 20) Назовите свои любимые сказки. Чем они вам нравятся? А чему учат сказки?»

- Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня все старались и были просто молодцы. (слайд N 21-22)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Мультимедийная презентация, (изготовленная мной),распечатанная на бумажном носителе.

После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится  новая проблема.

Пояснительная записка:

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время занятия дети смотрят мультимедийную презентацию со   слайдами   сказочных персонажей. Затем с воспитанниками проходит обсуждение и воспитатель предлагает детям составить самостоятельно сказки на различные темы. Ребята отвечают на наводящие вопросы  воспитателя и постепенно получаются сказки. В процессе данной части занятия осуществляется  индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.  Чтобы заинтересовать детей мною был придуман  необычный способ пересказа сказки  другу  - по телефону. Поэтому пересказ прошел легко, незаметно. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Организация совместной деятельности детей и взрослых "Бабушки в гостях у внуков и внучек. Игры нашего детства"

Конспект "Организация совместной деятельности бабушек, детей и педагогов на тему  «Бабушки в гостях у внуков и внучек»...

Гр. "Розочка"Конспект совместной деятельности педагога и детей по развитию речи Тема: «Игрушки в гости к нам пришли» Вторая младшая группа

Конспект совместной деятельности педагога и детейпо развитию речи               Тема: «Игрушки в гости к нам пришли»  Вт...

Совместная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми  по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....

Методическая разработка конспект совместной деятельности по формированию целостной картины мира << В гости к нам пришли матрешки>>

Методическая разработка конспект совместной деятельности по формированию целостной картины мира << В гости к нам пришли матрешки>>...

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием ЭОР (презентация Power Point)  

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»...