Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию "Репка" Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) на тему

 

Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию  "Репка" Н.Е.Веракса,А.Н.Веракса

Ученые, которые исследовали природу сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры. Народные сказки не только обогащают воображение ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности. Однако для того чтобы способствовать эффективному детскому развитию, нужно уметь знакомить ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать какие-то вопросы и перейти к следующей. Важно более подробно остановиться на содержании сказки, по возможности разыграть ее и смоделировать ключевые фрагменты.
Для каждого возраста можно вьделить такие сказки, освоение которых будет успешно развивать детское мышление, творчество, воображение и речь. Так, детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить сказку «Репка», которая позволяет познакомить их с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака). Это действие является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте. С его помощью ребенок может наблюдать различные изменения, происходящие в окружающем мире. Например, на основе действия сериации ребенок может понять, как изменяется температура в течение дня: утром прохладно, днем тепло, а к вечеру опять становится прохладно.
Действию сериации не свойственна наглядность, поэтому освоить его детям младшего дошкольного возраста непросто. Для того чтобы продемонстрировать ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представленных отношений между достаточно простыми объектами.
Освоение сказки осуществляется в течение 8 занятий.

Занятие 1:Читаем сказку и отвечаем на вопросы
Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления ребенка с содержанием сказки. Благодаря умело поставленным вопросам у взрослого есть возможность сосредоточить внимание ребенка на тех или иных моментах сказки, которые в противном случае могут быть попросту пропущены.
По мере рассказывания взрослый показывает соответствующие сюжетные картинки.
После прочтения сказки воспитатель задает вопросы по ее содержанию.
— Какое было семечко, когда дед посадил его в землю? Какая выросла репка?
При ответе на этот вопрос нужно помочь детям правильно понять его смысл. Обычно в младшем дошкольном возрасте ребенок уже знает основные антонимы. Однако важно, чтобы он не просто сказал «семечко маленькое», но и показал, какое оно маленькое (с помощью большого и указательного пальцев). Точно также ребенок должен показать, какая большая репка (например, встать и поднять руки вверх). Взрослый должен обязательно похвалить ребенка: «Молодец, ты правильно показал, вот какое маленькое семечко (вот какая большая репка)! И так далее.

Занятие 2. Раскладываем картинки
В ходе этого занятия дети должны научиться располагать картинки в соответствии с сюжетом сказки.
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены фрагменты сказки и говорит: «Сейчас я буду читать сказку, а вы будете показывать картинки». По ходу чтения дети показывают соответствующие картинки. Если ребенок допускает ошибки, взрослый прерывает чтение, обсуждает с ним содержание эпизода и показывает подходящую картинку
Затем воспитатель просит детей выложить картинки в соответствии с последовательностью сюжета. После того как дети  выполнят заданиё, взрослый еще раз читает сказку, а дошкольники вновь по мере чтения указывают на соответствующие картинки (и показывают их взрослому).

Занятие 3. Замещаем персонажей сказки
На данном занятии отрабатывается умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов-заместителей.
С этой целью взрослый берет карточки с изображением персонажей сказки и репки (одна карточка круглая, остальные шесть — прямоугольные), показывает их детям и просит обратить внимание на то, что карточки отличаются по величине.
далее взрослый предлагает детям поиграть в игру«Угадай-ка». Он переворачивает карточки изображением вниз и просит детей угадать, на какой карточке изображена репка. После того как ребенок покажет нужную карточку, взрослый спрашивает: «Как ты догадался, что это репка?» Если ребенок не может ответить на вопрос, воспитатель обращает его внимание на то, что карточка, на которой изображена репка, круглая.
 Взрослый вновь раскладывает карточки, поменяв их расположение, и предлагает детям угадать, где находится репка.
Затем воспитатель просит детей найти карточку; изображающую мышку. Это задание взрослый предлагает детям несколько раз, чтобы удостовериться в их умении правильно находить персонаж по отличительному признаку (самый маленький размер). Аналогичным образом дети находят остальных персонажей.
Если в ходе этого занятия дети не освоят умение замешать персонажа сказки наглядной моделью, следует повторить занятие.
Занятия 4. Моделирование сказки
На этом занятии дети должны научиться строить и «читать» простые модели сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления.
Взрослый выкладывает перед детьми желтый кружок и шесть желтых полосок разной длины и говорит: «давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих полосок и кружочка. Как вы думаете, что может обозначать в сказке кружок? (Если дети испытывают затруднение, взрослый помогает найти правильный ответ.) Какая полоска самая большая? Кто в сказке самый большой? Кого мы можем изобразить с помощью этой полоски?» И так далее. Когда дети ответят на вопрос, воспитатель кладет полоску вертикально рядом с кружком.
Следующий этап этого занятия связан с моделированием фрагмента сказки: взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо отрывка произведения и просит построить его модель.
После того как дети построят соответствующую модель, воспитатель предлагает им воспроизвести содержание этого фрагмента сказки (ответить на вопрос о том, что изображено на модели).
В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в следующую игру. Он показывает им какую-нибудь модель, например, кружок, рядом с которым находятся три последовательно убывающие по длине полоски и просит показать картинку с изображением соответствующего фрагмента сказки.

Занятие 5. Разыгрываем сказку
На данном занятии дети учатся инсценировать действия персонажей сказки, что способствует развитию их воображения.
Воспитатель читает фрагмент сказки и предлагает детям показать, что делают герои произведения (так разыгрывается вся сказка).
В процессе выполнения задания взрослый дает понять детям, что они должны постараться передать характер персонажа с помощью выразительных движений. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «дедушка старенький, но большой», «оп ходит не так быстро, как внучка», «внучка меньше бабушки», «собачка бегает на четырех лапах», «собачка смелая, она лает», «мышка всего боится, она самая маленькая» и т. д.
Занятие 6. Рассказываем фрагменты сказки
В ходе занятия отрабатывается способность детей пересказывать сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников Воспитатель моделирует фрагмент сказки и просит детей рассказать, что изображено на модели. Если дети испытывают затруднения, он спрашивает, что означает каждый из элементов.
Начинать занятие лучше всего с модели, которая состоит из одного желтого кружка. Такая модель соответствует началу сказки. Следующая модель может быть представлена кружком и полоской. (дед пытается вытянуть репку.) И так далее.
При выполнении этого задания следует учитывать речевые возможности детей (не могут сформулировать предложение, способны только завершить его), строить занятие таким образом, чтобы они не испытывали больших затруднений.
Занятие 7. Рассказываем всю сказку

Задание для группы: попробуем пересказать сказку целиком.
На данном занятии воспитатель продолжает отрабатывать умение детей пересказывать сказку по ее модели.

Задание для группы: попробуем пересказать сказку целиком                                                - «Я буду выкладывать фигуры, а вы будете помогать мне рассказывать сказку».
Взрослый кладет желтый кружок и говорит: «Посадил дед семечко, и выросла... (репка). Воспитатель показывает большую полоску и говорит: «Стал... (дед) репку тянуть>. И так далее.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выложить модель сказки и пересказать по ней произведение (при необходимости взрослый помогает детям). В результате у детей складывается целостное представление как о содержании сказки, так и о ее структуре, они оказываются в состоянии переходить от анализа структуры к наполнению ее содержанием и, наоборот, от содержания к структуре.
Занятие 8. Разыгрываем сказку
На данном занятии детям, которые уже освоили пересказ сказки по ее модели, воспитатель предлагает выбрать роль одного из персонажей и разыграть произведение. Для обозначения роли дети получают медальоны с изображением соответствующих персонажей (медальоны изготовляются из круглых картинок, к которым привязывают ленточки).
Взрослый, который выполняет роль ведущего и читает текст сказки, должен следить за очередностью появления героев. Вполне вероятно, что одни роли покажутся детям более привлекательными, а другие — менее, поэтому по возможности сказку нужно разыграть несколько раз, чтобы дети могли поменяться ролями.
В домашних условиях не обязательно разыгрывать всю сказку—можно ограничиться каким-либо ее фрагментом. В этом случае ребенку дается роль только одного персонажа.
В результате данного занятия закрепляется умение детей применять действие сериации в рамках конкретного содержания. А следование роли (а, следовательно, и тем правилам, которые она определяет) ведет к развитию произвольности, как важного направления становления личности ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Наглядно-дидактическая игра «Времена года»

Уважаемые родители и педагоги!Взрослые знают, как нелегко ребенку ориентироваться во времени. Наглядно-дидактическая игра: «Времена года» познакомит с временами года и их последовательностью....

Методическая разработка комплектов наглядно - дидактических пособий на тему: Движение+движение = формула здоровья

Задачи методической разработки:- вызвать интерес у родителей к решению проблемы  укрепления здоровья детей и формированию элементарных  привычек здорового образа жизни;- обеспечить взаимодей...

Учебно – методическое пособие Наглядно – дидактическая игра «Мой город» Для детей с 3 до 7 лет.

Данная игра позволяет познакомить детей дошкольного возраста с нашим городом  «Санкт-Петербургом», его архитектурой, памятниками, музеями, достопримечательностями. Ребенок учится сравнивать, клас...

Методическая разработка "Фольклорные наглядно-дидактические пособия"

Целью данной методической разработки является способствование решению задач по формированию и сохранению у подрастающего поколения национальных традиций....

Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)

В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...

Методическая разработка Игровое наглядно-дидактическое пособие «Сундучок тётушки Совуньи» с использованием развивающих игр регионального компонента.

Изучение методических материалов к программе «Первые шаги», составленные с учётом специфики регионального компонента я успешно прошла и мне в голову пришла идея, создать дидактическое посо...