Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Волокитина Ольга Михайловна

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие рассказы. Упражнять в словообразований существительных  при помощью суффикса -ниц-. Продолжать учить делить слова на слоги.  Учить  устанавливать причинно-следственные связи при  составлении  рассказов  с использованием серии картинок. Закрепить навык словообразования  существительных   в И. п. и Р.п.  ед.  и  мн. числа. Учить координировать речь  с движением.

Коррекционно-развивающие задачи:    Развивать внимание, память  и  словесно логическое мышление. Подготавливать руку к письму, формировать графо - моторные навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:  Формировать  доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть  добрыми и отзывчивыми. Воспитывать любовь и уважение  к живой природе.  Учить детей   замечать  происходящее в живой природе.

Предварительная работа: лексико-грамматическая  деятельность по теме: «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение стихов,   просмотр мультипликационного фильма  «Лунтик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volokitina_o.m._konspekt_nod_4.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 65» - Центр развития ребёнка

города  Бийска Алтайского края

Конспект

непосредственно образовательной деятельности «Коррекция речи»

в старшей логопедической группе

Лексическая тема:  «Насекомые»

Области:  «Коммуникация, познание»

подготовила

учитель – логопед

Волокитина Ольга Михайловна

г. Бийск - 2013г

Задачи непосредственно образовательной деятельности.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие рассказы. Упражнять в словообразований существительных  при помощью суффикса -ниц-. Продолжать учить делить слова на слоги.  Учить  устанавливать причинно-следственные связи при  составлении  рассказов  с использованием серии картинок. Закрепить навык словообразования  существительных   в И. п. и Р.п.  ед.  и  мн. числа. Учить координировать речь  с движением.

Коррекционно-развивающие задачи:    Развивать внимание, память  и  словесно логическое мышление. Подготавливать руку к письму, формировать графо - моторные навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:  Формировать  доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть  добрыми и отзывчивыми. Воспитывать любовь и уважение  к живой природе.  Учить детей   замечать  происходящее в живой природе.

Предварительная работа: лексико-грамматическая  деятельность по теме: «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение стихов,   просмотр мультипликационного фильма  «Лунтик».

Содержание организованной деятельности.

1. Организационный момент.

Однажды над поляною  пронёсся злой колдун.                                                                                                  И  насекомых - крошек   он всех заколдовал.                                                                                                   И осы чтоб жужжали, трудился муравей,                                                                                                             Чтоб бабочки порхали, поможем им скорей.                                                                                      Возьмем  с собой в дрогу мы знанья свои                                                                                                                          И добротой  своею, малышек  ты верни!

 Дети закрывают все  глаза и говорят: «Раз, два, три обернись на   полянке очутись».

     На доске    полянка  разных цветов,   каждое  насекомые закрыто этими цветами. После выполнения каждого игрового упражнения,   логопед открывает  один из цветков и появляется  насекомое. После выполнения всех заданий на доске должны быть все «освобожденные насекомые».

2.  Двигательное упражнение  «Цветок». педагог показывает детям    самый большой цветок. И предлагает, выполнит  упражнение.

Спал цветочек сном волшебным -  лепестки, сложив  в бутон.                                                                               Но потом   цветок  проснулся,   лепесточек встрепенулся,                                                                                        А за ним его дружок,   вот и третий лепесток,                                                                                                                          И четвёртый не отстал.   Вот и пятый их догнал,                                                                                                           И раскрылся весь цветок – наш прекрасный Огонек!  

 Из цветка появляется Лунтик  (мягкая игрушка).

Лунтик: Здравствуйте, ребята!  Я очень рад, что вы пришли на помощь к моим друзьям малышам насекомым. А я вам помогу.

Основная часть - изучение нового материала.

3. Дидактическое упражнение  « Работа по схемам»:  составление описательного  рассказа, используя   схемы.

Логопед:  Дети,  давайте вспомним  и назовём общие признаки насекомых.

Дети: Насекомые «шестиножки».  Их глаза состоят из множества глазиков. Поэтому, не поворачивая головы,  они видят всё вокруг себя.  У насекомых есть усики, с помощью которых они пробуют предметы на вкус. Чем меньше   усики у насекомых, тем они лучше видит.  У насекомых на брюшке есть насечки, если смотреть сверху,   они похожи на колечки – членики.  Если насекомые исчезнут, у птиц не будет корма, и они погибнут, а  растения   некому будет опылять.

4. Дидактическая игра   " Собери разрезную картинку ". -   Разно уровневое задание.   Каждый ребенок собирает свою картинку и с опорой на схему  оставляет   описательный рассказ  о  своем насекомом (кузнечик, муравей, божья коровка, пчела, бабочка).   После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.

5. Рече подвижная игра "  Мы играем со словами ".

 Появляется гусеницы Вупсень и  Пупсень:                                                                                                            - А про нас  забыли… Сейчас как мы  начнем  «шипеть» и будем  вас щипать. Вы, что не знаете новость? У нас  появился новый  родственник уж, вот его  фото  (картинка ужа).                                                                                                                                                                         Логопед: Вы ошибаетесь  Вупсень и Пупсень,     гусеницы не умеют  шипеть и щипаться.  Как и вы  некоторые бабочки получили своё название  с помощью частички    - ница.  Давайте отгадаем как будут звать бабочек-картинки: лимон, капуста, крапива, репей, бархат: капуста + ница = капусница;  лимон + ница = лимонница;  репей + ница = репейница;  бархат + ница = бархатница.

 Мы играем со словами, и  слова мы называем:                                                                                                      Капуст-ни-ца, ца-ца (6 хлопков)                                                                                                      Аналогично отрабатываются слова: лимонница, крапивница, бархатница, репейница.                  После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.

После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.

6.  Дидактическая игра   "Что сначала, а что потом?"

Гусеницы  ворчит и очень недовольны: «Всё про бабочек , а про нас  забыли».                                                                                                                                                  Логопед: Нет, Вупсень и Пупсень мы про вас   не забыли. Мы вам  поможем сейчас превратиться в красивых  бабочек.

Работа с серией картинок «Что сначала, а что потом». Дети устанавливают закономерность и составляют рассказ:  

Дети:  Сначала  бабочка отложила на цветке   яички.   Из этих яичек   потом  появились гусеницы. Гусеницы  питаются листьями и растут. Затем  гусеницы  превращаются  в куколки. А  из куколок  появляются новые  бабочки. Сначала у  них  мокрые крылья. Бабочки  сушат крылья на солнышке.   Крылья подсыхают и бабочки начинают  летать. 

После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.

 7. Физкультминутка   «Бабочки»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется. (Покружиться)

 8.  Пальчиковая гимнастика пальчиковые шаги

Логопед: Давайте поможем гусеницам  стать бабочками.

Ползем  мы  по дорожке,                                                                                                                   Перебираем  ножки,                                                                                                                            Мечтаем бабочками  стать,                                                                                                                         чтоб над цветочками порхать.

После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.

9.  Работа в тетрадях. (Разно уровневые задания: обвести по контуру бабочку, обвести и заштриховать, дорисовать божью коровку).

Лунтик: Все насекомые свободны. Заклинания злого  колдуна разрушены.

Заключительная часть.

10. Дидактическая игра:  «Один и много»:  пчела – пчёлы- пчёл, жук – жуки – жуков; стрекоза – стрекозы- стрекоз;  кузнечик – кузнечики – кузнечиков;

11. Итог.                                                                                                                                             Логопед:  Наше путешествие  подходит к концу. Я вас всем  говорю спасибо. Пусть бабочки  сядут    на ваши ладошку, а мы    друг другу скажем  спасибо за помощь крошкам насекомым.

   Литература.

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: «Детство-Пресс»,2000г.
  2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет»; Москва «Гном и Д» 2009 г.
  3. Козырева О.А., Дубешко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи», М., Владос, 2005 г.
  4. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.- М.: «Творческий Центр», 2004г.
  5. Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб.: «Детство-Пресс», 1997г.
  6. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду.- М.: «Мозаика-Синтез», 2004г.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в логопедической группе представлена в виде календарно-тематического планирования непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»

Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...