Развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи на тему

Феденюк Татьяна Анатольевна

Формирование монологической речи является центральной задачей лингвистического воспитания дошкольников и относится к наиболее сложным и требующим дальнейшего изучения  вопросам в теории дошкольного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста Выпускная квалификационная работа Выполнила: студентка 6 курса заочной формы обучения Специальность: Педагогика и методика дошкольного образования Феденюк Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Формирование монологической речи является центральной задачей лингвистического воспитания дошкольников и относится к наиболее сложным и требующим дальнейшего изучения вопросам в теории дошкольного образования. В частности, актуальным остаётся изучение особенностей развития связности речи на материале пейзажной картины. В практике дошкольных учреждений также недостаточно используются возможности пейзажной живописи в развитии речемыслительной деятельности детей. АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажных картин. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Слайд 4

Объект исследования – связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования явился процесс развития речи описательной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажных картин.

Слайд 5

Эффективное формирование у дошкольников связной описательной речи может быть осуществлено при соблюдении ряда условий: обогащение содержания детского опыта путем наблюдения в природе, развитие умений видеть красоту пейзажа и отражать это в речи; развитие эстетического восприятия пейзажной картины, умения видеть, понимать и выделять в ней главное; обогащение образными средствами, направленными на определение объекта, его признаков, навыкам их выбора, правильного употребления в связной речи формирование представления о структуре описания, умений описательной речи. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Слайд 6

Изучить теоретический аспект проблемы развития описательной речи старших дошкольников. Охарактеризовать особенности описательной речи детей седьмого года жизни. Определить педагогические условия развития описательной речи у детей седьмого года жизни посредством пейзажных картин и проверить их эффективность. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Слайд 7

теория речевой деятельности и концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.); педагогические исследования в области теории и методики развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А Флёрина, О.С. Ушакова, В.И. Яшина, Н.Ф. Виноградова А.А. Зрожевская и др.). ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 8

теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение педагогической практики педагогов и логопедов, работающих в дошкольном образовательном учреждении; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ материалов исследования; обобщение результатов исследования. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 9

Уровни развития описательной речи детей на этапе констатирующего эксперимента

Слайд 10

Уровни развития описательной речи детей на контрольном этапе эксперимента.

Слайд 11

Сравнительная диаграмма уровня развития описательной речи детей на констатирующем и контрольном этапе исследования

Слайд 12

В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально-смысловой тип речи. Коммуникативной задачей высказывания-описания является создание словесного образа объекта; при этом признаки объекта раскрываются в определённой последовательности. Описанию (как виду монологической речи) присущи основные характеристики связного развёрнутого высказывания: тематическое и структурное единство, адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче, произвольность, плановость и контекстность изложения, логическая завершённость, грамматическая связность. ВЫВОД

Слайд 13

Обучение описательной речи, в том числе и по пейзажной картине, предоставляет большие возможности для разностороннего воздействия на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности. Оно способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. ВЫВОД

Слайд 14

Эффективное формирование у дошкольников связной описательной речи может быть осуществлено при соблюдении ряда условий: - обогащение содержания детского опыта путём наблюдения в природе, - развитие умений видеть красоту природного пейзажа и отражать это в речи; - развитие эстетического восприятия пейзажной картины, умения видеть, понимать и выделять в ней главное; - обогащение речи образными средствами, направленными на определение объекта, его признаков, навыкам их выбора, правильного употребления в связной речи. ВЫВОД

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...