Подготовка детей старшего дошкольного возраста к интеллектуальным соревнованиям в ходе логопедической работы.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Саулей Татьяна Николаевна

 

Статья посвящена обобщению опыта по подготовке детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, к участию в интеллектуальных соревнованиях. В ней рассматривается система игр и игровых заданий для формирования и развития интеллектуальных способностей ребенка. Описана методика использования «Ребус- метода» при обучении чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_sorevnovaniya.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Саулей Т.Н., воспитатель, МБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида, e-mail: li_lue@mail.ru

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к интеллектуальным соревнованиям в ходе логопедической работы.

Саулей Т.Н.

Статья посвящена обобщению опыта по подготовке детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, к участию в интеллектуальных соревнованиях. В ней рассматривается система игр и игровых заданий для формирования и развития интеллектуальных способностей ребенка. Описана методика использования «Ребус- метода» при обучении чтению.

Ключевые понятия: интеллект, интеллектуальное развитие, интеллектуальные способности, интеллектуальные соревнования «ребус-метод».

Одним из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста является обучение и воспитание интеллектуально развитых детей.

Интеллект, по определению психолога М.А Холодной - это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека.

Психологи утверждают, что интеллектуальное развитие – это уровень и скорость мыслительных процессов: умения сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.[1]

К интеллектуальному развитию так же относят речевое развитие и способность к самообучению, ведь, как известно, мышление неотделимо от речи.

У детей логопедической группы имеются нарушения речи, несовершенство речевого слуха, и, как правило, недостаточный уровень развития лексико- грамматической стороны речи, не развиты умения рассуждать, обобщать, анализировать, строить умозаключения. [3]

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. В настоящее время существует огромное количество игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. В непосредственно образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи мы включаем игры на развитие познавательных процессов (восприятия, произвольного внимания, памяти). Это такие игры как "Запомни картинки", "Найди одинаковые" и т. д.

Постепенно возможности использования игр и упражнений на развитие наглядно-образного, абстрактного, логического мышления в воспитательно-образовательном процессе расширяются. Дети участвуют в  разгадывании загадок, решении логических задач, играх "Продолжи узор", "Найди закономерность", "Раздели на группы", "Найди общее слово", "Составь фигуру".

В логопедической работе с детьми используем методику «Ребус- метод»   Льва Штернберга. «Ребус-метод» это устная игра, где ребенок учится самостоятельно читать слова, ещё даже не зная букв. [5] При обучении детей чтению с помощью «Ребус метода» детям показываются графические знаки и называется их звучание, при этом неделимые звуки не делим, не объясняем разницу между звуками, буквами и слогами. Правила игры простые. Взрослый называет слово, знакомое ребенку, малыш должен повторить только начало слова. Для игры отбираются только те слова, которые начинаются с ударения. Следующим этапом предлагаем ребенку два слова подряд, из которых он по-прежнему произносит лишь начало: маска-маска- МА-МА, туфли-чайник- ТУ-ЧА. Количество слов можно увеличить до трех-четырех. Для облегчения задания ребенку предлагают зрительную опору в виде изображений предметов. Это и есть ребус, который легко разгадывается по заданному правилу.

«Ребус- метод» отличается творческим началом: в каждом слове есть фокус, загадка, которую необходимо разгадать. И когда ребенок распознает слово, то для него это маленькая победа в этой игре, а не просто обучение чтению. Малыши не только сами разгадывают ребусы, но и учатся загадывать их. Взрослый нужен ребенку чтобы объяснить простейшие правила. Приемы «Ребус-метода» и  просты и доступны детям.

Т.о. способствуя интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста,  мы развиваем интеллектуальные способности, индивидуально- психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности.

Развитие мыслительных процессов, позволяет участвовать детям в интеллектуальных соревнованиях- учебных развивающих мероприятиях, отличающихся по содержанию и методам, активизирующим мыслительную деятельность[4 ] и умения применять знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. [2]

Стало традиционным проведение в стенах нашего детского сада  интеллектуального конкурса "Турнир смекалистых дошколят".

Воспитанники становятся призерами районных интеллектуальных соревнованиях и областных заочных конкурсов «Солнечная страна» и «Солнечный круг».

Список литературы:

  1. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования- Томск: Изд-во Томского университета, 1997г.-392 с.
  2. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка- Москва: Изд-во Айрис пресс, 2000г.
  3. malutka.net› Сайт для родителей «Малютка»
  4. http://psixologiya.org  Детская психология
  5. http://www.rebus-metod.net  Издательство Штернберг

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-дидактические игры»

  Игры для интеллектуального развития дошкольников учат мыслить, планировать и анализировать свои действия. А еще работать в команде или проявлять лидерские качества. Малыши приобщаются к ...

Конспект мероприятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста: Командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов»

В данной методической разработке представлено досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием поисково-исследовательской технологии. Подробно описаны цель, задачи, услов...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По саванне африканской ходит медленно жираф»

Цель: Создать условия для формирования у детей умения рисовать жирафа в технике «рисование ладошками и  ватными палочками».Задачи: - Расширить кругозор, знания детей об экзотических ж...

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение "минуток здоровья в ходе ОД и процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение «минуток здоровья» в ходе образовательно...

из опыта работы "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе"

Сегодня, я хочу рассказать вам, как мы готовим детей к школе. Проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость.Поступление в школу – перел...