Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он может задерживаться и тогда у детей различаются различные отклонения в речи. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыта71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №13 г. Нижнеудинск»

Обобщение опыта

по теме

«Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Учитель-логопед:

 Кичко Татьяна Алексеевна

2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

  Овладение родным языком как средством и способом общения  и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Установлено, что восприятие человеческой речи отличается от восприятия неречевых звуков. И если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, то он нечетко воспринимает смысл слов и испытывает затруднения в звуко-буквенном анализе слова, а, следовательно, в овладении грамотой. Готовность к усвоению грамоты связано не только с умением правильно слышать и произносить звуки и слово, но прежде всего малыш должен четко представлять звуковой состав слова, слышать каждый звук в слове и уметь  его дифференцировать от другого рядом стоящего звука.

    И если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он может задерживаться и тогда у детей различаются различные отклонения в речи. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе в детском саду. С целью изучения предупреждения дисграфии  у детей с речевой патологией, мною на базе детского сада № 13 была проведена углублённая диагностика детей подготовительных групп с логопедическими заключениями «Общее недоразвитие речи третьего уровня» (по классификации Р.Е. Левина), которое показало индивидуальные различия в формировании: фонематического слуха; лексико-грамматических конструкций; звуко-слогового анализа и синтеза слов; слоговой структуры слов; связной речи; элементов чтения и письма. Такие дети испытывают стойкие трудности при освоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельности. У таких детей наблюдается:

1) неустойчивое внимание;

2) недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

3) недостаточное развитие словесно-логического мышления.

    Поэтому я в своей коррекционной работе с такими детьми под каждым из этих разделов ведущее место отвожу формированию фонематических процессов. Основной задачей являлось изучение возможностей развития фонематического восприятия посредством обучения детей звуковому анализу с использованием наглядности и схем.

   Таким образом, основными направлениями логопедической работы по предупреждению дисграфии я считаю:

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков и звуков речи. Различи высоты силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различие слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков звукового анализа.
  2. Работа над звукопроизношением. Устранить все недостатки в произношении звуков.
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов – слогов, из слогов – звуков. Различие между собой любых звуков речи, гласных, согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количестве слогов.
  4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучать детей словообразованию.
  5. Развитие грамматических навыков: учить детей понимать и употреблять предлоги. Составлять предложения по картинкам, сериям картин, распространять предложения.
  6. Развитие связной речи. Большая работа ведется по обучению составления рассказов: описательных, рассказов по наблюдению, составление рассказов по схемам.

   Руководствуясь вышеизложенными принципами, в свои коррекционные занятия включаю упражнения на формирование фонематического возраста. Этому способствуют игровые приемы. Как показывает опыт, радость, веселье, раскованность и некоторая таинственность – приемы присущие игре привлекательны для детей с речевой патологией. Наблюдая за детьми во время игры, я сделала вывод о том, что они оживляются, стараются выполнить как можно больше, безболезненно реагируют на замечания и время проходит незаметно, дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта. Стараюсь в основное содержание игр вносить новые элементы. Так появились следующие игры:

Игра «Ёжик-грибник».

Цель игры: закреплять навыки выделения заданного звука из слова, определять место звука в слове.

Оснащение:

  1. Панно «На поляне»
  2. Грибы картонные
  3. Ежик картонный
  4. Корзинка.

Читается стихотворение:

      Долго по лесу ежик шагал,

      Вкусных грибов к обеду искал.

      Только не всякий вкусный грибок

      Ёжик спешил положить в кузовок.

      В корзинку попали такие грибы,

      В которых звук [а], [о], [с]

      Услышать ты мог.

              Дети по цепочке выходят, выбирают гриб и кладут в корзинку. После того, как грибы собраны, нужно провести их сортировку. Задание:

       Хозяйка-ежиха грибы разделила:

с [а], [о], [у] – в начале слова – супчик сварила;

с [а], [о], [у ] – в середине – в запас насушила;

с [а], [о], [у] – в конце – друзей угостила.

    Дети сортируют грибы.

Игра «Чудо – краски»

Цель игры: учить различать акустические и артикуляционно-сходные звуки, развивать мелкую моторику.

 Оснащение:

  1. Карточки с контурными изображениями предметов
  2. Цветные карандаши.

 Дети рассматривают картинки. Выбирают картинку с заданным звуком и раскрашивают её.

                                         Используемая литература

  1. Л.Я Гадасина., О.Г. Ивановская «Звуки на все руки». – С-Пб.: «Детство» 1899.
  2. А.У. Ндзенкова, Л. Колтыгина «Звукарик» - Екатеринбург, 2001.
  3. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» - М.: «Просвещение», 1985.
  4. О.Е. Громова «Инновации- в логопедическую практику» - М.: «Линка-Пресс», 2008.

Приложение

Игровые задания для устранения предпосылок дисграфии

 на почве несформированности языкового анализа и синтеза

  1. «Составь схему»

Цель: развитие анализа синтаксического членения предложения на слова.

Описание: детям даются предложения, состоящие из разного количества слов, им необходимо составить схему к каждому предложению.

Инструкция: Ребята, перед вами предложение. «Мальчики играют в прятки». Сколько слов в этом предложении? (уделяется внимание предлогам: детям объясняют, что это тоже слово, только маленькое) Затем составляются схемы.

  1. «Весёлый счет»

Цель: развитие анализа синтаксического членения предложения на слова.

Описание: детям необходимо определять место слова в предложении (какое по счёту)

Инструкция: Ребята, сейчас я буду читать предложения, а вы внимательно слушайте и постарайтесь правильно ответить на мои вопросы. Например, Маша купила молоко. Сколько слов в предложении? Какое по счёту слово «молоко»? Слово «Маша»? И т.д.

  1. «Забавный текст»

Цель: развитие анализа синтаксического членения предложения на слова.

Описание: детям необходимо выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

Инструкция: Ребята, перед вами текст. Сейчас я его прочитаю, а вы выберите из текста предложения, состоящие из двух, трёх, четырёх слов.

  1. Разложи»

Цель: развитие слогового анализа.

Описание: детям необходимо разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых два, три слога.

Инструкция: Ребята, перед вами картинки. Их необходимо разложить в два ряда. Справа мы будем класть картинки, название которых состоит из трёх слогов, а слева – слова, состоящие из двух слогов.

  1. «Забавные гласные»

Цель: развитие слогового анализа

Описание: детям необходимо разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Предлагаются двухсложные слова.

Инструкция: Ребята, перед вами картинки. Определите, сколько слогов  в названии каждой из них. Теперь разложите картинки под соответствующие схемы.

  1. «Слоги перепутались»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Описание: детям необходимо составить слова из слогов, данных вразбивку.

Инструкция: Ребята, сейчас я буду называть вам слоги, а вы составляйте из них слова.

  1. «Схемки»

Цель: развитие слогового анализа.

Описание: детям необходимо подобрать несколько сов к графической схеме.

Инструкция: Ребята, перед вами схемы. Вам необходимо определить, сколько в схеме слогов, и подобрать нужное слово.

  1. «Самый умный»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: логопед называет слово, после чего дети отвечают на вопросы.

Инструкция: У каждого ребенка звукобуквенная линейка. «Послушайте, сейчас я назову слово, а вы будете внимательны и постарайтесь ответить на мои вопросы:

-сколько звуков в этом слове?

- на каком по счету месте надо писать мягкий знак?

      9. «Отгадай слово»

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Описание: логопед произносит отдельные звуки, а детям необходимо отгадать слово.

Инструкция: «Ребята, отгадайте слово: сначала «ЛЬ», потом «Д», потом «И», потом «Н», потом «А» (льдина) и т.д.

10.«Слоговички»

Цель: развитие слогового анализа.

Описание: у каждого ребенка карточка с отдельным слогом, с помощью логопеда дети составляют слова.

Инструкция: «Ребята, «слоговички» помогут нам правильно назвать части тела, а мы поможем «слоговичкам» встретиться, чтобы получилось новое слово. У кого «слоговичок» несет груз- целое слово? (Грудь – слово выставляется фланелеграф). У кого «слоговичок» несет слог, где последний согласный «ТЬ» (коть). У кого недостающая часть слова? (ло) Получается «локоть»  

11. «На сцене цирка»

Цель: развитие фонематического анализа

Описание: логопед рассказывает детям о том, кто такие эквилибристы, детям дается задание, при правильном выполнении которого эквилибристы смогут сделать шаг вперед.

Инструкция: На доске выставляется рисунок артистки, движущейся по канату. «Ребята, это эквилибристка. Эквилибристы способны сохранять равновесие, стоя на канате, двигаясь по канату, танцуя на нем. Эквилибристка сделает шаг вперед лишь в том случае, если вы определите:

  1. в слове «костюм» первый звук;
  2. в слове «талант» соседей звука «Л»
  3. в слове «трюк» количество звуков.

12. «Дрессировщики»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: детям необходимо придумать слова с определенным количеством звуков (животных, которых можно дрессировать)

Инструкция: «Ребята, сейчас на арену цирка выходят дрессировщики. Кого они могут дрессировать? Это слово состоит из трёх звуков (лев). А в этом слове четыре звука (тигр). Следующее слово начинается со звука «М» и заканчивается «ДЬ».

13. «Фокусник»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: у каждого ребенка «волшебная палочка», на которой написаны буквы, из которых надо составить слова, обозначающие животных.

Инструкция: «Вместе с фокусниками мы будем творить чудеса. С помощью волшебной палочки, на которой написаны волшебные буквы (з, а, я, ц, л, и, с, в, о, к, р, т, м, ы, ш, ь), будем эти буквы превращать в животных (заяц, лиса, волк, крот, мышь).

14. «Зоопарк»

Цель: развитие фонематического анализа

Описание: перед детьми картинки с изображением животных, с помощью подсказки логопеда они отгадывают то слово, которое задумал логопед, и выставляют на фланелеграфе.

Инструкция: Ребята, мы входим в зоопарк, сначала мы будем смотреть животных, которые обитают в наших лесах. Будем отгадывать этих животных, и ставить картинки с их изображением на фланелеграф. В названии первого животного после звука «Ы» слышится «СЬ». Кто это? (рысь) и т.д.

15. «У кого какая игрушка»

Цель: развитие фонематических представлений

Описание: на темном глобусе наклеены картинки с изображением игрушек. Детям необходимо по подсказке логопеда определить, какие игрушки дети получили в подарок (медведь, кукла, машина).

Инструкция: «Какие же игрушки получили дети в подарок? Найдите их на глобусе. В названии этой игрушки первый звук «МЬ» (медведь). В названии этой игрушки 5 звуков (кукла). В названии этой игрушки 3 слога (машина). Теперь сами выберите и назовите ту игрушку, которую хотели бы получить. (Дети называют игрушку, анализируют звуковой состав этого слова). Анализ проводится по вопросам: «Сколько звуков в слове? Какой звук перед, после (называется звук)? Какой звук первый, последний? И т.д.

16. «Пантомима»

Цель: развитие фонематического анализа

Описание: детям необходимо по выражению лица определить состояние человека (предлагаются картинки). Затем проводится анализ.

Инструкция: «Ребята, перед вами картинки. Вам надо определить состояние человека (сердится, улыбается, плачет, смеется, грустит и т.д.). Далее задаются вопросы (какой первый звук в этом слове? Какой последний? И т.д.)

17. «Отгадай загадку»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: дети отгадывают загадки, если сразу не получается, то логопед помогает.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать:

  1. Кручу, верчу, знать ничего не хочу. (Вьюга) Если ребенок сразу не отгадал, то предлагается подсказка: в этом слове первый звук «ВЬ», а последний звук «А»
  2. Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц). Какой первый звук, какой последний?
  3. Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стёкла, сделал снежными сады. (Мороз) Какие гласные звуки? Сколько всего звуков в этом слове?

18. «Лото»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: детям предлагаются карточки с изображением четырёх предметов на звуки «П» и «Б». Логопед называет слова, дети определяют, какой звук «П» или «Б» в слове, какой он по счету и закрывают картинку соответствующей буквой. Можно использовать другие звуки.

Инструкция: «Перед вами картинки с изображением 4-х предметов и буквы из разрезной азбуки. Вам надо определить в каком слове звуки «Б» или «П», какой он по счету, затем закрыть картинку соответствующей буквой».

 19. «Ералаш»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: детям необходимо расставить по местам переставленные в стихотворении слова, сравнить их по звучанию, назвать количество звуков, указать общие и разные звуки.

Инструкция:

«Это что за ералаш?

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить по местам!

- Кто на дереве сидит? (Кит)

- В океане кто плывет? (Кот)

-В огороде что растет? (Рак)

- Под водою кто живёт (Мак).

Слова «кит» и «кот», «мак» и «рак» чем отличаются? Сколько звуков в этих совах?

Какие звуки в словах «кит» и «кот» одинаковые, а какие разные? (Проводится аналогичная работа со словами «рак» и «мак»).

20. «Любопытный»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: логопед задает вопросы, а дети в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук.

Инструкция: «Вам надо составить предложение, отвечая на мои вопросы, причем каждое слово в предложении должно начинаться со звука «П» (или любого другого звука), например: Кто? Что сделал? Кому? Что? Папа принес Пете пилу».

21. «Троица»

Цель: развитие фонематического синтеза.

Описание: детям надо составить слово из звуков, данных в беспорядке.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду произносить по 3 звука, а вы составлять слова. Например: м, л, о (лом), о, к, т, (кот, ток) и т.д.

22. «Игра с кубиком»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани куба.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Вначале я кидаю кубик, и придумываю слово, а затем вы. Количество точек обозначает количество звуков, из которого должно состоять ваше слово»

23. «Молчанка»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: детям предлагается набор цифр. Логопед молча показывает картинку, не называя её, а ребенок поднимает цифру, обозначающую количество звуков в данном сове.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду показывать картинки, а вы поднимать ту цифру, которая обозначает количество звуков в названии этой картинки. Например, рак – цифра 3 и т.д.»

24. «Домики»

Цель: развитие фонематического анализа.

Описание: детям необходимо разложить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в названии. Предварительно картинки называются.

Инструкция: «Ребята, перед вами три домика: один с тремя окошками, второй – с четырьмя, третий – с пятью. Вам необходимо разложить картинки по количеству звуков. Если в слове три звука, то картинка будет жить в первом домике, если четыре - во втором, пять – в третьем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...