«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Касьяненко Ирина Викторовна

Непосредственно образовательная деятельность, включающая 10 образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_lesnoy_polyanke.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1.Минута релоксации.

- Добрый день! Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбки и продолжим занятие.

 : Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох по три раза)

Подарите улыбки нашим гостям.

2.Введение в тему.

Воспитатель:

Злые ветры налетают,

 И метели заметают,

 И трескучий мороз

 Заморозил нас до слёз.

 Мы по лету заскучали.

 На полянку мы позвали

 Наших летних всех знакомых

 Самых разных …(насекомых)

 Фея к нам пришла лесная.

 Чтоб проверить, как мы знаем

 Внешний вид их и повадки,

 Загадает нам загадки.

Лесная фея:

Кто меня не знает,

 Фея я зовусь лесная.

 Насекомых знаю я ,

 Все они мои друзья.

Воспитатель: Фея , а что у тебя  в руках?

Загадки

С ветки – на тропинку,

 с травки – на былинку

 Прыгает пружинка,

 зелёная спинка.

(Кузнечик)

Ребёнок: Кузнечики зеленого цвета. У кузнечиков стройное тело, длинные усики и мощные ноги. С помощью крыльев кузнечики «поют». Они трут одно крыло о другое и слышится стрекотание. Кузнечики прыгают, с силой отталкиваясь длинными задними ногами и раскрывая крылья, которые служат парашютом. Когда хищник схватывает кузнечика за задние лапки. те отламываются. Что позволяет кузнечику уйти от врага.

Воспитатель: Лесная фея, а про кузнечика мы знаем песенку. (Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик») с движениями.

На ромашку у ворот

 Приземлился вертолёт,

 Серебристые глаза,

 Кто же это? … (Стрекоза)

Ребёнок: Это – стрекоза. Стрекоз очень много. Они всё разные. Стрекоза -живой вертолёт. Они могу висеть в воздухе, питаются  насекомыми, которых ловят  налету. Очень боятся холода. Яички откладывают  в воду.

Не зверь, не птица,

 Нос как спица,

 Летит – кричит,

 Сядет – молчит.

 Кто его убьёт,

 Тот кровь прольёт.

(Комар)

Ребёнок: Это – комар. Комары любят  тепло и сырость. Откладывают  личинки в воду и их становится много. На зиму засыпают.  Много врагов у комаров – это жабы, птицы.

Всех жучков она милей,

 Спинка алая на ней,

 А на ней кружочки,

 Чёрненькие точки.

(Божья коровка)

Ребёнок: Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у них на ножках выделяется молочко. Питаются божьи коровки тлёй. На зиму засыпают. Яйца откладывают на листья.

Погляди на молодцов: веселы и бойки.

Волокут со всех концов материал для стройки.

Без работы, хоть убей, жить не может …(муравей)

Ребёнок: Это– муравей. Они дружные насекомые. Муравьи плохо видят , но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут они  в муравейнике. Питаются травинками, мёртвыми насекомыми. У каждого муравья свои обязанности. Одни ухаживают за потомством -это няньки. Другие чистят помещения – это уборщицы. Третьи строители – они возводят стены и крыши. А муравьи, которые добывают корм и строительные материалы называются фуражирами.

 ·        

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла

 Сама похожа на цветок

 И любит пить цветочный сок.

 (бабочка)

Ребёнок: Это– бабочка . В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь бабочка похожа на прелестный летающий цветок. У всех бабочек две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Хоботок бабочки ее рот.

Не птица, а с крыльями.

 Над цветами порхает

 Медок собирает.(пчела)

Ребёнок: Это – пчела. У пчелы есть голова. Грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. Пчелиные крылышки полупрозрачные. У пчелки большие глаза, которыми она различает окраску цветов.

3. Просмотр слайдов «Насекомые»

4.Дидактическая игра «Весёлые пчёлки».

На полу лежат два больших цветка: синий и красный. Ведущий спрашивает детей, что они знают о гласных и согласных звуках и  раздаёт детям буквы. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Перед тем, как полететь, они поют потешку (югославская народная):

Пчёлка, пчёлка,

 Золотая холка,

 Полети на лужок,

 Принеси мне медок!

Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.

5.Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

6. Дидактическая игра «Собери насекомое».

Воспитатель: Насекомые попали в беду и нам надо помочь.

мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и назвать их. Названия насекомых мы должны разделить на слоги. И ещё вы мне скажете, на какой звук начинается название собранного насекомого и на какой звук оно заканчивается.

Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением насекомых: бабочки, стрекозы, кузнечика и жука. Называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой и звуковой анализ названий насекомых.

7.Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)

От друзей муравьишка отстал,    прижимаем ладони к щекам, качаем головой.

 Ой-ой-ой!

 Опоздал он и очень устал,

 Ай-ай-ай!

 В муравейник скорей побежал,   бег на месте.

 Топ-топ-топ!

 Но друзей он своих не догнал,    прижимаем ладони к щекам, качаем головой.

 Ой-ой-ой!

 Ну а солнце за лес уж зашло,       присели.

 Ох-ох-ох!

 Стало страшно и очень темно,    обхватили себя руками.

 Ах-ах-ах!

 Хорошо, что друзья помогли,     берёмся за руки ,раскачиваем их вверх – вниз.  

 Да-да-да!                                        

 Муравьишку домой принесли,

 Да-да-да!

8.Дидактическая игра «Описание насекомого по картине- схеме».

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку . По этой картине схеме вам надо будет описать выбранное насекомое.

 

9.Инсценировка басни « Стрекоза и муравей».

: А сейчас мы вам покажем басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».(Двое детей показывают инсценировку басни).

Воспитатель:Дети, а почему муравей не захотел принять к себе на зиму стрекозу? (Потому, что она ленивая.)

10. Продуктивная деятельность. Помощь Стрекозе.

11.Итог занятия.

Воспитатель :Молодцы. Много вы знаете о насекомых. Но к ним нужно бережно относится. Какие правила по отношению к насекомым вы знаете?( дети перечисляют правила)

А Никита прочтет стихотворение – совет.

В лесу летают мотыльки ,

Ползут козявки и жуки.

Природа мать им жизнь дала

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай , а отойди!

Без насекомых лес , друг мой

И одинокий  и пустой!

Воспитатель.

Мы и пели, и играли,

 Насекомых собирали,

 Всех мы этим увлекли,

 И цветочки расцвели!

 Вам они подарят, детки,

 Очень вкусные конфетки!

Пока дети делали поделки, на цветах появились «тычинки» из чупа-чупсов. Угощение детей.

Стрекоза и муравей

На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг.

Рассказчик

На лугу меж двух полей

 Под раскидистым осотом

 В муравейнике высоком

 Жил трудяга-муравей.

Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику.

Муравей

То тяну а то толкаю

 Но ведь толстая какая!

Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.

Муравей

Что-то больно тяжела!

Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Тут же рядом садится Стрекоза.

Стрекоза (легкомысленно)

Брось ее и все дела!

Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья.

Стрекоза

Ты, я вижу, притомился.

 На вот, от жары надень!

 Чем возиться целый день,

 Лучше б с нами веселился!

Муравей

А работа?

Стрекоза (беззаботно)

                  Подождет!

Муравей (осуждающе)

Нет, так дело не пойдет!

 Кто зимой быть сытым хочет,

 Тот о том с весны хлопочет.

Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними.

Рассказчик

Попрыгунья Стрекоза

 Лето красное пропела;

 Оглянуться не успела,

 Как зима катит в глаза.

Раздается вой ветра. Рассказчик меняет летние декорации на зимние.

Рассказчик

Помертвело чисто поле;

 Нет уж дней тех светлых боле,

 Как под каждым ей листком

 Был готов и стол и дом.

 Все прошло: с зимой холодной

 Ну́жда, голод настает;

 Стрекоза уж не поет:

 И кому же в ум пойдет

 На желудок петь голодный!

 Злой тоской удручена,

 К Муравью ползет она.

Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей.

Стрекоза (жалобно)

Не оставь меня, кум милой!

 Дай ты мне собраться с силой

 И до вешних только дней

 Прокорми и обогрей!

Муравей

Кумушка, мне странно это:

 Да работала ль ты в лето?

Стрекоза (восторженно)

В мягких муравах у нас

 Песни, резвость всякий час,

 Так, что голову вскружило.

Муравей (осуждающе)

А, так ты

Стрекоза

                        Я без души

 Лето целое все пела.

Муравей

Ты все пела? Это дело:

 Так поди же, попляши!

Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе Тема «Кубики истории "- новый интерактивный метод работы с детьми по развитию речи.

Цель. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.Задачи: Формирование родительской компетентности  в области речевого развития д...

Родительское собрание в средней группе. Тема «Кубики истории "- новый интерактивный метод работы с детьми  по развитию речи.

Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста....

" Сторителлинг "- новый интерактивный метод работы с детьми по развитию речи. Консультация для родителей.

Цель. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.Задачи: Формирование родительской компетентности  в области речевого развития д...

Формы и методы работы с детьми по развитию речи

Формы и методы работы с детьми по развитию речи...

" Сторителлинг "- новый интерактивный метод работы с детьми по развитию речи. Консультация для родителей. консультация.

Цель. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.Задачи: Формирование родительской компетентности  в области речевого развития д...