Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

ШИХАРЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

Тема:"...не забудь, ты родился в России".

-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;

-совершенствование навыков словообразования;

-совершенствование грамматического строя речи.

развитие диалогической речи;

- фонематических представлений;

- зрительного восприятия, внимания, мышления;

- координации речи с движением.

-воспитание гордости за свою страну;

-навыков сотрудничества;

-активности,  инициативности  и самостоятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной и организационной деятельности познания: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ - технологий.

                  ТЕМА: «…не забудь, ты родился в России…»

Статья относится к разделу: работа с дошкольниками.

                                                                         Составил воспитатель: Шихарева Марина Викторовна                                                                                            

                                  Программное содержание:

Образовательные задачи:

-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;

-совершенствование навыков словообразования;

-совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие задачи:

развитие диалогической речи, фонематических представлений, зрительного восприятия, внимания, мышления, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

воспитание гордости за свою страну, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Методы приема:

Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, уточнения ,напоминание, указание,  оценка деятельности  детей.

-наглядные : карта мира, флаг России, герб России

Материалы и оборудование :

мольберт с магнитными буквами, резиновый мяч, контейнер с материалами для анализа предложений,

использование технических средств музыкальный центр (аудиозапись) , проектор

Интеграция образовательных областей:

-«здоровье»: физкультминутка «березонька»

-«познание»: знания о планете Земля, о понятии- страна ,о стране Россия, о ресурсах страны, о живой и не живой природе нашей страны.

-«чтение художественной литературы»: чтение стихотворений , рассказ К. Ушинский «наше отечество».

Предварительная работа:

Беседа о России. Просмотр фотографий Российских городов, рек, озер, полей и лесов. Оформление  выставки детского рисунка  тема: «береза  русская , береза белоствольная».

Составление схем предложений.

Ход:

 Организационный момент.

В. Сегодня у нас с вами состоится очень важный, интересный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России.

Государственные символы России это герб, флаг и гимн (все продемонстрировать).

Звучит гимн.

В. Эта песня главная нашей страны и она называется гимн.

 Перед вами карта мира, на которой Россия обозначена  розовым цветом. Давайте расскажем стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь».

Под большим шатром

 Голубых  небес –

 Вижу – даль степей

 Зеленеется.

И на грани их,

 Выше темных туч,

 Цепи гор стоят

По степям в моря

 Реки катятся.

 И лежат пути

 Во все стороны.

Широко, ты Русь,

 По лицу земли

 В красе царственной

 Развернулася!

По седым морям

 Из далеких стран

 На поклон к тебе

 Корабли идут.

И поля цветут,

Великанами.

 И леса шумят,

 И лежат в земле

 Груды золота.

Света белого

 Про тебя идет

 Слава громкая.

Уж и есть за что,

 Русь могучая.

 Полюбить тебя,

 Назвать матерью.

В. Вы замечательно прочитали стихотворение. Какой нарисована наша Родина в этом произведении? (Необъятная, могучая, великая, красивая.)

В. Как называет ее поэт в конце стихотворения? (Матерью.)

Верно. И мы тоже должны любить свою родину, как каждый человек любит свою маму.

 Упражнение «Это важное слово»:

В.Предлагает детям карточки со словами, мольберт с магнитными буквами.

В.Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сел, рек и озер. Есть в России горы. Ее берега омывают разные моря. Прочитайте слова и объясните, что они обозначают. (Россия, Москва, Бодайбо, Витим, Дон, Байкал.)

В.Посмотри, с какой буквы начинается слово Россия, возьми ее и поставь ее на доску, Даша.

В. А ты, Леша, посмотри, какая буква вторая по счету в слове Москва, и поставь ее после буквы Р.

В.Сережа, а ты определи третью букву в слове Бодайбо и поставь после буквы О.

В. Ксюша, определи какая буква стоит в слове Витим, между буквами Т и М. Поставь ее после буквы Д.

В. Леня, назови букву, стоящую в конце слова Дон. Найди ее и поставь после буквы И.

В. Анечка, назови предпоследнюю букву в слове Байкал. Поставь ее после буквы Н.

В. Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина.)

В. Молодцы! Посмотрите еще раз внимательно и запомните, как пишется это слово.

 Чтение рассказа «Наше отечество»:

Воспитатель предлагает сесть детям удобно и послушать рассказ.

В. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России разных хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

/ По К.Д.Ушинскому./

 Беседа  по прочитанному рассказу:

В.- Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Как называет автор вою родину? (Матушка Россия.) Почему мы зовем Россию Отечеством? (В ней жили наши отцы и деды.)

В.- Правильно, слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовем ее Родиной? (В ней мы родились.) А почему мы называем Родину матерью? (Она кормила нас своим хлебом…) Как заканчивается рассказ? (У человека одна родная мать и Родина у него одна.)

 Рассматривание герба России:

Воспитатель обращает внимание на герб России двуглавого орла и объясняет  сиволику.

 -У России величаво на горбе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток посмотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый, он России дух свободный.

                                                                                                                 

                                                                                                                           

                                                 

                                                           

   Физкультминутка «Березонька»:

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди  долинушки  (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

 Рассматривание рисунков детей:

Воспитатель обращает внимание на заранее оформленную выставку детских рисунков, нарисованных на занятии по рисованию по теме «Березка русская»

 Упражнение «Составь схему предложения»:

В. Ребята, послушайте предложение и составьте его схему.

Березу считают символом России. Сколько слов в этом предложении? (Четыре.) Почему вы так обозначили последнее слово? (Это название страны, поэтому пишется с заглавной буквы и на схеме обозначается таким значком.) Какое второе (третье) слово по счету?

 Составление предложений со словами Родина, Россия (воспитатель).

 Игра с мячом «Семейка слов»:

В. Предлагаю образовать слова из одной семейки со словом Родина. Кирилл, 5 сентября твоя мама тебя ... (родила).

-Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)

- Каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)

-Какой брат у тебя есть? (Родной.)

-А кто живет в нашей стране? (Народ.)

-Какую песню мы пели? (Народную.)

-Как по другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (Родник.)

Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.

Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина – родная земля.

 Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине» (воспитатель):

-Без корня и трава не растёт.

-Где родился - там и сгодился.

-Для родной Отчизны не жаль и жизни

-Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

-Народы нашей страны дружбой сильны.

-Родную мать никем не заменишь.

-Родина - мать, умей за неё постоять

Рассматривание Государственного флага России:

В.Назовите цвета Государственного флага России ( белый , синий, красный)

Трех цветов Российский флаг.

 Каждый цвет – для всех нас знак.

  Есть на флаге красный цвет,

 Героизмом он согрет.

 Стойкость, жертвенность, отвага –

 Смысл такого цвета флага.

 Синий цвет на флаге – верность,

 Твердость духа, неизменность,

 Доброта, простосердечье,

 Что людьми ценились вечно.

Белый - это чистота

Благородство, высота.

  Светлых Ангелов привет                                                              

Означает белый цвет.

Игра «Закончи предложение»:

В.  А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно используя слова моя Родина. Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.

На карте розовым  цветом  обозначена ...(Россия)

-Я очень люблю ...

-Сегодня мы говорили о ...

-Я горжусь ...

Итог:  

В.-  «что сегодня нового вы узнали?»- (ответы детей). Ответы оценивают сами дети, а если что исправляет или подсказывает.

В.- Вы все молодцы! И помните, будущее нашей страны Россия во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего и полезного сможете сделать  для нее, когда станете взрослыми людьми.

В.- Берегите Россию, нет России другой.

 Берегите ее тишину и покой, это небо и солнце,

 Этот хлеб на столе и  родное оконце

 В позабытом селе!

Звучит песня «наша Родина прекрасна» (слова и музыка З. Роот.)

                                       

                                 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому  развитию Красносельского района Санкт-Петербурга.

                         

       

                                 

Конспект  непосредственной образовательной и организационной деятельности познания: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ - технологий.

                                   

 Тема: «…не забудь, ты родился в России…»

Составил воспитатель: Шихарева Марина Викторовна                                                                                            

                                                                 Санкт- Петербург

                                                                            2013

                                           Программное содержание:

Образовательные задачи:

-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;

-совершенствование навыков словообразования;

-совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие задачи:

-развитие диалогической речи;

- фонематических представлений;

- зрительного восприятия, внимания, мышления;

- координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

-воспитание гордости за свою страну;

-навыков сотрудничества;

-активности,  инициативности  и самостоятельности.

Методы приема:

-Словесные: Беседа, художественное слово, вопросы, уточнение, напоминание,  указание,  оценка деятельности  детей.

-Наглядные: карта мира, флаг России, герб России.

Материалы и оборудование :

-мольберт с магнитными буквами, резиновый мяч, контейнер с материалами для анализа предложений.

-использование технических средств музыкальный центр (аудиозапись), проектор.

Интеграция образовательных областей:

-«Здоровье»: физкультминутка «березонька»

-«Познание»: знания о планете Земля, о стране Россия, о ресурсах страны, о живой и не живой природе нашей страны.

-«Чтение художественной литературы»: чтение стихотворений, рассказ К. Ушинский «Наше отечество».

Предварительная работа:

-Беседа о России. Просмотр фотографий Российских городов, рек, озер, полей и лесов -   презентация «Моя родина Россия»  

-Оформление  выставки детского рисунка  на тему: «Береза  русская, береза белоствольная».

Структура НОД:

№/№

Структура  образовательной деятельности

Время (мин)

1.

Создание мотивации для деятельности.

1

2.

Беседа о гимне  страны.

2

3.

Работа над  стихотворением  И.Никитина «Русь».

4

4.

Упражнение «Это важное слово».

4

5.

Динамическая пауза «Березонька».

 

2

6.

Чтение рассказа «Наше отечество».

2

7.

Рассматривание герба России.

2

8.

Рассматривание Государственного флага России.

2

9.

Игра с мячом «Семейка слов».

 

2

10.

Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине».

2

11.

Рефлексия.

2

Ход НОД:

Организационный момент.

В. -Сегодня у нас с вами состоится очень важный, интересный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России.

    Государственные символы России это герб, флаг и гимн (все продемонстрировать).   Звучит гимн  (Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова).

Беседа о гимне  страны.

В. -Эта песня главная нашей страны и она называется гимн.

В.- Какая она? (Красивая, могучая, сильная).

В.- Когда  Вы могли ее слышать? (после  выступления президента перед началом Нового года, перед выступлением футбольной команды, во время государственных праздников)

Работа над  стихотворением  И.Никитина «Русь».

В.- Перед вами карта мира, а вот здесь находиться наша страна(показать на карте).

В.- Скажите мне пожалуйста ,а как называется наша страна?(ответы детей).

В.- Правильно наша страна называется Россия- это где мы с вами родились и где живем.

В. –Послушайте  стихотворение русского поэта Ивана Никитина

                   

                                   «Русь».

Под большим шатром голубых небес –

 Вижу – даль степей  зеленеется.

             И на грани их,  выше темных туч,

           Цепи гор стоят по степям в моря

 Реки катятся и лежат пути  во все стороны.

Широко, ты Русь,  по лицу земли.

          В красе царственной  развернулася!

          По седым морям  из далеких стран

 На поклон к тебе Корабли идут.

И поля цветут, Великанами.

          И леса шумят, и лежат в земле

          Груды золота, света белого

 Про тебя идет  слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая.

 Полюбить тебя, назвать матерью.

В. –Вам понравилось стихотворение? Какой нарисована наша Родина в этом произведении? (Необъятная, могучая, великая, красивая.)

В. -Как называет ее поэт в конце стихотворения? (Матерью.)

 В.- Верно. И мы тоже должны любить свою родину, как каждый человек любит свою маму.

 Упражнение «Это важное слово».

В.-Я предлагаю  Вам  карточки со словами (мольберт с магнитными буквами). Прочитайте слова и объясните, что они обозначают: Россия, Москва, Бодайбо, Витим, Дон, Байкал.

В. -Даша, скажи мне, с какой буквы начинается слово Россия, возьми ее и поставь  на доску.

В. -А ты, Леша, посмотри, какая буква вторая по счету в слове Москва, и поставь ее после буквы Р.

В.- Сережа, а ты определи третью букву в слове Бодайбо и поставь после буквы О.

В.- Ксюша, определи какая буква стоит в слове Витим, между буквами Т и М. Поставь ее после буквы Д.

В. -Леня, назови букву, стоящую в конце слова Дон. Найди ее и поставь после буквы И.

В.- Анечка, назови предпоследнюю букву в слове Байкал. Поставь ее после буквы Н.

В. -Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина.)

В. -Молодцы! А что такое «Родина»? Посмотрите еще раз внимательно и запомните, как пишется это слово.

Динамическая пауза «Березонька». (Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди  долинушки  (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

Чтение рассказа «Наше  Отечество».

Воспитатель предлагает сесть детям удобно и послушать рассказ:

В.- Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России разных хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

/ По К.Д.Ушинскому./

В.- А сейчас  поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Как называет автор свою родину? (Матушка Россия.) Почему мы зовем Россию Отечеством? (В ней жили наши отцы и деды.)

В.- Правильно, слово «Отечество» образовано от слова отец. Почему мы зовем ее Родиной? (В ней мы родились.) А почему мы называем Родину матерью? (Она кормила нас своим хлебом…) Как заканчивается рассказ? (У человека одна родная мать и Родина у него одна.) Что это означает?

Рассматривание герба России. 

Отгадайте загадку:                     Красивый очень, гордый вид.
                                                       Он в небе высоко парит.

                                                        Не прилагая сил, легко,                                          
                                                       Добычу видит далеко,
                                                       И камнем падая с небес,
                                                       Еду добудет он себе.
                                                       Заслужен славы ореол,
                                                       Не просто птица, а - … (ОРЁЛ).

Воспитатель обращает внимание на герб России двуглавого орла и объясняет  его символику:

 

 У России величаво на гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток посмотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый, он России дух свободный.

                                                                           

Рассматривание Государственного флага России.

Отгадайте загадку:

У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги 
Бело-сине-красный ...(ФЛАГ!)

В.- Назовите цвета Государственного флага России (белый, синий, красный).

                               

  Чтение стихотворения «Флаг» Е. Кучбарский.

Трех цветов Российский флаг,                                                                                                                                                                                Каждый цвет – для всех нас знак.

              Есть на флаге красный цвет - героизмом он согрет.

             Стойкость, жертвенность, отвага –  смысл такого цвета флага.

 Синий цвет на флаге – верность, твердость духа, неизменность,

 Доброта, простосердечье,  что людьми ценились вечно.

             Белый - это чистота,  благородство, высота.

             Светлых Ангелов привет - означает белый цвет.

В.- О чем это стихотворение? Какие цвета присутствуют в Российском флаге? В какой последовательности они  находятся? Что обозначает каждый цвет на  флаге?

Игра с мячом «Семейка слов».

Ребята встают в круг, воспитатель задает вопрос и кидает мяч, кто поймал его, тот называет ответ.

В. -Предлагаю образовать слова ( похожие  на слово Родина):

- Кирилл, 5 сентября твоя мама тебя ( Родила):

- Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)

- Каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)

-Какой брат у тебя есть? (Родной.)

-А кто живет в нашей стране? (Народ.)

-Какую песню мы пели? (Народную.)

-Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из - под земли? (Родник.)

-В. – Какие слова у нас получились?(ответы детей).

В.- Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина – родная земля.

 Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине» (воспитатель):

В. – Ребята, что означают эти поговорки?

                          -Без корня и трава не растёт.

                          -Где родился - там и сгодился.

                         -Народы нашей страны дружбой сильны.

                         -Родную мать никем не заменишь.

                         -Родина - мать, умей за неё постоять.

Рефлексия:

Игра «Закончи предложение»:

В.  -А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете... Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.

-На карте  розовым  цветом  обозначена ...(Россия).

-Я очень люблю ...

-Сегодня мы говорили о ...

-Я горжусь ...!

- Флаг состоит из …..

- На нашем гербе двуглавый ….

В.-  «Что сегодня нового вы узнали?»- (ответы детей). Ответы оценивают сами дети, а если что исправляет или подсказывает.

В.- Вы все молодцы! И помните, будущее нашей страны Россия во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего и полезного сможете сделать  для нее, когда станете взрослыми людьми.

                     Берегите Россию, нет России другой.

                     Берегите ее тишину и покой, это небо и солнце,

                     Этот хлеб на столе и  родное оконце

                     В позабытом селе!

Звучит песня «Наша Родина прекрасна» (слова и музыка З. Роот.)

                                       

                   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....

Конспект непосредственной образовательной и организаци-онной деятельности познания: развитие речи в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Ты родился в России!»

Программное содержание:Образовательные задачи:– активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;– совершенствование навыков словообразования;– совершенствование грамматического строя...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи занятия:Отрабатывать навык составления распространенных предложений.Использовать здоровьесберегающие технологии:развивать умение управлять силой и длительностью воздушной струи.развивать у...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг&raq...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Семья"

Данный конспект содержит интересный материал по теме "Семья" в рамках организованной педагогом деятельности в области речевого развития детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.  Представле...