Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе " Цветик - Семицветик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект направлен на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, о произведениях русских и зарубежных писателей.

Актуальность - Развитие творческих способностей, умение асоциировать художуственные произведения в определенным цветом.

Новизна - Свободное сочетание разных техник в одной теме.

Цель: Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №15 «Лужок» г. Вольска Саратовской области»

Конспект

интегрированного занятия   по художественной литературе

в старшей группе  «Ромашка»

Тема: «Цветик - семицветик»

на конкурс методических разработок

«Педагогический олимп.   Дошкольное образование»

                           Автор: Переходцева Ольга Анатольевна

Должность: Воспитатель

Программные задачи: 
Образовательные:
1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о 
произведениях русских писателей. 
2. Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом. 
3. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости. 
Равивающие: 
1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок 
появления героев в сказках. 
2.  Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному. 
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно. 
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. 
Оборудование: 
Фланелеграф со схемой к сказке «Колобок», сундук, шарик с письмом, цветик-семицветик (на стойке), лепесточки цветика-семицветика, шапочка лисы, корзинка, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, лепестки для оценки занятия детьми, подарки детям.

 Ход занятия:

Дети входят в зал. Садятся на стульчики 


Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное.

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали!

Сказка здесь уже друзья

Сказка вновь пришла сюда!
Ребята, нам пришло письмо.
(читает).  Это вам сейчас я его прочитаю: 
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок. 
Подарок мой лежит на дне 
В моем
 волшебном сундуке 
Открыть сундук поможет, дети, 
Волшебный цветик-семицветик. 
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете! 
Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус! 
Речевая игра «По лесной тропинке» 
По лесной тропинке (шагают друг за другом) 
В сказку мы пойдём. 
Цветик-семицветик 
Быстро соберём. 
Веточки березы
 (качают руками) 
Ласково шуршат. 
Лес чудес и сказок, 
Принимай ребят! 
(кланяются) 
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)                            Найдём тебя, дружочек! 
Помоги цветок собрать, 
Все загадки отгадать! 
(хлопают в ладоши). 
Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти. Начнем с этого лепесточка. Какого он цвета? 
Дети: Желтый 
Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет? 
Дети: Осень. Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что делают люди осенью в огороде? 
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай. 
Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка? 
Дети: Сказка «Колобок». 

Воспитатель:

Воспитатель: Кто из героев изображен на схеме? 
Дети: Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса  
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток. 
Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий. 
Дети: Синего цвета. 
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море? 
Дети: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»                                                   

 Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз!» 
Море волнуется — раз! 
Море волнуется — два! 
Море волнуется — три! 
Морская фигура замри! 
Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы! 
Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим? 
Дети: Оранжевый. 
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет? 
Дети: Рыжий. 
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? 
Дети: Лиса. 
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?                                               

Дети: Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лиса и кувшин»,  «Теремок»,  «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка»

Воспитатель: А загадки про лису вы знаете? 

1 ребёнок:

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – краса

А зовут её (лиса)

2 ребёнок:

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, кур в деревне крадёт

3ребёнок:

У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней?


Дети, к нам сегодня пришла лисичка (ребёнок), чтобы с нами поиграть.

(дети играют с Лисой «Летающий платок»)

Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам в корзинке? 
Лиса: Оранжевый лепесточек.

 
Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.

Какого цвета лепесточек будет следующим? 

Дети: Зеленого цвета. 

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела Ивана Царевича в самое болото. . .» Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали? 
Дети: Отрывок из русской народной сказки «Царевна Лягушка». 
Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему? 
Дети: Главная  героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте. 
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек? 
Дети: Да. 
Воспитатель: Тогда поиграем в игру «Лягушки и цапля»

 (Дети выполняют движения в соответствии с текстом). 
Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток, 
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок! 
Какого цвета лепесток следующий? 
Дети: Фиолетовый цвет. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда (к ширме) Значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток. Поиграем в игру 
«Подбери слово». В этой сказке (показ): 
1.Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая). 


2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая). 


3.  Бык и медведь трусливые, а петух (смелый). 


4. Теремок маленький, а Медведь (большой). 

 
Сказки вы все отгадали 

И сравнения назвали.

И за правильный ответ 

Фиолетовый вам цвет.

Ребята, какого цвета лепесток следующий? 

Дети: Черного цвета.

 Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет —

Хорошее или плохое

Дети: Зло 
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — положительный персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если отрицательный -затопаете.

 -Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь –

Он в коричневой рубашке,

Ушки-блюдца нараспашку. ЧЕБУРАШКА

-Жизнь его лежит в ларце,

А ларец тот во дворце,

А дворец – в лесу дремучем,

Лес растет на черной туче. КОЩЕЙ БЕСМЕРТНЫЙ

На метле вчера летала,

С высоты большой упала.

Эй, избушка, курьи-ножки,

Мчись к бабуле по дорожке. БАБА ЯГА

- В красной шапочке идет,

Пирожки с собой несет.

За кустами волк сидит

И за девочкой следит. КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток. 
Какого цвета лепесток будет следующий? 


Дети: Красного цвета. 

Воспитатель: Назовите сказку Ш. Перро в одежде героя, которого  

есть красный цвет. 

Дети: Кот в сапогах 

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Коту в сапогах и другим героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок. 
Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей. (
Дети получают подарки). 
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей) Посмотрите, у меня разноцветные лепестки. Подойди (имя ребенка) и выбери лепесток такого цвета, задание которого тебе больше понравилось. Теперь пойдут оценить занятие мальчики, а затем девочки. На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе "Цветик - Семицветик"

Презентация  направлена на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, об произведениях русских и зарубежных писателей....

Конспект интегрированного занятия по художественному труду в старшей группе. Тема: «На выставке кошек».

Учить детей делать кошку из бросового материала, передавая некоторые характерные особенности (цвет, лапы, уши, хвост)....

Конспект открытого занятия по художественной литературе в старшей группе.

Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшей группы....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик»

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».Виды детской деятельност...

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе

Тема: Сказка «Маша и Медведь»Цель: Обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря, развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщени...

Конспект НОД по социальному миру (чтение художественной литературы) в старшей группе «Цветик - семицветик»

Конспект НОД по социальному миру (чтение художественной литературы)в старшей группе «Цветик - семицветик» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательн...

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе« Цветик - семицветик»

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе Цветик - семицветик...