КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Деревянченко (Зверева)  Светлана Анатольевна

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

Составила: воспитатель Зверева С.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 20 "Родничок"

КОНСПЕКТ

комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада.

Составила: воспитатель Зверева С.А.

г. Светлогорск Калининградская область

2011

КОНСПЕКТ

комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада.

ТЕМА: "Деревья"

ЦЕЛИ: познавательные:

- закрепить с детьми умение распознавать лист и плод определенного дерева;

- уточнить знания детей о форме кроны дерева;

- познакомить с методом определения возраста дерева по кольцам на спиле;

- используя ТРИЗ установить, почему лист ели не перемещается по воздуху так, как лист лиственного растения;

- уточнить знания детей о пользе деревьев.

Речевые:

- развивать связную речь;

- обращать внимание на звуковую культуру речи (отчетливо и внятно произносить звуки  р  ш  в скороговорках)

- активизировать словарь детей (крона, березовая роща, дубрава);

- учить подбирать прилагательные к существительным, отвечая на вопрос: Какая?;

- воспитывать нравственные качества (отзывчивость, доброту, сочувствие).

Оборудование:

- листья березы, клена, дуба, каштана;

- карточки для игры "Кто с дубом дружит";

- разрезная картинка "Осень";

- спилы деревьев, увеличительные стекла;

- картинки – силуэты деревьев: береза, каштан, клен, дуб, ель;

- веточки ели, листья березы;

- игровизор "Деревья, листья, плоды";

- фломастеры;

- музыкальная фонограмма;

- большие листья для игры.

- магнитная доска, магниты

- корзинка

- салфетки

- емкости с песком, в котором спрятаны семена и плоды деревьев.

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем входят в группу.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем занятие.

(Здравствуйте!).

(Под ногами, больше около окна рассыпаны листья: дубовые, березовые, кленовые, каштановые).

- Ой, ребята, посмотрите, какой беспорядок. Я открывала окно, чтобы проветрить группу, а тут теперь…

- Как эти листья сюда попали?

(Ветер принес в окно).

- Давайте их соберем.

(Дети собирают. На одном листке прикреплена записка).

- Дети, я догадалась, кто это написал, а вы узнаете, отгадав загадку:

Лето приближается –

Сразу одевается.

Только осень наступает –

Раздеваться начинает.

А зимой, - ну что за вид!

Все раздетое стоит!

(Дерево).

- Правильно, это записка от деревьев. Прочитаем, что здесь написано?

- Покажем, как это случилось:

Ветер щеки толстые надул, надул, надул,

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

- Вот трудная задача, поможем листьям вернуться к их деревьям?

(Да).

Кладем листья в корзинку.

2. Основная часть.

1. Дети, чтобы нам отправиться в путешествие, встанем в круг и произнесем такие слова:

1, 2, 3, 4, 5 -                   загибаем пальчики левой руки

Будем                            (выставляются два кулака)

С листьями                   ( ладони на ребро)

Играть                            (показать две ладони)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,               загибаем пальчики правой руки

Листья осины,

Листики дуба    

Мы соберем                 (два кулака)

И в лес осенний   (ладони на ребро)

Их отнесем            (показать две ладони).

Дети строятся за воспитателем и шагают змейкой по группе:

Ша-ша-ша- мы шагаем неспеша;

Шо-шо-шо – это очень хорошо;

Ши-ши-ши – эй последний, поспеши.

2. Ребята, вот и первая преграда на нашем пути. Нужно правильно собрать разрезную картинку. Если сложить правильно, получиться то время года, которое у нас сейчас, что должно получиться? (Осень).

Скажем вместе со мной:

Ре-ре, ре-ре-ре!

Уже осень на дворе.

Ра-ра-ра, ра-ра!

Льет холодный дождь с утра.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры!

Песни птичьи не слышны.

Дети, давайте вспомни народные приметы осени:

- Если в сентябре листья на деревьях держатся крепко – зима будет поздней.

- Если листья с дуба опадают дружно – зима будет мягкая, не все сразу – суровая.

- В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

- Поздний листопад – к суровой, долгой зиме.

- Богатый урожай желудей на дубах – на теплую зиму. Молодцы!

Пойдем дальше. Дети с воспитателем идут по группе под речевку.

3. Дети, посмотрите, сколько деревьев вокруг. Давайте их изобразим:

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер срывает листву.

Дети, как узнать, сколько лет вот этому высокому дереву?

Как определить возраст деревьев (по кольцам на спиле дерева).

Ребята, недавно у нас был сильный ураган, много деревьев сломалось, теперь на их месте нужно будет посадить новые, а мы попробуем определить их возраст. (Дети берут спилы и увеличительные стекла и определяют возраст деревьев).

4. Дети, почему говорят, что деревья наши друзья?

(Чистый воздух, красота).

А что люди делают из дерева? (Дома, мебель, посуду, игрушки и т.д.).

Давайте отдохнем, присаживайтесь на пенечки. (На стульчики).

Игра "Кто с дубом дружит?". (Дети выбирают маленькие карточки белки, сойки, дубовый лист, желудь, кабан и т.д.)

Воспитатель: Дети. С глубокой древности поклонялись люди дереву. Много обычаев осталось с тех давних времен. Деревья сажали в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребенка: если рождался сын – сажали дуб, если дочь – сосну или березу. У каждого народа были свои священные деревья, а вот дуб-богатырь прославляется в народных песнях и сказаниях у многих народов.

Ребята, прохладно в осеннем лесу, давайте погреемся.

Самомассаж:

Руки растираем (потираем ладони) и разогреваем (хлопки).

И лицо теплом своим мы умываем (сверху вниз по лицу).

Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались. Идем по группе под речевку.

5. Ребята. Вот мы и пришли. Деревья стоят, а листьев на них нет.

Дети, как можно узнать дерево, если нет листьев?

(По кроне).

В нашей "Копилке трудных слов" Есть слово "крона", что оно значит?

(расположение веток на дереве).

Назвать дерево: "береза", прикрепить нужный лист рядом.

Ребята, как называется роща из берез? (березовая).

Аллея из каштанов? (каштановая). Правильно, скажем вместе.

Как называется лес из дубов (дубрава).

Дети, дерево "ель" есть. А его листочек к нам не прилетел. Почему?

(Варианты ответов детей).

Поставьте ладошки и сравните лист березы и еловую лапку.

(Лист березы легче, занимает большую поверхность, лист ели изменен в форме иголок, тяжелый, поэтому не летит). Давайте подуем, как ветер.

Ребята, а в земле под деревьями тоже можно найти что-то интересное. Давайте поищем. (Дети находят в песке семена и плоды деревьев). Выкладываем находки на тарелку, называя их.

Ребята, вы хорошо справились с заданием, деревья благодарны вам, что вы вернули им их листочки.

6. А сейчас выполним еще одно задание. Садитесь за столы.

Задание: узнать дерево и соединить его линией с листом и плодом, если ошиблись, воспользуйтесь салфеткой и исправьте ошибку. (Игровизор).

7. Молодцы, справились со всеми заданиями, нам пора отправляться в детский сад.

Звучит музыка. Игра с листьями. Детям вкладываются листья в руки, стоят в кругу. Ребята отгадывают на ощупь, какой у кого лист.

"Эй, осенние цветы,

Листья дивной красоты.

Обернитесь, покружитесь

И в букеты соберитесь."

(Дети объединяются в "букеты". Танцуют под музыку).

8. А вот мы и в детском садике. И гости наши нас уже заждались.

Давайте вспомним, где мы были?

- Чем занимались?

- С какими трудностями справлялись?

На память оставьте себе эти листочки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

"Как увидеть воздух" занятие для детей подготовительной группы детского сада.

Занятие - эксперементирование. Область - познание, окружающий мир. экология.             Как увидеть воздух.Занятие для детей подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада "Дорогою добра!"

Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин). Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее в...

Собственная методическая разработка психологического занятия для детей подготовительной группы детского сада Тема «Все профессии важны»

Тема  «Все профессии важны»ЦелиРазвитие навыков вербального и невербального общения.Развитие эмоциональной сферы детей.Развитие внимания, мышления, речи.Развитие мелкой мускулатуры ру...

Собственная методическая разработка психологического занятия для детей подготовительной группы детского сада Тема «Полет к звездам» (День космонавтики)

Тема  «Полет к звездам» (День космонавтики)ЦелиРазвитие эмоциональной сферы детей.Развитие внимания, мышления, воображения, речи.Развитие навыков вербального и невербального общения.Р...

Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада

Цель: Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности....

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»

Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...