Проект в старшей группе "Тайны наших имён"
методическая разработка (старшая группа)

Хопова Юлия Николаевна

Проект в старшей группе "Тайны наших имён"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tayny_nashih_imyon.docx625.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»

Информационно - творческий проект

«Тайны наших имён» для старшей группы

Авторы проекта:

Хопова Юлия Николаевна

Фатеева Екатерина Александровна

2023

Тип проекта: краткосрочный(2 недели)

Вид проекта: информационно – творческий

Участники проекта: дети средней  группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта: Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова история происхождения моего имени? Почему родители меня так назвали? Как имя растет вместе с человеком? Именно об этом наш проект.

Проблема: Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?

Продукт: оформление фотоальбома.

Цель: создать условия для реализации потребности дошкольника в самопознании, формировать чувство самоценности, способствовать гармонизации образа «Я».

В ходе проекта дети познакомятся с историей появления и значением своих имен, узнают, как может меняться и «расти» их имя, научатся бережно и с гордостью относиться к своему имени. Кроме того, дети получат необходимые навыки поиска и отбора информации, оформления полученных результатов и их представления. Участвуя в проекте, дети будут активно сотрудничать с родителями, педагогами и сверстниками.

Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Участие родителей: 

Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим вопросам:

- ознакомление родителей с методом проекта в ДОУ;

- помощь детям в подборе материала при работе над проектом;

- выполнение творческих заданий;

- подведение итогов и ознакомление с результатами проекта.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать детям представление о праве каждого человека на имя.

2. Познакомить с историей появления имени, его значением.

Развивающие:

1. Развивать навыки сотрудничества, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей.

2. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.

Ход проекта:

Познавательное развитие:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий,
  • становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях;

Физическое развитие:

  • Подвижная игра: «Узнай меня»
  • Пальчиковая гимнастика: «В нашей группе все друзья»

Художественно – эстетическое развитие:

  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Речевое развитие:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Социально- коммуникативное развитие:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
  • формирование позитивных установок к различным видам творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Необходимые начальные знания и умения

Знания:

- иметь некоторые представления о своей семье, своем имени;

- о возможных способах поиска информации;

Умения:

- умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы и отвечать на них;

- владеть умениями и навыками изобразительной деятельности.

Мероприятия проекта

Вводный этап:

- вводная беседа для детей (знакомство с темой, поиск источников информации).

- проблемная ситуация: «Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?»

- консультация для родителей «Представления ребенка о мире и себе»

Основной этап

 «Наши имена»:

- просмотр мультфильмов: «Лунтик. Имя», «Котёнок по имени Гав»;

- рассказ педагога «Как возникли имена»;

- игра «Знакомство»;

- рассуждения «Зачем нужно имя?», «Что можно узнать о человеке по имени?»;

- игры «Лишнее слово», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Ксюша, ты сейчас в лесу»;

- беседа «Прозвище – это хорошо или плохо?»;

- чтение и обсуждение Б. Житков «Как меня называли»;

домашнее задание: узнать, почему меня так назвали, что значит мое имя, происхождение моего имени.

«Как меняется мое имя»

- игры «Подарки», «Ласковое имечко»

-беседа «Как растет мое имя»;

- чтение и обсуждение А. Барто «Имя и фамилия»;

- обыгрывание ситуаций: как можно обращаться к друзьям, знакомым, к знакомым взрослым, незнакомым людям;

Заключительный этап

Презентация альбомов «Это – Я!»

Выставка творческих работ «Мой портрет»

Оформление личной визитной карточки с первой буквой своего имени.

Итоги.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Ребята, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о своем имени, появилось желание продолжить работу в будущем. У детей возникло чувство гордости за свое имя. Проект способствовал сплочению в семье.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. 
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: 
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя. 
Имя много значит для человека и может повлиять на его характер. 
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. 
« Не имя красит человека, а человек имя» 

Дети, совместно с родителями, подготовили замечательные рассказы об именах.

https://sun9-23.userapi.com/impg/rl6jehofCEZjJ3nrT3Jy5iTwrZsQ8XLvpibLew/ykqsWll_nv8.jpg?size=811x1080&quality=95&sign=9f488407c0cb3280e8e92896884263f6&type=album  https://sun9-3.userapi.com/impg/AhEQaV7TrMxFnbqBzszJeG-BRsquZi55yMBSlw/Btcj-PJAizs.jpg?size=811x1080&quality=95&sign=ef3bf704c86378b638d124782ed66f49&type=album  https://sun9-80.userapi.com/impg/b5NAbd2WkcmFPPNo5nFnsI1bObOvrisvFboqXA/jCY6kaNAjWA.jpg?size=811x1080&quality=95&sign=f87538f8ec24e1b511a1f371981b7861&type=album  https://sun9-28.userapi.com/impg/tO1iCtxrqcamlsuaKp2HD7D4_SkBpzZkSip7bw/KhsYWnCylXw.jpg?size=811x1080&quality=95&sign=38de4c98f01dd179420ca36ef8e813b3&type=album  https://sun9-11.userapi.com/impg/sZ6seUtwr2DN3Zcir0vVd9zgIXqb6Mq43Puf1Q/PfNoOhyKgDY.jpg?size=811x1080&quality=95&sign=bd83eab27605143fce33399771fc30b1&type=album

Все рассказы мы собрали в замечательный альбом, который хранится у нас в группе.

https://sun9-6.userapi.com/impg/0zBky5neOTH_OmDPLHE498dmZeCdCK9y8y6LcQ/si6ArOnPiQU.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=39160e63aa774f9a11640677aaa1deee&type=album  https://sun9-72.userapi.com/impg/GzTWQae7d9AMIYIuAwsA4RHC2Wrbyw15EKW_Hw/JzMcmajlYDg.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=88ab5264ddc003d26324156b494deea4&type=album  https://sun9-49.userapi.com/impg/ntrQZO-G91NeOp7XuirO6hercNZb_mxq7xYs6g/Wtehom_CFeY.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=51b589dc95c7d56691bf9bac336f47ff&type=album

Узнали какие бывают эмоции и учились их изображать.

https://sun9-8.userapi.com/impg/5ISPQLKwT-izhD8vQFV2tiI4TM7QE3wYUN-qMQ/eZCwYZ-Rj5c.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=03a7b85a1a85ee3ef371f6ed59f52fa2&type=album  https://sun9-76.userapi.com/impg/GLu_oiE2zZ-CJqWrtgxqiMLjF9Wgn5sN15M6ew/dXb6AxGsKLY.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=ddc524aa187add09f7a11d63be53d84a&type=album  https://sun9-24.userapi.com/impg/Wt4d1tt-010YWEH4J0ql0Vtg5UHVvYliDRd2xg/m4K-NrLlTKc.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=5a29ff301aec8c0142b5b3398ca4abb2&type=album  https://sun9-4.userapi.com/impg/9Xi5R-sVykH7-Hl_p2CfAzi1D4d5Gz7eRumdvA/OzQMI_qLodI.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=ff007ff82ca979971e6691360be1838a&type=album  https://sun9-70.userapi.com/impg/sxO7cG_Fmpq_YZiXYQ2v6cRPmXvi1j41U7ZW7A/yNz0pl7hzgQ.jpg?size=753x1080&quality=95&sign=b4cfe753fe0969a4d292ea1a87a05a9f&type=album

Нарисовали свои портреты и оформили личные визитные карточки с первой буквой своего имени.

https://sun9-5.userapi.com/impg/tcUnKekOl7LEFc1LWt3zMg9-lEdiYhFjxCPn3w/_Xwox5H-scI.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=368ca6947e476ebbb3410da870943c8a&type=album

Поиграли в пальчиковые игры, игры малой подвижности.

https://sun9-29.userapi.com/impg/YPknrzu4vJexvq08EsH0vudp0VcdiuVy93x2HQ/VMNZvAVL3zM.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=a99b00484fa8b390f9fca282f36785c9&type=album  https://sun9-17.userapi.com/impg/Ucr1x7by9hT5n-BP2zmt1qOp2huoKTWKdnFVVg/qiiCAhJDu2A.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=a7011c241099161b7284e5f5bf4c2fb2&type=album

Приложение

Вводная беседа.

 Вношу куклу- младенца. Ребята, вот родился младенец, маленький человечек. Что нужно сразу сделать? Правильно, придумать ему имя, назвать его. Но чтобы назвать этого малыша, что мы должны знать? (мальчик это или девочка). Сегодня мы с вами поговорим об именах.
У каждого человека, живущего на Земле, есть имя. Для чего человеку дают имя? (По имени можно узнать, девочка это или мальчик, позвать на помощь, определить, молодой это человек или пожилой). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имен. У вас тоже есть имена.
Дидактическая игра 
«Назови своё имя» (Дети передают мяч и называют своё имя или показываю буквы – ребёнок называет имя с этим звуком).
Имена бывают разные,
бывают редкие: Варвара, Нонна, Савва, Клавдия, Агафья, Анфиса. Какие редкие имена вы знаете, встречались в русских народных сказках? (Василиса, Дарья). Родители могут выбрать любое понравившееся имя .Вот сейчас мы и придумаем имя нашему младенцу. (Дети предлагают имена).
У каждого человека своя история имени. Могут быть у девочек имена, как названия цветов. Вы знаете такие имена? 
(Лилия, Роза, Маргарита). Почему родители дают детям такие имена? (мамы и папы хотят, чтобы их дети были красивыми и нежными, как цветы).

Скороговорка

Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
Каждое имя что-нибудь обозначает.

Например:

Анна – «благодать, милостивая»
Александр – 
«защитник людей»
Артём
- «невредимый, здоровый»
Антон
– «соперник», «состязающийся»
Анастаси́я
- «возвращённая к жизни»
Аниса
- «дружелюбная, приветливая, ласковая»
Софья – «мудрость»

Каждому человеку приятно слышать своё имя.

Физминутка – игра «В нашей группе» (все вместе перечисляем имена детей в группе:

В нашей группе Александра, Василиса, Лиза, Лада,
Есть Илья и есть Артём, Данислав, Макар, Семён,
Ксюши три, два Александра, Насти две, Аниса, Анна,
Луиза, Соня и Антон, Арина, Даня и Илхом.

Беседа «Прозвище – это хорошо или плохо?»

Иногда вы кричите друг другу: «Эй ты, иди-ка сюда!» это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли звать так человека? Вы отказываетесь, когда вас так зовут? Не надо отзываться, если кто-то зовёт таким образом.

А как вы думаете, хорошо или плохо придумывать прозвища друг другу?

Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае? Надо спросить имя, познакомиться. Вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем.

Рассказ педагога: «Как возникли имена»

Педагог. Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи. (Ответы детей.)

Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Имя.) Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя?
О том, как возникли имена, существует множество легенд и преданий. Имена людям приходилось придумывать самим. Во многих культурах ребёнку давали два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши предки понимали, что имя – это не просто название человека, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

В Древней Руси имён было много. Существовала традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, его, знали родители, крестные и особо близкие люди. А для посторонних давали ребенку неблагозвучное имя (Нелюба, Злоба, Немил). Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:

1)имена из животного и растительного мира (Волк, Лебедь, Голуба, Трава);
2) имена по порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);
3) имена, которые давались по внешнему виду и внутренним качествам (Черныш, Чернавка, Мал, Милава, Рябой, Буян, Молчан, Кудряш);
4) имена по человеческим качествам (Храбр, Смеяна, Забава);
5) имена по месту происхождения (Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец);
6) имена по времени рождения (Зима, Тепляк);
7) имена по церковным отношениям (Богомаз, Богомол, Игумен, Келарь);
8)имена, отражающие отношение к родившемуся ребёнку (Ждан, Неждан);
9) «обманные» имена, которые могли отвести от беды (Горе, Захворай);
10) имена, отражающие профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

Имена людей - часть истории народов. В них отражается быт, верования, фантазии, творчество народов. Таким образом, развитие имён имеет длинную историю.

Игра «Эхо».Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Арина, Арина». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Аринина соседка справа ― Ксюша, а мы снова повторяем.Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.(Дети по очереди называют и прохлопывают свое имя―сперва по одному, затем все вместе.)
Педагог. Молодцы!

Игра «Ласковое имя».

А теперь давайте встанем в круг. Вспомним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя.(Повтори по кругу перебрасывают друг другу мячик, называя свои ласковые имена. Затем игра повторяется в обратном порядке.)

Конкурс «Кто знает больше имен».

Сейчас мы разделимся на две команды и проведем конкурс. Называть можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовет больше имен.(Дети выполняют задание.)

Педагог. Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам. Сейчас мы оформим личную визитную карточку. Здесь должна быть красиво вылепленная первая буква вашего имени. Визитку можно украсить узорами по краю. 

Игра «Я знаю пять имён девочек (мальчиков)»

Игра «Знакомство».

Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как это сделать? Вызываю двух детей и предлагаю познакомиться.

Правила знакомства:

1. Если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание.

2. После знакомства говорят «Очень приятно было с Вами (с тобой) познакомиться. Или – рада нашему знакомству.

3. Надо подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой руку подает девочка.

Пальчиковая игра «Знакомство»:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Раз, два три, четыре, пять
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.

Беседа «Как растет имя»

Отгадайте- ка загадку. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у подружки, у Оли?» Может кто-то из вас догадался, сколько?

Читаю:

Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Олей зовут эту девочку в школе.
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажи-ка, мне посчитает,
Сколько имён у подруги моей?

Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Ребята, а какое полное имя у Оли? – (Ольга).

Да, бывают имена полные и неполные. Например, Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.

 Хотите узнать, как растет ваше имя?

Игра «Как растет имя»

Показываю три цветка: маленький, средний и большой. Рассказываю про своё имя. Вызываю ребёнка, он берёт цветы и рассказывает про своё имя.

Подвижная игра «Ксюша, ты сейчас в лесу»
Выбираем ребёнка, ставим в центр круга, завязываем ему глаза. Водим вокруг хоровод со словами:
Ксюша, ты сейчас в лесу
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ты глаза не открывай
Кто позвал ты угадай.
Показываю на любого ребёнка из круга, он говорит: «Ау!». Водящий должен отгадать кто его позвал.

Итог: Молодцы, ребята. Вы сегодня много нового узнали о своих именах. Не забудьте рассказать своим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе «Наши друзья - растения в детском саду и дома»

Проект:  состоит из совместного группового и  семейных мини-проектов. Фотографии по проекту можно найти в специальном альбоме на моей странице.Полностью разместить презентацию не удалось, т....

Экологический проект в старшей группе "Наши пернатые друзья""

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...

Проект для старшей группы "Наши необыкновенные камни"

Селу Коргон 230 лет. В 19 веке в окресностях села действовала каменоломня, где добывали полудрагоценные камни ( яшма, порфир). Детям старшего дошкольного возраста предлагается материал о истории нашег...

Физкультурно-оздоровительный проект для старшей группы «Наше здоровье в наших руках».

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, п...

Проект в старшей группе "Наше здоровье в наших руках"

Проект  "Наше здоровье в наших руках" Информационно-практико-ориентированный. старшая группа....

краткосрочный проект в старшей группе "Наше здоровье в наших руках

laquo;Наше здоровье в наших руках!»краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста...