Парциальная программа "Волшебные краски"
материал (средняя группа)

Жалсанова Арюна Алексеевна

Программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parts._progr._volshebnye_kraski.docx57.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Шара-Азаргинский детский сад «Ургыхан»

Программа обсуждена и одобрена на заседании Педагогического совета МБДОУ

Протокол №03 от «04» сентября 2022г

Утверждаю Заведующий МБДОУ

Доржиева Ц.В.__________

«04» сентября 2022г

Парциальная программа

Волшебные краски

Для детей среднего дошкольного возраста

по нетрадиционной технике рисования

    Воспитатель: Жалсанова А.А.

у.Шара-Азарга

Содержание программы.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи Парциальной программы
  3. Принципы и подходы к формированию Парциальной программы
  4. Значимые характеристики для разработки и реализации Парциальной программы
  5. Планируемые результаты освоения Парциальной программы
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы
  2. Перспективный план работы Парциальной программы

ӀӀӀ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Методическое обеспечение Парциальной программы

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.

Часть Образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений (далее: Парциальная программа) имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность

Парциальной программы «Волшебные краски» заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной) с использованием нетрадиционных техник рисования.

Актуальность

Парциальной программы «Волшебные краски» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно- нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в

инструментах, ни в технике.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

  1. Цели и задачи парциальной программы

Цель программы: развитие художественно - творческих способностей детей 4 - 5 лет через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Развивать        творчество        и        фантазию,        наблюдательность        и        воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
  1. Принципы и подходы к формированию Парциальной программы:

  • Принцип поэтапного «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т.п.
  • Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  • Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.
  • Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
  • Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
  • Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление,

полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

  1. Значимые для разработки и реализации Парциальной программы характеристики.

В ходе реализации Парциальной программы «Волшебные краски» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • рисование свечой;
  • монотипия
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

Парциальная программа составлена для средней группы и рассчитана на 1 год. Периодичность занятий: - 1 раз в неделю.

Длительность занятий:

средняя группа - 20 минут;

Форма организации детей: групповая.

Форма        проведения:        комбинированная        (индивидуальная        и        групповая        работа, самостоятельная и практическая работа).

  1. Планируемые результаты освоения Парциальной программы. Ожидаемый результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно- творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего- то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Перспективный план работы парциальной программы

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционная

техника

Литература

Сентябрь

1. Тема: "Осень"

Цели занятия:

печать листьев

А.В. Никитина

"Нетрадиционная

1 . Познакомить с техникой печатания листьев.

  1. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
  2. Учить смешивать краски прямо на листьях.

техника рисования в детском саду" стр.

23

2.Тема: «Грибы в корзине" Цели занятия:

1 . Познакомить с техникой рисования с помощью руки.

2. Развивать пространственное мышление.

З. Учить рисовать грибы с помощью своей ладошки.

4. Расширить знания детей о

грибах.

рисунки из ладошки

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

25

Октябрь

1.Тема "Вот она какая, осень золотая"

Цели занятия:

1. Учить выделять выразительные средства, характерные для поэтических и музыкальных произведений о природе, сопоставлять и анализировать их. 2.Формировать умение использовать в рисунках

художественные свойства изобразительных материалов для создания образа природы. 3.Развивать фантазию и творческий подход к

изображению.

проступающий рисунок

Т.А.Цквитария "Нетрадиционная техника рисования " Интегрированные занятия в ДОУ стр 19

2.Тема: «Цветик-разноцветик"

смешивание цветов

Давыдова Г.Н.

Целu занятия:

"Нетрадиционная

1. Закрепить представления

техника рисования в

детей о цветовом

детском саду"

мноrooбразии, ознакомить с

Часть1 Москва 2007

хроматическими (основными)

стр 22

и ахроматическими цветами.

2. Расширить знания цветовой

гаммы путем введения новых

оттенков, освоения способов

их получения.

3. Закрепить навык

закрашивания внутри контура.

4. Развивать чувственно-

эмоциональное восприятие

окружающегo мира.

3.Тема "Явление осени"

печать по трафарету

А.В. Никитина

Целu занятия:

"Нетрадиционная

1 . Познакомить с новым методом- печатью по трафарету.

2.Развивать чувство ритма. 3.Упражнять в технике печати

по трафарету.

техника рисования в детском саду" стр.

27

4. Прививать навык работы в

коллективе.

4.Тема: «Улетаем на юг"

кляксография

А.В. Никитина

Цели занятия:

"Нетрадиционная

  1. Познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.
  2. Развивать фантазию при выборе содержания и способов

изображения.

техника рисования в детском саду" стр.

29

3. Развивать воображение,

фантазию, интерес к

нетрадиционным способам

рисования.

Ноябрь

1.Тема: "Пейзаж у озера"

монотипия

Давыдова Г.Н.

Цели занятия:

"Нетрадиционная

1. Закрепить знания детей о

техника рисования в

детском саду"

пейзаже как жанре

Часть1 Москва 2007

изобразительного искусства.

стр 37

2. Познакомить с

нетрадиционной техникой

изображения пейзажа -

монотипией, показать ее

изобразительные особенности,

закрепить понятие о

симметрии.

3. Подвести детей к тому, что

пейзаж можно рисовать не

только с натуры, а придумать

его самому.

4. Развивать умения детей

создавать композицию,

самостоятельно подбирать

цветовую гамму в

соответствии с придуманным

сюжетом.

2.Тема: «Ёжик"

тычок жесткой полусухой кисть

А.В. Никитина

Цели занятия: 1 . Научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок тела тычками без предварительной

"Нетрадиционная техника рисования в

детском саду" стр.

прорисовки, дополнять деталями

33

2. Закреплять умения детей

рисовать кисточкой разными

способами.

3. Расширять знания о

животных.

3.Тема: «Мой любимый свитер"

Цели занятия:

  1. Знакомить с техникой рисования.
  2. Развивать воображение и инициативу.
  3. Закреплять знание цветов.
  4. Учить составлять элементарный узор.

оттиск печатками из картофеля

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

31

4.Тема: «Веселые человечки" Целu занятия:

1 .Учить детей выкладывать веревочку точно по образцу.

  1. Знакомить со строением человека, определять все части тела.
  2. Учить передавать силуэт

человека в движении.

волшебные веревочки

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

35

Декабрь

1.Тема "Первый снег" Целu занятия:

1 . Учить рисовать дерево без листьев.

  1. Учить изображать снег пальчиками.
  2. Развивать инициативу, закреплять знание цветов.
  3. Учить составлять

композицию.

рисование пальчиками

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

39

3.Тема: "Снежинки" Цели занятия:

  1. Учить изображать явления природы на бумаге.
  2. Знакомить с холодными

воздушные фломастеры

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

41

оттенками голубого и синего цвета (темно- синий, голубой, фиолетовый)

3. Развивать длительный

плавный выдох.

3.Тема: "Ёлочка нарядная" Цели занятия:

  1. Упражнять в рисовании поролоном, в рисовании пальчиками.
  2. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа.
  3. Развивать цветовосприятие.

оттиск поролоном, рисование пальчиками

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

47

4.Тема: " Дед Мороз"

Рисование солью

Давыдова Г.Н.

Цели занятия:

"Нетрадиционная

1. Осуществлять социально-

техника рисования в

эмоциональное развитие детей

детском саду"

путем введения в ситуацию, в

Часть2 Москва 2007

разрешении которой они

стр 38

принимают непосредственное

участие; развивать

эмоциональную отзывчивость

детей,

готовность к взаимопомощи с

использованием накопленного

личного опыта.

2. Научить новому приему

оформления изображения:

присыпание солью по мокрой

краске для создания

объемности изображения.

3. Закрепить умение рисовать

фигуру изображаемого

персонажа, передавая форму

частей , их расположение, относительную величину.

4. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения

более светлого оттенка.

Январь

  1. Тема:" Зимний лес" Цели занятия: 1.Развивать у детей познавательный интерес.
  2. Воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.
  3. Учить рисовать зимний лес,

используя метод тычка.

рисунки из ладошки

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

49

2. Тема: "Пингвины" Цели занятия:

  1. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания.
  2. Расширять знания об окружающем мире.
  3. Учить рисовать пингвинов с

помощью трафаретов.

печать по трафарету

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

59

Февраль

1.Тема: "Вальс снежных

проступающий

Т.А. Цквитария

хлопьев"

рисунок

"Нетрадиционная

Цели занятия:

техника рисования "

1. Развивать чувство цвета

Интегрированные

посредством музыки и

затятия в ДОУ стр

рисования.

43

2. Совершенствовать умение

соотносить цвет с музыкой,

опираясь на различие наиболее

ярких средств музыкальной

выразительности (темп,

динамику, ритм и др.)

з. Стимулировать творчество

детей к импровизации с цветовым пятном.

2.Тема: "Красивые картинки из

рисование нитками

Давыдова Г.Н.

разноцветной нитки"

"Нетрадиционная

Цели занятия:

техника рисования в

1. Продолжать учить детей

детском саду"

разны м нетрадиционным

Часть2 Москва 2007

способам рисования,

стр 34

познакомить с новым

необычным изобразительным

материалом.

2. Развивать цветовосприятие,

умение подбирать для своей

ком позиции соответствующие

цветовые сочетания.

З. Учить аккуратно

пользоваться клеем, наносить

его на контур рисунка тонкой

струйкой.

4. Научить выкладывать нить

точно по нарисованному

контуру, развивать

координацию движений,

мелкую моторику кистей рук.

3.Тема: "Верблюд в пустыне"

расчесывание краски

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"

Часть2 Москва 2007

Цели занятия:

1. Воспитание у детей интереса

к природе разных

климатических зон.

Расширение представлений о

пустыне, развитие умения

передавать свои впечатления в

рисунке.

  1. Ознакомление с новым приемом рисования -

«расчесывание» краски.

  1. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.
  2. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни,

подбирая нужные цвета.

4. Тема: "Одуванчик"

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Знакомство детей с пластилиновой техникой как видом изобразительной

деятельности.

  1. Воспитание любви и

бережное отношение к природе.

пластилиновая живопись

О.Ю. Тихомирова

,Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина" стр.54

Март

1.Тема: «Открытка для мамы» Цели занятия:

  1. Учить детей рисовать различные цвета, использовать различные техники.
  2. Воспитывать в детях

желание делать подарки родным и близким.

печать по трафарету , воздушные фломастеры

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"

Часть2 Москва 2007

стр 46

2. Тема: "Ранняя весна" Цели занятия:

  1. Воспитывать эстетическое восприятие природы.
  2. Учить рисовать состояние

монотипия пейзажная

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

69

погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер)

3. Совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного печального колорита ранней

весны.

3.Тема: "Ветка с первыми листьями"

Цели занятия:

  1. Углублять знания о временах года.
  2. Уточнять признаки весны.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

оттиск печатками

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

71

4.Тема: «Черепаха" Цели занятия:

  1. Воспитывать эстетическое восприятие природы.
  2. Учить изображать животных.
  3. Развивать цветовосприятие и

чувство композиции.

восковые мелки+акварель

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

61

Апрель

1.Тема: «Березка. Цели занятия:

1 . Формировать любознательность,

наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.

  1. Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани .
  2. Научить изображать

батик

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"

Часть2 Москва 2007

стр 51

конкретное дерево с характерными признаками

4. Продолжать развивать детское изобразительное

творчество.

2 Тема: "Узор на тарелочке" (городецкая роспись)

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом.
  2. Учить составлять узор на тарелочке.
  3. Развивать художественный

вкус.

оттиск печатками из картофеля

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

55

3.Тема: "Золотая рыбка" Цели занятия:

  1. Продолжать знакомить детей с техникой - пластилиновая живопись.
  2. Учить наносить тонкий слой пластилина на основу. 3.Воспитывать старание,

внимательность, аккуратность.

пластилиновая живопись

О.Ю. Тихомирова

,Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина" стр.30

4. Тема: "Звёздное небо" Цели занятия:

  1. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными

художественными техниками.

  1. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

2. Воспитывать воображение и

свеча+акварель

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

73

творчество.

3. Учить создавать изображать

звездного неба, используя акварель и свечу.

Май

  1. Тема: "Праздничный салют над городом"

Цели занятия: 1.Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на

защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

  1. Усвоить навык поведения непрерывных линий,

достижение свободного

движения руки в произвольном и в заданном направлении.

восковые карандаши

+ акварель

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"

Часть2 Москва 2007

стр 48

2. Тема:" Красивый пейзаж" Цели занятия:

  1. Знакомить с жанром изобразительного искусства - пейзажем.
  2. Учить рисовать деревья,

кусты, горы, реки с помощью песка.

рисование песком

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр.

87

1. Тема: "Наш Детский сад" (коллективная работа) Цели занятия:

1.Закрепить умение продумывать расположения рисунка на листе. Учить создавать большую коллективную композицию,

договариваться друг с другом,

рисование пальчиками

по замыслу

кто что рисует.

3. Развивать чувство композиции.

2. Итоговая выставка детских

работ.

ӀӀӀ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Методическое обеспечение Парциальной программы

  1. Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования» Интегрированные занятия в ДОУ.
  2. . Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- часть первая М.2007г.
  3. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- часть вторая М.2007г.
  4. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
  5. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  1. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
  2. О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева «Пластилиновая картина»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование красками по сказке «Петух и краски».

На данном занятии у детей формируются  представления о внешнем виде петуха.   Идет  закрепление  правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...

Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3 – 5 лет «Волшебные краски»

     Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает  развития у дошкольников художественно-творческих способностей в...

Парциальная программа «Волшебные краски»

Парциальная программа «Волшебные краски»...

Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски» для детей от 1 до 3 лет

Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащ...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различны...