"Создание ситуации успеха у дошкольников в процессе музыкальной деятельности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Турдиева Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_turdieva_busov.docx37.63 КБ
Файл konsultatsiya_2024.pptx167.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА»

«Создание ситуации успеха у дошкольников в процессе музыкальной деятельности»

Консультация для педагогов

Музыкальные руководители: Турдиева О.Н., Бусов Л.А.

14.02.2024


Меняется мир – меняются и люди. В условиях глобальной цифровизации интерес к музыкальному образованию уходит на задний план.

Время эффективного приобщения дошкольников к музыкальной культуре может быть упущено, и сформировать мотивацию детей к занятиям музыкой в будущем окажется сложно.

К. Д. Ушинский писал: «Интерес ребенка к познанию чего - либо появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от радости в овладении знаниями», иными словами, переживание ситуации успеха повышает мотивацию деятельности и развивает познавательные интересы дошкольника.

Ситуация успеха - это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными переживаниями, а сам успех - результат подобной ситуации. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки.

Рекомендации А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, В. А. Сухомлинского, М. И. Шилова, И. С. Якиманской помогают определить необходимые условия образовательного процесса для создания ситуации успеха.

Чем богаче и комфортнее развивающая среда в ДОУ, инновационнее педагогический процесс, тем больше возможностей у ребёнка развивать свои способности. От педагога требуется полное принятие каждого воспитанника, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе, а также создание единого образовательного пространства в семье и детском саду.

Для эмоционального сближения детей, сплочения коллектива хорошими помощниками служат коммуникативные музыкальные игры («Ручеек», «Веселый поезд», музыкальные игры - приветствия («Отойди - подойди», «Привет», «Покажи ладошки», «Добрый жук», танцы со сменой партнера («Озорная полька», «Ну и до свиданья», «Весёлые дети»). Они развивают у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к ближнему, стремление к единению, способствуют адаптации ребёнка в коллективе, снимают барьеры между более раскрепощенными и неуверенными в себе детьми. Особый азарт создают игры, в которых кто - то рискует остаться без пары. С одной стороны это активизирует игроков, с другой учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу.

Ситуации успеха особенно важны в работе с детьми, поведение которых осложнено, поскольку позволяют снять агрессию, напряжение или пассивность. Коммуникативные игры «Кто у нас хороший», «Зеркало», «Веселая сороконожка», пение по образцу и с солистами «Эхо», «Узнай по голосу» способствуют выбросу негативных эмоций, помогают детям ощутить возможности своего тела, раскрыть способности, поверить в свои силы.

В моменты, когда у ребенка что- то не получается, важен тактильный контакт и принцип общения «глаза в глаза»: «Для тебя это не просто, однако если что - то не получится, мы тебе поможем». Воспитанник должен знать, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют все его действия.

Чтобы каждый ребёнок смог познать радость успеха, захотел повторить его, поверив в свои силы, нужно предлагать задания разного уровня сложности.

Доктор педагогических наук Владимир Юрьевич Питюков предлагает целую серию педагогических приёмов, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха. Некоторые из них особенно актуальны.

«Эмоциональное поглаживание» вербальными и невербальными средствами. Это - мягкие интонации, открытая поза, доброжелательная мимика и добрые комментарии. Можно расширить традиционный диапазон подбадривающих слов (молодец, умница) следующими фразами: «Очень интересно!», «Вы только посмотрите!», «Это что-то особенное!», «Об этом обязательно нужно рассказать», «Ты сделал это!», «Я просто в восторге!» и другие.

Интерес к музыкальным занятиям всегда вызывается через "Внесение мотива на деятельность" - игровую ситуацию с помощью музыкально - дидактических игр, игр - драматизаций, танцевального и песенного творчества, игру на детских музыкальных инструментах.

Можно  использовать "Педагогическое внушение" - эмоционально окрашенное влияние педагога на сознательную сферу ребенка с целью появления уверенности, желания действовать, например - «Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Кажется, что ты справишься с этим лучше и быстрее нас», «Скорее приступай, у тебя все получится…».

В заранее подготовленной педагогами ситуации под названием «Даю шанс» дети получают возможность неожиданно раскрыть для себя какую-то сторону, если не таланта, то скрытой способности. Подобные ситуации порой возникают спонтанно, важно не упустить момент, сумев по достоинству его оценить.

Прием «Умышленная ошибка» работает на известном воспитанникам материале. Во-первых, разрушается миф о непогрешимости педагога; во-вторых, вся группа мгновенно активизируется.

«Заразить коллектив» можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для других, перерастёт в успех многих, а осознание этого вызовет радость у всех.

На музыкальных занятиях можно использовать "Скрытую инструкцию" - своеобразную ненавязчивую подсказку - помощь, реализующуюся путем использования намека, не прямого указания «Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Обрати внимание… ", «Ты, конечно же, не забудешь о …», "Ты помнишь, конечно, что лучше начать с… ", "Обычно удобнее приступить с… ",  "Здесь, вероятно, главное… "

Можно успешно использовать "Авансирование" - оглашение достоинств дошкольника, которыми его наделяют окружающие. «Еще немного потренируешься и обязательно возьмешь эту нотку», "Ты непременно все сделаешь правильно, ведь ты очень стараешься», «Ты уже не раз демонстрировал своё творчество в игре на инструментах», «Ты справишься с этим», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь», «Ты же умница!»

В каждом ребенке, независимо от его способностей заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше других, быть по достоинству оцененным окружающими. Несносный проказник может оказаться лучшим артистом на сцене, испытывающий сложности в математике - красиво петь, почти каждый обладает выраженным чувством ритма и т. д. Задача педагога- с помощью создания ситуации успеха в музыкальной деятельности помочь ребенку раскрыть свой потенциал, поверить в свои силы, пробудив любовь и интерес к музыке.

"Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить".

Не дайте ему пролететь мимо ребенка!

Источники:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-situaci-uspeha-u-doshkolnikov-v-procese-muzykalnoi-dejatelnosti.html
  2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день», издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2012
  3. А.И. Буроенина «Коммуникативные танцы – игры для детей», «Музыкальная палитра», Санкт – Петербург, 2004


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание ситуации успеха у дошкольников в процессе музыкальной деятельности» Консультация для педагогов Подготовили: Турдиева О.Н. Бусов Л.А. Февраль 2024 год

Слайд 2

«Интерес ребенка к познанию чего - либо появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от радости в овладении знаниями » К.Д.Ушинский

Слайд 3

Ситуация успеха - это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными переживаниями, а сам успех - результат подобной ситуации.

Слайд 4

Педагогические приёмы: «Эмоциональное поглаживание»; «Внесение мотива на деятельность»; «Педагогическое внушение»; «Даю шанс»; «Умышленная ошибка»; «Заразить коллектив»; «Скрытая инструкция»; «Авансирование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...

Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда

Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса....

Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.

Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС....

Создание ситуации успеха для дошкольников

В работе по выявлению одаренности у дошкольников важным фактором является создание ситуации успеха. Это участие детей в конкурсах, выставках, концертах, фестивалях, спартакиадах. А также публичное наг...

Мастер-класс "Создание ситуации успеха у дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей детского сада "Создание ситуации успеха у дошкольников"...

Создание ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ путём взаимодействия педагогов ДО

Создание ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ путём взаимодействия педагогов ДО...