«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений»
материал

Лютикова Марина Борисовна

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений»

Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем. На сегодняшний день все службы образовательных учреждений (педагогическая , медицинская , психологическая , логопедическая) не только стремятся работать вместе , комплексно сопровождая ребёнка , но и создают для этого соответствующие условия.

 Одним из таких условий в ДОУ является использование музыки во всех видах организованной деятельности. Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка, активизации мыслительной деятельности , повышения качества усвоения знаний , создания благоприятного эмоционального фона , устранения нервного напряжения и сохранения здоровья .

В самой природе музыки лежат её психотерапевтические и развивающие возможности. Используя музыку в нашей работе, за считанные минуты можно снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить , повысить настроение , сконцентрировать внимание ребёнка .
На протяжении всей жизни музыка сопровождает человека , поддерживает его , давая творческие силы , помогая во всех значимых жизненных моментах. Поэтому с раннего детства нам необходимо готовить детей к правильному восприятию музыки . Музыка является доступным и эффективным психолого-педагогическим методом воздействия на ребёнка. Она всегда претендовала на особую роль в обществе . В древние века музыкой лечили людей от тоски , нервных расстройств , заболеваний сердечно-сосудистой системы . Музыка влияет на интеллектуальное развитие , ускоряя рост клеток , отвечающих за интеллект человека. Не случайно в школе Пифагора занятия по математике проводились под звуки музыки , повышающей работоспособность и умственную нагрузку мозга учащихся.
В наше время музыка помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса :

- создаёт благоприятный эмоциональный фон и устраняет нервное напряжение ;

- развивает воображение в процессе творческой деятельности , повышая активность ;
- формирует мыслительную деятельность и повышает качество усвоенных знаний ;- обеспечивает психологическую и физическую нагрузку после учебной нагрузки во время физкультминуток .

Педагог, используя музыку на занятии, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание , средства выразительности . Например , формируя у детей временные понятия , воспитатель обращает внимание на то , как в музыке отражаются признаки времени года , частей суток . 
При пассивном восприятии музыки выступает фоном к основной деятельности , она звучит негромко , на втором плане. Например, дети занимаются со знакомым раздаточным материалом, классифицируют предметы , рисуют геометрические фигуры , занимаются штриховкой и т.д.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.

 Так , на занятии по математике с целью активизации мышления , повышения сосредоточенности , концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. 
Музыка – волшебница, она способна объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения , чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта , так необходимого для гармоничного развития личности ребёнка. Музыка может помочь в создании активизации мыслительной деятельности , развитии воображения детей в процессе формирования познавательно-математических представлений .

Хорошо, если подобран разнообразный музыкальный репертуар. Прослушав отрывок музыкального произведения, определите характер, оцените , в какой деятельности с детьми целесообразно его использовать , чтобы формировать, закреплять , уточнять математические понятия . 

Например : спокойную , негромкую музыку необходимо включать в том разделе занятия по познавательно-математическому развитию , где дети работают со знакомым раздаточным материалом , составляя узор , работа с мозаикой . Необходимо подобрать музыкальное произведение как динамическую паузу в виде психологической разгрузки , момента релаксации, во время занятия по математике.
Ритмическую музыку необходимо использовать в качестве физкультминутки , когда детям необходимо переключиться с напряжённой умственной деятельности , получить заряд бодрости и отличного настроения. А так же ритмичное, весёлое музыкальное произведение использовать во время математических досугов и развлечений. Ведь не секрет, что мы любим путешествовать . Наяву это получается не часто , но можно совершить путешествие , не выходя из группы. Вот как раз для таких занятий-путешествий и подошла бы спокойная композиция . На наших занятиях мы часто перевоплощаемся , поэтому музыка может использоваться для сюрпризных моментов , появления сказочных героев. 
Радостная , весёлая , задорная мелодия подойдёт для сопровождения во время развлечений по познавательно-математической деятельности , когда есть возможность закрепить , уточнить у детей знания о временах года . Как порой трудно детям в конце занятия , когда после усиленной умственной деятельности наступает усталость . В таких случаях незаменима будет мелодия такого характера , с помощью которой можно создать хорошее настроение , эмоционально и психически расслабить организм ребёнка.
В ходе активной мыслительной деятельности есть интересные подходы к использованию средств музыки. Существуют разнообразные приёмы , которые могут применяться педагогами при формировании и закреплении математических представлений . 
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности , которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. 
Очень часто мы , взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка , ответить на любые вопросы . Но всегда ли это оправдано ? На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ и не важно , что только путём проб и ошибок. Чтобы вызвать интерес у ребёнка к математике , помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы , сделать занятия увлекательными , необходимо применять как окружающие предметы , так и модели изучаемого материала . Мы заботимся о том , чтобы игрушки , бельё , стены комнаты , где находится ребёнок были ярких , жизнерадостных оттенков. Но мало думаем о том , что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка . Вокруг нас постоянно звучит различная музыка , и если прислушаться , великая музыка природы.
Родители , желая видеть своё чадо умным , талантливым и счастливым, не ограничиваются наблюдением . Они знают , что хороший старт – залог успеха , поэтому тщательно подбирают школу. Но далеко не все знают , что дошкольное развитие на порядок важнее. Ребёнка в возрасте пяти-шести лет можно не просто обучить чему-либо , но и развить саму способность к обучению : схватывать на лету , впитывать , как губка , анализировать делать смелые выводы . Детство – тот критический период , в котором можно развить высокие способности . Вопрос в том , как заниматься с малышом , когда игра – единственное , что может завладеть его вниманием больше , чем на три минуты . Ответ кроется в самой постановке вопроса . 
Развивающие игры , на фоне спокойной музыки , могут легко заменить обычные и быть не менее интересными. Играя , ребёнок развивает творческие способности , чтобы решить каскад стоящих перед ним задач : шутки , загадки , головоломки , лабиринты , игры на пространственное преобразование и т.д. Они не только вызывают интерес своим содержанием , но и побуждают детей рассуждать , мыслить , находить правильный ответ .
Особое внимание в них уделено развитию самостоятельности , наблюдательности , сообразительности . Этому способствуют разнообразные логические игры , задачи , упражнения , например : «Найди недостающую фигуру» , «Чем отличаются?» , «Отгадай число».
Дидактические игры и упражнения являются ценным средством развития умственной активности детей , активизируют психические процессы (внимание , память, мышление , воображение , вызывают интерес к процессу познания). Дидактические игры решают определённую задачу для совершенствования математических представлений у детей (количественных, временных , пространственных) 
В своей работе можно использовать «Математическую игротеку». Подбирать математические развлечения , задачи-шутки , загадки , головоломки , лабиринты , игры на пространственное преобразование . Это не только вызывает интерес своим содержанием , но и побуждает детей рассуждать , мыслить , находить правильный ответ. Особое значение уделять развитию самостоятельности , наблюдательности , сообразительности . Этому способствуют логические игры , задачи , упражнения и конечно же музыка . 
Если подобрать и оформить картотеку игр, заданий , упражнений , экспериментов , загадок , вопросов-шуток по закреплению математических представлений , то данная работа поможет нам лучше и глубже работать с родителями , закреплять у детей знания по математическому развитию.
И в заключение хочу сказать . Постарайтесь всегда и во всём слышать музыку , звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капели , торжественная песнь океана , тихий шелест травинки или прекрасная музыка концертных залов. Именно классическая музыка, а не ритмы современной эстрады на своих звуках выносит из организма злость , раздражение , слёзы , ненависть , освобождая место для радости , покоя , удовлетворения . Всё это является эликсиром молодости , красоты и энергии. Будьте здоровы и счастливы . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности при формировании математических представлений»

Музыка в нашем детском саду занимает важное место в развитии личности дошкольника. Музыка звучит не только в музыкальном и физкультурном залах, но и в каждой из 13 групп ДОУ....

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников»

Статья для музыкальных руководителей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...

Мастер класс Использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню», как средства активизации мыслительной деятельности

Представление опыта работы педагогам ДОУ города через показ приемов организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности....

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...