«Создание предпосылок для ранней профориентации дошкольников средствами РППС»
статья

Демченко Ольга Сергеевна

«Создание предпосылок для  ранней профориентации дошкольников средствами РППС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_predposylok_dlya_ranney_proforientatsii_d.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание предпосылок для  ранней профориентации дошкольников средствами РППС»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Перед педагогами нашего дошкольного учреждения серьёзно встал вопрос: Как можно познакомить дошкольника разного возраста с миром профессий. Рассмотрение возможностей использования РППС ДОУ для создания предпосылок ранней профориентации дошкольников.

Так в рамках муниципального проекта «Создание рекреационных зон в образовательных учреждениях города», (приказ управления образования администрации г. Белгорода от от 15.07.2020 г. № 699). Рабочей группой  педагогов МБДОУ был создан и реализован проект «Город профессий» по  формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально -трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

На начальном этапе для себя мы определили что рекреационная зона «Город профессий» должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий),  чтобы ребенок получал конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.  Не мало важно было включать в совместную работу по направлению ранней проф .орентации и родителей наших воспитанников. В каждой группе по распределению  за педагогами была закреплена определённая профессия, которую они должны были представить.

Поэтому одним из решений было создание Виртуальной экскурсии «Город профессий» в рекреационной зоне МБДОУ. На стенах в коридоре были представлены профессии из разных областей например профессия «Строитель» «Стилист», «Парикмахер», «Доктор», «Повар», «Спасатель»,  и т.д. Те профессии которые доступны с младшего дошкольного возраста, которые ребенок может индефицировать назвать и самое главное заинтересоваться. Но изображение той или иной профессии раскрыто  более детально, с помощью дополнительных инструментов и изображений подсказок, чтобы дети более старших возрастов могли назвать  профессию более  точно например дети называли не просто профессия  «Доктор» - а узкую специальность «терапевт», «Ветеринар», «Повар-кондитер, пекарь», «Стилист-модельер», «Малляр-штукатур» и т.д.

Почему мы назвали виртуальной экскурсией «Город профессий». Каждое изображение той или иной специальности  было зашифровано QR-кодом, с информацией виде видео роликов, мультфильмов, стихов, сказок и игр, и виртуальных экскурсий, подготовленных родителями воспитанников. Система QR-кодов, позволяет ежемесячно менять информацию, которую педагоги заранее подготавливают по определённой тематике. Особый отклик такой работы мы получили от родителей, с помощью телефонов  и планшетов родители самостоятельно вечером могли получить задания, упражнения или просмотреть видео, когда ребенок возвращается в машине с родителями домой,  что помогало нам вовлечь непосредственно родителей потому что изучение  информации проходит в совместной деятельности. Родители могли познакомиться какая деятельность проводится в ДОУ, а нередко признавались что сами узнали много нового.  Так же положительным моментов является сюрпризный момент, дошкольники всегда в ожидании в какой форме появится информация на экране мультик или игра.

Наш виртуальный «Город профессий», оборудован не только рисунками, но и стеллажами на которых находятся игры или атрибуты, куклы в спецодежде той или иной профессии, которые изготовлены по собственному дизайну педагогов, подбираются с целью создания предпосылок и условий для реализации интересов детей в разных видах  игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов и их доступность вызывают у дошкольников желание играть. Так же подготовлены боксы-контейнеры которые в свободном доступе для дошкольников и родителей представлены на стеллажах. Внутри контейнеров  игры и атрибуты и задания. По желанию рёбенка каждый может взять контейнер-бокс домой и более углублённо и непосредственно познакомиться с той или иной специальностью вместе с родителями. Эта форма тоже оказалась эффективной нашим воспитанникам нравится что они могут взять домой контейнер поиграть и вернуть обратно. Иногда в педагоги находят в контейнерах вещи или игрушки которые родители решили доложить и дополнить профессию. Особенно было приятно найти записку со словами благодарности от родителей ДОУ.

Тот факт что всё оборудование находится в свободном доступе, помогает нашим педагогам подготовиться к занятиям по ранней проф орентации, что так же положително влияет на проводимую нами работу по данному направлению.

В каждой группе нашего детского сада были созданы центры «Профессии» и проведён смотр-конкурс по ранней проф-орентации. В этих центрах расположены дидактические игры, развивающие и логические игры, картотеки, дидактический материал по знакомству детей с профессиями. Эти центры занимает немного пространства, достаточно мобильны. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей.

На заключительном этапе проекта, оснащение профориентационной предметно- пространственной развивающей среды в  ДОУ было сделанно:

Оснащены уголки по профориентации соответствуя возрасту;было сделано.
2.Подобрана художественную литературу , изготовление книжек –малышек по теме;
3.Создана картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов, песен о профессиях и орудиях труда;
4.Подобраны репродукции картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
5.Подобраны и изготовлены дидактические игры по теме «Профессии»;
6.Подобраны мультфильмы и видеоролики связанных с темой «Профессии»;
7.Оформлены альбом с фотографиями «Профессии наших родителей».
8.Система студий (творческих мастерских): «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);
9.Создана рекреационная зона виртуальная экскурсия «Город профессий».

Очень важно в нашей работе по данному направлению было использовать разнообразные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.     Учитывая ,что у родителей в современном обществе нет лишнего времени,  педагоги организовали работу компактной, но эффективной. Знакомство с профессиями ,  через формат встреч «Гость группы» , такой формат  являлся для нас одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а были активными участниками.   Так же нами была придумана традиция родители должны были подарить ДОУ атрибут той или иной профессии когда они приходят в детский сад и рассказывают о ней.

Родители которые не смогли прийти лично снимали видео ролики рассказывающие о своей профессии. Немаловажным достоинством таких видео роликов можно отметить, что дети с одной стороны знакомятся с возможностями компьютера и Интернета, а также имеют возможность заглянуть в суть той или иной профессии.  Однако видео имеет большой недостаток – это невозможность непосредственно потрогать или ощупать технологический процесс. Этот отрицательный момент может быть скомпенсирован. Некоторые моменты педагог может обсудить более детально, подобрав дополнительный материал, а в некоторых случаях даже обыграть ситуацию (например, работа пекаря: приготовить с детьми выпечку из солёного теста, или пригласить повара, что бы он с детьми приготовил). Эта форма позволила пополнить картотеку  МБДОУ видео экскурсий. А так же расширение представлений детей о разнообразии профессий    и особенностях труда взрослых что способствует у детей развитию интереса к миру профессий и дальнейшему выбору собственных предпочтений в профессиональной сфере.

Знакомство с миром профессий через РППС позволил нам  ненавязчиво создать предпосылки к ранней проф орентации у детей дошкольного возраста и подвести детей к важному выводу, что труд является значимой сферой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...

Статья "Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания"

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные област...

Представление педагогического опыта «Ранняя профориентация дошкольников средствами макетирования»

Ребенку надо знать, кем работают его родители и близкие родственники. Необходимо знакомить с особенностями этих профессий, требованиями к человеку той или иной профессии. Тем самым ему будет легче сде...

Презентация "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"

опыт работы по теме "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"...

2020-2024г. Презентация "Создание предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями"

Сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.Цель...