Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте». В старшей группе Тема: «Учимся читать» Название: «Играем с Роботом Робом»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eltsova_i.v._zanyatie_robot.docx54.59 КБ
Файл poyasnitel_zapiska_eltsova_i.v.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

(занятия)

по образовательной области «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте».

В старшей группе

Тема: «Учимся читать»

Название: «Играем с Роботом Робом»

Составила: воспитатель, Ельцова Ирина Владимировна

г. Югорск, 2024 г.

Цель: формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева.

Задачи:

Образовательные: 

- Упражнять детей в отгадывании загадки.

- Закреплять знания детей о кубиках и таблицах, различать кубики по цвету, размеру и звучанию.

- Учить называть склады и буквы на кубиках.

- Учить составлять несложные слова склады из кубиков.

- Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

 Развивающие: 

- Развивать интерес у детей к чтению по кубикам Зайцева .

- Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия через игру с кубиками.

 - Развитие координации движений.

- Активизировать и расширять словарный запас.

- Способствование развитию и укреплению мотивации для обучения грамоте (чтению и письму).

- Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

- Развивать познавательную активность.

- Развивать речь, память, мышление.

- Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Воспитательные:

-  Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности. 

-  Воспитывать интерес к чтению.

 - Воспитывать любовь к родному языку.

Материалы и оборудование. Игрушка Робот. Детали мягких модулей объемных геометрических фигур для ракеты (цилиндр (борт ракеты), на нем закреплены круги - окна – иллюминаторы, треугольная призма (передняя часть ракеты), еще 2 треугольных призмы (хвостовые крылья). Кубики и таблицы Зайцева.  2 указки, снежинки в форме цветочка, на лепесточках которого, разложены в центре кубик со стороной Б, на липестках цветочка – снежинки (склады – БЫ, БО, БА, БЭ, БУ). Карточки с названиями животных (на каждого ребенка) (волк, филин, крокодил, жираф, слоны, зебра, тигр, бегемот, обезьяна, львы). Полоска зеленая на которой дети будут выкладывать слова названия животных. мобильный телефон для записи, что дети делали на занятии. Карточки – домики со складами и буквой. Смайлики настроения.

Предварительная работа. Игра «Чудесный мешочек» с кубиками». 2. Игра «Сварим суп». Пение по таблице. Работа со складовыми картинками.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

2мин.

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей

Упражнять детей в отгадывании загадки.

Приветствие детей друг друга.

Дети отгадывают загадку.

– Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте.                                                                      Я похож на человека,
Мне немного больше века,
Я – создание науки,
Мастер-золотые руки.
 Ребята, вы догадались, про кого эта загадка? Нет, тогда послушайте еще одну загадку, подсказку.                                          Сам – металлический, мозг – электрический. 

Дети отгадывают загадку.

Дети отвечают. Робот

Актуализация,

2 мин.

Развивать познавательную активность. Активизировать и расширять словарный запас.

Развивать речь, память, мышление.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

В группе появляется Робот (игрушка).

Короткая беседа «Для чего нужны роботы и на чем можно полететь на луну»

Сообщение, что надо помочь Роботу.

Рассыпанные детали мягких модулей. Детали мягких модулей объемных геометрических фигур для ракеты (цилиндр (борт ракеты), на нем закреплены круги - окна – иллюминаторы, треугольная призма (передняя часть ракеты), еще 2 треугольных призмы (хвостовые крылья).

1. Воспитатель. Для чего нам нужны роботы. Зачем человек их изобретает?

2.Воспитатель. 

Ребята, сегодня к нам пришел гость – Робот Роб. Давайте с ним поздороваемся. 

Воспитатель. 3. Но он не просто так пришел к нам в гости, ему нужна наша помощь. Наш Робот собирается в гости к своим друзьям на Луну. Но его средство передвижения неисправно, все детали рассыпались.

Подскажите, ребята, на чем можно полететь на Луну?

Воспитатель. Правильно.

И чтобы ему помочь, вы должны выполнить задания, и еще научить Робота Роба разговаривать и читать русском языке. Вы согласны помочь Роботу?

Детали на ракете будут восстанавливаться с каждым правильно выполненным заданием. Готовы? А помогут нам с вами выполнять задания кубики, с которыми вы уже знакомы.

1.Роботы – это машина, которая умеет выполнять функции человека, работает по заданной программе.                            Роботы нужны для того, чтобы помогать людям, они могут выполнять работу, которую человек не может или не в силах сделать                                                   2. Дети. Здравствуй Робот Роб.                             3.Дети. На ракете.

Расширение

имеющихся

представлений

5 мин.

Закреплять знания детей о кубиках и таблицах, различать кубики по цвету, размеру и звучанию. Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия через игру с кубиками.

Продолжать учить называть буквы и склады на кубиках.

Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности.

Беседа – игра «Расскажем про кубики».

Кубики Зайцева

Воспитатель.

1задание.

Давайте расскажем нашему гостю про наши кубики.

1.Воспитатель. Давайте возьмем глухой кубик.

2.Давайте возьмем звонкий кубик.

3.Давайте возьмем самый главный золотой кубик.

Молодцы.

4.А сейчас звонкие кубики бери, одну буковку ищи и ко мне беги.

5. 1, 2, 3, 4, 5, будем кубики считать. (Воспитатель хлопает в ладоши)

Десять больших, один маленький.

Молодцы,

6.А сейчас к паровозику бежим один глухой кубик бери, одну буковку ищи. Раз, два, три в ряд становись.

7.Раз, два, три, четыре, пять будем кубики считать. (Воспитатель хлопает в ладоши)

8. Давайте еще раз похлопаем в ладоши.

Молодцы.

9. Остались самые главные, гласные кубики. Показываем гласные. (Воспитатель движением показывает гласные звуки).

 А это у нас согласные, кода мы с вами соглашаемся это согласные буквы. (Воспитатель показывает полочки с согласными буквами)

10. А сейчас букву (а) ищи, (о) ищи, (у) ищи, (ы) ищи,( э) ищи,( я), (е), (ю), (и), (е).

Раз, два, три, в ряд становись.

Раз, два, три, четыре, пять будем золотые кубики считать.

Молодцы.

Вывод. Мы с Вами правильно выполнили задание, назвали кубики, начинаем восстанавливать нашу ракету первая деталь.

(Цилиндр) Борт ракеты. Назовите 1 деталь ракеты.

1.Дети берут глухой кубик.

2.Дети берут звонкий кубик.

3.Дети берут золотой кубик.

4.Дети берут железные кубики и находят на них одну буковку.

Выставляют на полочку.

5.Ребенок считает кубики. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать,

6.Дети берут глухой деревянный кубик. Выкладывают около паровозика. И называют буквы.

7.Ребенок считает деревянные кубики.

Дети хлопают в ладоши десять раз.

Дети находят гласные кубики и выкладывают на полочку.

Дети считают золотые гласные звуки.

Дети называют и выставляют первую деталь ракеты - цилиндр (борт ракеты).

Динамическая

Пауза

3 мин.

Снять эмоциональное напряжение.

Развитие речи, развитие координации движений.

Игра «Снежинки – цветочек»

Кубик Зайцева Б.

2 задание.

Воспитатель. Уважаемый Роб давай с нами поиграем.  Завыл ветерок. Полетели все ребятки (у -у - у- у- у - у -у - у). Летим как снежинки.

Здесь у нас умные снежинки. Давайте поиграем со снежинками. 

Белые снежинки как - цветочек на полянке,
В воздухе кружатся.

А снежинки – цветочек не простой.

На них склад найдем любой.

Ну- ка, Алиночка, выходи, и склад там найди.
Воспитатель показывает кубик со складом (Б, БУ, БО, БА, БЫ
Молодец, Алиночка, какой склад нам нашла Алиночка.

Вывод. Мы с Вами правильно выполнили задание, поиграли с умными снежинками, назвали склады на кубике. Давайте,  продолжим, восстанавливать нашу ракету. Вторая деталь треугольная призма (хвостовое крыло). Робот Роб нам смотрите помогает.

1.Дети бегут к снежинкам -цветочку и произносят у – у – у -у.

2. Дети произносят:

Белые снежинки как - цветочек на полянке,
В воздухе кружатся.

А снежинки – цветочек не простые.

На них склад найдем любой.

Дети называют и выставляют вторая деталь треугольная призма (хвостовое крыло)

Практическая

работа

(10 минут)

Учить называть склады и буквы на кубиках. Развивать интерес у детей к чтению по кубикам Зайцева

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать речь, память, мышление.

Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности.

Упражнение «Домик для кубиков»

3 задание.

Воспитатель. Ребята, Роб с кубиками такая беда случилась. Пока они на полочке стояли, не знают в какой домик им бежать. Давайте им поможем.

Воспитатель. Смотрите у наших кубиков есть домики. Возьмите большие деревянные и железные кубики и положите их в свой домик.

Ребята возьмите кубик и подойдите к нашим гостям и прочитайте склад на вашем кубике.

Молодцы.

Вывод. Мы с Вами правильно выполнили задание, поиграли с домиками, в которых живут кубики, продолжаем восстанавливать

нашу ракету – еще одна треугольная призма (второе хвостовое крыло).

Дети выкладывают кубики на домики.

Дети подходят к гостям и читают склады.

Дети выкладываю третью деталь ракеты.

-Учить составлять несложные слова склады из кубиков.

Способствование развитию и укреплению мотивации для обучения грамоте (чтению и письму).

Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности.

Упражнение «Зоопарк»

Картинки из серии обучение чтению. «240 картинок для обучения чтению»

4 задание.

Воспитатель. А сейчас ребята и Роб мы отправляемся в зоопарк. Там тоже животные хотят, чтобы Вы им помогли. Поэтому мы свами напишем им название кубиками. Подходите выбирайте себе картинку. Смотрите внимательно на картинку. Давайте животным будем помогать, ребята вот на этой зеленой полоске Вы поставите кубики и напишете слово.

Вывод. Ребята мы с вами правильно выполнили 4 задание. Написали из кубиков названия животных. Продолжаем восстанавливать ракету четвертая деталь большая треугольная призма.

Дети выкладывают из кубиков слова (жираф, филин, львы, слоны, волк, бегемот).

Дети выкладывают четвертую деталь ракеты пирамида.

Заключительный этап. Рефлексия,

2 мин

-  Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности. 

-  Воспитывать интерес к чтению.

 - Воспитывать любовь к родному языку.

Игровое упражнение «Расскажи, что мы делали на занятие»

Мобильный телефон.

Смайлики настроения.

как настроение?Создаём собственные смайлики! ВКонтакте

Воспитатель. Вот мы и помогли роботу Робу восстановить ракету, на которой он может полететь на Луну к своим друзьям. И помогли ему начать учить русский язык.

Воспитатель. Давайте расскажем, что мы делали, чтобы восстановить Ракету и как мы учили Робота Роба разговаривать и читать русском языке, какие задания выполняли. Составим видио письмо, я его запишу на мобильный телефон, и мы его отправим. Воспитатель. Рассказывайте Роботу, что интересного сегодня мы делали?

Воспитатель. - Ребята какое настроение у вас сейчас?

Если у вас веселое настроение значит вы справились со всеми заданиями, чтобы выполнить задания для восстановления Ракеты, чтобы Робот Роб мог полететь на луну. Но если плохое настроение, значит у Вас что – то не получалось на занятии.

Молодцы.

Воспитатель. Мы с вами сейчас после занятия смонтируем, и составим видио письмо для отправки на Луну для друзей Робота, как мы с вами любим читать, и любим родной русский язык.

Дети передают друг другу Робота.

1. К нам пришел Робот.

2. У него развалилась ракета и мы ему помогали восстанавливать Ракету.

3. Рассказали нашему гостю про наши кубики.

4. Поиграли с умными снежинками, назвали склады на кубике. 

5. Поиграли с домиками, в которых живут кубики.

6. Написали из кубиков и складов названия животных.

Дети выбирают смайлик, соответствующий их настроению.

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте занятия

 образовательная область «Речевое развитие»

раздел «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте»

в старшей группе занятие на тему: «Играем с Роботом Робом»

составила: воспитатель Ельцова И.В.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач.

Технологическая карта занятия составлена в соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.       Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.    Цель занятия предполагает формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева.

Речевое развитие – работа непростая. Она предполагает формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте: закреплять знания детей о кубиках и таблицах, различать кубики по цвету, размеру и звучанию. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.                                                                    

           Место в системе занятий.

           Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе занятия. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.         

             Занятие на тему «Играем с роботом Робом», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.  

  1.  Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

             Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются демонстрационный и раздаточный материал:

           - для того, чтобы собрать ракету,  (робот Роб собирается в гости к своим друзьям на Луну, но его средство передвижения неисправно, все детали рассыпались, детали на ракете будут восстанавливаться с каждым правильно выполненным заданием), используются детали мягких модулей (цилиндр (борт ракеты), на нем закреплены круги - окна – иллюминаторы, треугольная призма (передняя часть ракеты), еще 2 треугольных призмы (хвостовые крылья).

          - для закрепления знаний о таблицах и кубиках Зайцева выставлены таблицы и кубики по методике Зайцева.

          - для развития сюжетно-игрового замысла был использован игровой прием внесение игрушки Робот.

          - актуализировать знания мы можем, совершенствуя навыки речевой творческой деятельности, через короткую беседу «Для чего нужны роботы»

         - для закрепления знаний детей о кубиках и таблицах, различение кубиков по цвету, размеру и звучанию, для обучения называнию букв и складов на кубиках была проведена                  беседа - игра «Расскажем про кубики», использовались железные звонкие кубики, деревянные глухие кубики, золотые главные кубики. Это позволило расширить имеющиеся представления.

            - для создания эмоционального климата в группе и развития речи, развитие координации движений была проведена игра «Снежинки – цветочек». Дети подбегали и водили хоровод вокруг «Снежинок в форме цветочка, где в центре был положен кубик со стороной Б, на липестках цветочка из снежинок (склады – БЫ, БО, БА, БЭ, БУ).

            - для развития интереса у детей к чтению по кубикам Зайцева и совершенствования навыков речевой творческой деятельности было проведено упражнение «Домик для кубиков», использовались карточки – домики со складами и буквой кубики.

            - для обучения составлению несложных слов складов из кубиков, развитию и укреплению мотивации для обучения грамоте (чтению и письму) использовалось упражнение «Зоопарк». Раздавались карточки с названиями животных (на каждого ребенка) (волк, филин, крокодил, жираф, слоны, зебра, тигр, бегемот, обезьяна, львы).

            -  для рефлексии занятия помогло игровое упражнение «упражнение «Расскажи, что мы делали на занятие», дети рассказали Роботу, что интересного делали на занятии?  Составили видио письмо, записали на мобильный телефон, которое после занятия смонтируют и отправят на Луну друзьям Робота.  При помощи записи на мобильный телефон, дети активно участвовали в диалоге с воспитателем. Данное упражнение даёт возможность воспитывать интерес к чтению. Воспитывать любовь к родному языку.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в старшей группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап – Приветствие детей друг друга. Дети отгадывают загадку - 2 мин.;

- актуализация –- В группе появляется Робот (игрушка). Короткая беседа «Для чего нужны роботы» - 2 мин.;

- расширение имеющихся представлений – беседа – игра «Расскажем про кубики» - 5 мин.

- динамическая пауза игра «Снежинки – цветочек» 3мин.

- практическая работа – игровые упражнения» «Домик для кубиков», «Упражнение «Зоопарк» - 10 мин.

- заключительный этап (рефлексия)- игровое упражнение «Расскажи, что мы делали на занятие» - 3 мин.

            4. Описание предварителной работы

Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, игры: «Чудесный мешочек» с кубиками», «Сварим суп» и др.; пение по таблице; работа со складовыми картинками

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. Занятие предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей

Упражнять детей в отгадывании загадки.

Приветствие детей друг друга.

Дети отгадывают загадку.

Развивать познавательную активность. Активизировать и расширять словарный запас.

Развивать речь, память, мышление.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Короткая беседа «Для чего нужны роботы и на чем можно полететь на луну»

Закреплять знания детей о кубиках и таблицах, различать кубики по цвету, размеру и звучанию. Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия через игру с кубиками.

Учить называть буквы и склады на кубиках.

Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности

Беседа – игра «Расскажем Роботу про кубики».

Кубики Зайцева

Снять эмоциональное напряжение.

Развитие речи, развитие координации движений.

Динамическая

пауза 

Игра «Снежинки – цветочек»

Учить называть склады и буквы на кубиках. Развивать интерес у детей к чтению по кубикам Зайцева

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать речь, память, мышление.

Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности.

Упражнение «Домик для кубиков».

Учить составлять несложные слова склады из кубиков.

Способствование развитию и укреплению мотивации для обучения грамоте (чтению и письму).

Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности.

Упражнение «Зоопарк»

-  Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности. 

-  Воспитывать интерес к чтению.

 - Воспитывать любовь к родному языку.

Игровое упражнение «Расскажи, что мы делали на занятие»

«Ответь на вопросы»

  1. Разработка и применение инструментов мотивации и рефлексии.

Для развития сюжетно-игрового замысла был использован игровой прием внесение игрушки Робота Роба «В гости пришел Робот Роб». Была сообщена проблема: ему нужна наша помощь. Наш Робот собирается в гости к своим друзьям на Луну. Но его средство передвижения неисправно, все детали рассыпались. И чтобы ему помочь, вы должны выполнить много заданий, чтобы помочь Роботу Робу начать учить русский язык и читать на нем. Вы согласны помочь Роботу? Детали на ракете будут восстанавливаться с каждым правильно выполненным заданием. На заключительном этапе рефлексия даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме занятия.      

  1. Способы привлечения внимания детей, включение различных органов восприятия, различных видов памяти.

 Для привлечения внимания детей вовремя занятия используются:

- смена видов деятельности (загадывание загадки, игра «Расскажем роботу про кубики», динамическая пауза – игра «Снежинки – цветочек», игра «Домик для кубиков», упражнение «Зоопарк»).

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки инициативы, активности и самостоятельности детей.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- в ходе работы на занятии самостоятельно отвечают на вопросы выполняют задания;

- проявляют навыки речевой творческой деятельности.

  1. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления.

Для профилактики утомляемости вовремя занятия используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Вывод.

Занятие на тему: «Играем с Роботом Робом» способствует формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Совершенствование навыков речевой деятельности реализуется средствами «Методики обучения чтению Н. А. Зайцева: «Кубики Зайцева». Пятибратова Н.В. «Учимся читать с удовольствием». Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние животные» возрастная группа: 2 группа раннего возраста

Программное содержание: Образовательные задачи:  Познакомить детей с домашними животными и их детенышами (корова – теленок, коза – козленок, лошадь – жеребенок). Помочь увидеть ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...