Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей с использованием палочек Кюизенера»
консультация (старшая группа)

Любовь Артуровна Воробьева

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_palochki_kyuizenera.docx843.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей с использованием палочек Кюизенера»

- Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Цветные счётные палочки Кюизенера».

Цель мастер - класса: 

    Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи мастер – класса:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

      Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления.

 Использование палочек Кюизенера способствуют:

• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.

• Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.

• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.

• Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

• Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

• Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.

• Развивается умение работать в коллективе.

Этапы обучения

       На 1 этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой, т. е. выкладываются по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек и др.; выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд», «Дорожки: длинная и короткая», Игровое упражнение «Лесенка широкая и узкая», «Разноцветные флаги». Игра – конструктор «Собачки», «Дом и мебель для Матрешки».

      На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно выкладывать картинки по цифрам, закрепляя умение детей соотносить число с цветом, можно складывать и вычитать. А также познакомить с симметрией.

 Практическая часть

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса.

Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек   длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.                                                                                

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта:

• Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»;

• Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью»;

• «Семейство желтых» составляют 5 и 10.

    Предлагаю Вам взять палочки и построить лестницу начиная от самой длинной палочки (оранжевой) и заканчивая самой короткой (белой).  Молодцы! Попрошу всех встать и подняться по нашей красивой лестнице.

« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем

Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной

Первая - белый листок,

вторая - розовый лепесток,

третья – как голубой океан, 

четвёртая – словно красный тюльпан,

пятая - жёлтый солнечный свет,

 шестая - фиолетовый букет,

седьмая - чёрный пушистый кот,

восьмая - вкусный вишнёвый компот,

девятая - синий мой лимузин,

десятая - оранжевый апельсин».

        Данное упражнение проводится с детьми как физкультминутка и помогает детям запомнить цвет палочки и соответствующее ей числовое значение.

         Также с помощью наших волшебных палочек я предлагаю Вам помочь художнику раскрасить картины. Вам нужно подобрать палочки нужной длины, методом наложения. Смотрите какие красивые картины у Вас получились!

          Предлагаю сделать нейрогимнастику под музыку с помощью наших палочек. Выгладываем из палочек схему (одна палочка вертикально, ниже под ней две палочки горизонтально, ниже одна вертикально т.д.), когда рука находится возле палочки, которая лежит вертикально, то руку ставим ребром, если палочка лежит горизонтально, ставим кулак. 1 палочка- 1 раз дотрагиваемся стола, две палочки- два раза.

        Нейроупражнения активно применяются в работе с детьми с различными нарушениями в развитии, регулярные занятия помогают добиться положительной динамики в развитии речи, самоконтроля, ощущении собственного тела и пространства вокруг.

          Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

         Предлагаю Вам отправиться в сказку. А вот в какую сказку попадем, вы узнаете из загадки.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?» (Три медведя)

- Правильно, мы отправимся в сказку «Три медведя». Присаживайтесь по удобнее, и мы начнем создавать сказку, а помогут нам в этом наши волшебные цветные палочки.

В руки палочки возьмем,

Сказку складывать начнем:

Мы сначала дом построим,

Дом для сказочных героев.

Три медведя в доме жили.

Дружно жили, не тужили.

- Возьмите 4 палочки равных числу 10 и составьте их так, чтобы получился квадрат. Что есть у нашего квадрата? (4 угла и 4 стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? (мы построили стены)

- Для окошка возьмите палочки одного цвета, которые будут короче 6, но длиннее 4. Какого цвета нам надо взять палочки? Сколько палочек нам надо взять, чтобы построить окошко?

- Чего не хватает нашему дому? Для того чтобы построить крышу возьмите палочку, которая находится между бордовой и оранжевой палочкой. Какого цвета нам надо взять палочки. Сколько палочек нам нужно взять, чтобы построить крышу. Нам понадобится 3 палочки синего цвета.

- На какую геометрическую фигуру похожа наша крыша? Чем отличается треугольник от квадрата?

- Чтобы попасть в дом, надо пристроить к дому лестницу. Возьмите по одной палочке: черную, фиолетовую, желтую, красную и розовую. Лестницу будем строить с левой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.

- начинаем строить снизу вверх, от самой длинной до самой короткой ступеньки.

- какого цвета ступенька внизу?

- какого цвета ступенька вверху?

- какого цвета ступеньки в середине?

- какого цвета ступенька самая длинная?

- какого цвета ступенька самая короткая?

- Давайте посчитаем ступеньки по порядку. Начинаем считать снизу вверх.

- А теперь спустимся обратно с лестницы, считаем ступеньки в обратном порядке.

- Молодцы, наш дом построен. Слушаем сказку дальше.

В лес ушли они гулять,

Ягод - на обед собрать

Маша по лесу гуляла.

От подруг своих отстала,

По лесной тропинке шла -

Пока домик не нашла.

Заглянула Маша в дом,

Стулья видит в доме том -

Маленький, большой и средний,

В середине - стол обеденный.

- Посмотрите, что же наделала Маша. Она поломала все стулья. Вам надо их починить.

- Из какого цвета стол, стулья?

Читаем сказку дальше.

А потом пошла искать,

Где же можно ей поспать.

Открывает дверь большую,

Входит в комнату другую.

Три кровати перед ней,

И одна другой длинней.

Маша выбрала кровать,

Легла в маленькую спать.

 У медведей поломались все кровати.

- Давайте поможем им все кровати отремонтировать.

- У кого будет самая большая кровать? (У папы, Михаила Ивановича)

- Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)

- А самая маленькая кровать чья? (у Мишутки)

- Она какого цвета (фиолетовая).

- Тогда у Настасьи Петровны кровать какого размера (среднего, и цвет у нее (бордовый) 

(Дети выкладывают кровати из палочек за столами)

- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:

- Сверху в одну линию положим  «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.

- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?

- на средней кроватке?

- на маленькой кроватке? (Ответы детей)

- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)

- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.

- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы им помогли.

Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

        Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Играйте, обучайте и развивайте детей.

Спасибо за внимание.

Подготовила:   Учитель-дефектолог Воробьева Л.А.  

Приложение 1

       D:\дефектолог учеба\Воробьева\Сертификаты и фото для аттестации\Фото Палочки кюизенера ММО и воспит\IMG-20240202-WA0052.jpgD:\дефектолог учеба\Воробьева\Сертификаты и фото для аттестации\Фото Палочки кюизенера ММО и воспит\Воспит.jpg

             

D:\дефектолог учеба\Воробьева\Сертификаты и фото для аттестации\Фото Палочки кюизенера ММО и воспит\IMG-20240202-WA0043.jpg    D:\дефектолог учеба\Воробьева\Сертификаты и фото для аттестации\Фото Палочки кюизенера ММО и воспит\IMG-20240202-WA0024.jpg

D:\дефектолог учеба\Воробьева\Сертификаты и фото для аттестации\Фото Палочки кюизенера ММО и воспит\IMG-20240202-WA0020.jpg        D:\дефектолог учеба\Воробьева\Сертификаты и фото для аттестации\Фото Палочки кюизенера ММО и воспит\IMG-20240202-WA0022.jpg

D:\дефектолог учеба\Воробьева\Сертификаты и фото для аттестации\Фото Палочки кюизенера ММО и воспит\IMG-20240202-WA0014.jpg

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во 2 младшей группе

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во 2 младшей группе...

«Развитие у детей математических способностей с помощью палочек Кюизенера».

Презентация познакомит с особенностями использования палочек Кюизенера с детьми дошкольного возраста....

Технология развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера.

    Представляю вашему вниманию технологию развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера. Палочки можно пред...

Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»

Проблема: Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что математический опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Причины проблемы:Недоста...

Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»

Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА

Существует огромное количество методик и педагогических разработок для развития логического мышления и интеллекта ребенка практически с рождения. Часто в основе таких методик лежит игра. Именно во вре...