Консультация для педагогов "Методика обучения пересказу"
консультация по развитию речи

Дельмухаметова Гузель Фаргатовна

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.

Пересказ - вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста, как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.

В современной практике дошкольного образования используются разные виды пересказа:

- подробный или близкий к тексту;

- краткий или сжатый; выборочный;

- пересказ по частям и ролям;

- от лица литературного героя и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metodika_obucheniya_pereskazu.docx324.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 84» г. Оренбурга

460023, г. Оренбург, ул. Магистральная 4а, тел. (3532)47-89-69

Консультация для педагогов

«Методика обучения пересказу»

Разработала и провела:

                                             Дельмухаметова Г.Ф.

                                                   I квалификационная категория

г. Оренбург - 2021г.

Консультация для воспитателей:

«Методика обучения пересказу»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «…Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ... знакомство с книжной культурой, литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы...». Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Именно уровень развития связной речи выступает основным показателем общеречевого развития ребенка. Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.

Пересказ - вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста, как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.

В современной практике дошкольного образования используются разные виды пересказа:

- подробный или близкий к тексту;

- краткий или сжатый; выборочный;

- пересказ по частям и ролям;

- от лица литературного героя и пр.

При пересказе предлагается использовать различные методические приемы:

- воспроизведение текста по серии сюжетных картинок;

- по пространственно-временной модели, на которой символами изображены герои и их основные действия;

- по серии предметных картинок, с помощью которых обозначаются ключевые слова из текста – заяц, болото, лягушка и т.д.

В ходе обучения пересказу педагог должен обращать внимание на выразительность пересказа, при необходимости корректно исправлять речевые недочеты и давать ребенку возможность повторного действия, если он чувствует, что первая проба была не совсем удачной.

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.

На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть, развивают его речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа воспитателю, необходимо учитывать следующие требования и ним:

- высокая художественная ценность;

- динамичность, лаконичность, и вместе с тем образность изложения,

- четкость и последовательность развертывания действия;

- занимательность, а также доступность содержания;

- небольшой объем;

- возможности воспитательного воздействия.

Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, но есть общие методические приемы.

План занятий по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:

- первичное чтение произведения,

- беседа по вопросам,

- повторное чтение,

- пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям:

- логику повествования,

- взаимосвязь и взаимодействие героев,

- в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка,

- после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа, который воспитатель составляет один или вместе с детьми.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является:

- выработка умений слушать,

- отвечать на вопросы,

- вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

На данном этапе перед педагогом стоят две задачи:

1. научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка,

2. подвести к воспроизведению текста

В подготовке детей к пересказу большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.

При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи:

- их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии;

- выразительно передавать разговор действующих лиц;

- слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержании произведения, последовательности событии, а также некоторых средств художественной выразительности.

Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.

Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают:

- воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания,

- выразительной передачи диалогов персонажей.

- если ребенок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно передавалась мысль автора.

Подготовку детей к пересказу сказок можно проводить по следующему плану: на первом занятии воспитатель рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором - повторно рассказывает сказку и затем предлагает детям пересказать ее.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах друг друга.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведении:

- уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- использовать выразительные средства.

Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказ русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

1. Вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный, настрой, и т. п.;

2. Чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста — это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям и событиям рассказа;

3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Беседа не должна быть длинной, достаточно 4-5 вопросов.

4. Повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5.  Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ произведения детьми. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова, так и свои, точно передающие смысл прочитанного. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные - менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
  • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

  • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
  • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
  • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
  • В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
  • Игровые приемы (например, пересказ, сидя у макета телевизора).

Список литературы:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.
  4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация «Обучение пересказу детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей младших групп...

Консультация для родителей Обучение пересказу детей дошкольного возраста.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд  логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач д...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Консультация для родителей: "Обучение пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте"

Это консультация для родителей по пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте....

Консультация для воспитателей «Обучение пересказу дошкольников в средней группе».

Пересказ- это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к  художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, уч...