Сценарий родительского собрания на тему «Трудовое воспитание в семье»
консультация

Яна Викторовна Захарова
Цель: повышение психологической и педагогической компетентности у родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми по теме «Трудовое воспитание в семье», формирование у родителей отчетливого представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_rod._sobraniya_na_temu_trud._vospitaniya.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему
«Трудовое воспитание в семье»

Цель: повышение психологической и педагогической компетентности у родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми по теме «Трудовое воспитание в семье», формирование у родителей отчетливого представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье; показать родителям возможные пути формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье; оценить степень организации труда в семьях учащихся; расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться; формировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей старшего школьного возраста в семье; познакомить с опытом трудового воспитания в семьях.

Предварительная работа: буклет на тему «Трудовое воспитание в семье», текстовая консультация на тему «Трудовое воспитание в семье», разработка анкеты на тему «Трудовое воспитание в семье», её предоставление родителям и апробация, запечатлеть моменты трудового воспитания детей в группе и на территории детского сада, создать презентацию для ознакомления родителей с трудовым воспитаниям детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, ноутбук, флешка.

Форма проведения: дискуссия.

Сценарий:

План собрания:

1) Вступительное слово воспитателя по теме собрания.

2) Выступление отдельных родителей и членов родительского комитета по теме собрания.

3) Анализ анкетирования родителей по обсуждаемой проблеме.

4) Анализ педагогических задач и ситуаций в семье.

5) Дискуссия по теме собрания.

6) Ответы воспитателя на вопросы родителей.

7) Обзор психолого-педагогической литературы по теме.

8) Подведение итогов собрания (выводы, советы, рекомендации).

9) Принятие решения.

Сценарий собрания

Вступительное слово воспитателя по теме собрания.

«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

К.Д. Ушинский

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас видеть сегодня на нашем родительском собрании. Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей, а тема нашего собрания так и называется «Трудовое воспитание в семье». Выбрана она не случайно. Ведь труд – это основа развития и становления человека, а основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. Самые важные основы трудового воспитания закладываются именно в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым, а если детей еще и правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка.

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают.  Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием.  Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так   таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье. Что мы сейчас с вами это и сделаем. Как вы думаете, какая основная цель трудового воспитания в семье? Какие задачи преследует трудовое воспитание?

Воспитатель прикрепляет таблички «Цель» и «Задачи» на доску, а родители после размышлений (в течение 5—7 минут) вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания.

Мнения родителей записываются на доске напротив прикрепленных табличек.

Цель: воспитание трудолюбия.

Задачи:

  • развитие потребности в труде;
  • развитие самостоятельности;
  • воспитание уважения к труду и людям труда.

2. Выступление отдельных родителей и членов родительского комитета по теме собрания.

- Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающих наших детей. Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

3. Анализ анкетирования учащихся и родителей по обсуждаемой проблеме.

- Уважаемые родители, как вы знаете, в нашей группе недавно прошло анкетирование родителей, сейчас с его результатами вас познакомит родительский комитет.

(Род. комитет объявляет результаты анкетирования родителей)

- Какой мы можем с вами сделать вывод на счет услышанных результатов анкетирования?

Вывод: не во всех семьях уделяется должное внимание трудовому воспитанию детей. Родителям необходимо пересмотреть позицию, чтобы не упустить время для формирования у детей необходимых качеств (трудолюбие).

4. Анализ педагогических задач и ситуаций в семье.

- А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам послушать трудные пед. ситуации, происходящие в жизни каждого человека, затем после каждой прослушанной ситуации, постарайтесь найти оптимальный выход из нее.

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах. Как считаете вы?

Ситуация 3.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Или найти другие слова?

- А сейчас, уважаемые родители, обратите ваше внимание на доску. Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».

Вывод: Вернее, так бывает. И это всегда просчет воспитателей. Одного личного примера мало. Нужна требовательность, нужна правильная организация жизни.

-Что ответить на данное суждение?

«Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».

Вывод: Надо не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постоянно. Учить его управлять своими желаниями, воспитывать очень важное качество – волю.

-Уважаемые родители:

1. «Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?»

2. «Можно ли платить детям за выполнение повседневных дел?»

3. «Труд – это необходимость или обязанность?»

- Хорошо или плохо говорить детям:

«Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу поиграть на компьютере»

«Выкинь мусор – получишь на мороженое».

- Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальнейшем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности.

5. Дискуссия по теме собрания.

-Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо, так как мы их должны хорошо подготовить к будущей самостоятельной жизни. Уважаемые родители, а сейчас, я предлагаю вам поделиться с нами своими секретами, советами по воспитанию трудолюбия у детей в семье. Ведь каждый из вас владеет своими приемами по воспитанию трудолюбия в семье, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом. Вот как вы привлекаете детей к выполнению бытовых обязанностей?

(Воспитатель прикрепляет табличку «Полезные советы» на доску и записывает на доске предлагаемые родителями советы. А затем воспитатель проговаривает свои предложенные советы родителям и раздает их им виде памятки.)

Памятка родителям.

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего ребенка, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности каждого.

1) Например, ребенок неохотно берется за дело, но зато самостоятельно завершенная работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях, разделить с ним его радость, не разочаровывать критическими замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности.

2) Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Здесь важно, чтобы задания не были отпугивающими. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого не следует.

-Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка. Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно. Это родительская победа.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
-будьте последовательны в своих требованиях;

-прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями;

-учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. -тактично оценивайте результаты труда ребенка

-приобщение к труду через самообслуживание;

-постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
-постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
-тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

-организация обучения выполнению трудовых операций;

-формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

-учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

-поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

-чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

6.Ответы воспитателя на вопросы родителей.

- Уважаемые родители, если у вас имеются ко мне вопросы по теме нашего собрания, я готова их выслушать и на них ответить.

(Родители задают вопросы)

7.Обзор психолого-педагогической литературы по теме.

- Наше собрание я начала с таких вот прекрасных слов К.Д. Ушинского: 

 «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие» Как вы понимаете его слова?

-В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно.

НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.

ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.

ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

- Уважаемые родители, если у вас имеются проблем, трудности в трудовом воспитании детей, вы всегда можете обратиться к литературе (книгам), которые вам в этом помогут.

1. Алоева М.А., Бейсова В.С. Родительские собрания в 1-2 классах. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.

3.Сергеева В.П. Методика воспитательной работы. – Учебник - Москва «Академия», 2014.

8. Подведение итогов собрания (выводы, советы, рекомендации).

- Наша группа – это тоже семья, в которой воспитание трудолюбия имеет важное значение. Уважаемые родители, обратите ваше внимание на доску. (появляются иллюстрации участия детей в различных видах трудовой деятельности)

- Так почему необходимо прививать трудолюбие и уважение к труду с ранних лет? (мнение родителей)

- Какую основную цель преследует трудовое воспитание? Какие задачи?

- Что же необходимо для трудового воспитания личности старшего школьника?

- Какой вывод мы можем сделать? (мнение родителей)

- Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

9. Принятие решения.

-По чаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.

-Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.

- Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.

-Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

-Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытьё посуды.

-Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

-Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у вашего ребенка могут быть свои важные дела.

- На этом наше родительское собрание подошло к концу. Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:"Трудовое воспитание в семье"

В данном материале описывается как приобщить ребенка дошкольного возраста к труду....

Выступление на общем родительском собрании по теме: "Трудовое воспитание дошкольников".

Обсуждение с родителями темы:"Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"....

Родительское собрание по теме "Трудовое воспитание дошкольников"

Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и ...

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему "Семья-основа воспитания"

  Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников содействует сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность детского сада, по...

Родительское собрание на тему "Трудовая деятельность воспитанников"

Задачи 1.Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах трудового воспитания детей младшего возраста. 2. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании де...

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе "Взаимодействие с семьей в организации работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города"

Цель родительского собрания - организация совместной деятельности родителей, педагогов и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения у участников культуры дорожного дви...

Родительское собрание на тему: "Трудовое воспитание в семье и в детском саду."

Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.Задачи: привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Расширять представление и обо...