Выступление на тему: "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через художественно-эстетическое развитие"
материал

Кабирова Ильмира Равильевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped._sovete22_g.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

  «Каждый ребенок рождается добрым  и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

  Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

  Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

  Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

  Работая с современными детьми, появилась потребность в использование новых подходов к формированию духовно – нравственных ценностей. Это использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, методические и практические пособия, нетрадиционное форма проведение праздников, развлечений.

Слайд 2

  Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках «Сабантуй», «Масленица», где  всегда много смеха, народной музыки, эстафетных и музыкально – подвижных игр  и  плясок.

Слайд 3 

В марте 2022 г. был реализован  фольклорно-экологический проект «Весна - шагает по планете Земля!».  

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

Тип проекта: познавательно-развлекательный с элементами творчества.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели Хисамова Р.Х., Ахметова Э.Р., муз. рук. Кабирова И.Р.. родители.

Цель: формирование личности ребенка - носителя народной и экологической культуры.

Задачи:

• Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

• Обогащение речи, развитие интереса к народной музыке, танцам, ремеслам.

• Повышение двигательной и эмоциональной активности:

- развитие ловкости, выносливости;

       Итог проекта  экологический праздник «Матушка – Земля» с элементами фольклора, точнее с пословицами, считалочками, народными играми с пением, подвижными играми, хороводами.

Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль, позволяет обучить их нравственным нормам.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Чувство любви к природе – еще одно из слагаемых патриотизма.
Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к
природе, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные
переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов
помогают малышам почувствовать теплоту и сердечность песен,
воспевающих красоту родной природы.

  Слай 4 В репертуаре программы по музыке
много произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям
животных и птиц. Дошкольники с огромным удовольствием передают с
помощью выразительных движений эти образы. В разделе слушания
используется инструментальная музыка, характеризующая образы природы:
П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж.
К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных» и др.
Эффективнее происходит восприятие музыкальных произведений при использовании мультимедийных презентаций это подборка  иллюстраций к музыкальному произведению  или  видеопрезентаций.

  Слайд 5 Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор) применяю не только на занятиях, но и на досуговых мероприятиях, праздников.

Создаю презентации, использую видеоклипы, в основе которых лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. К примеру, успешно украсили праздники мультимедийные презентации ко Дню республики, ко Дню России, 9 мая, 8 марта и другие. слайд 5 На празднике День республики и на тематическом мероприятие День России дети закрепляют свои знания о символике республики и страны, о значении цветов на флагах, с гордостью слушают гимн республики и страны. Исполняют песни о родине, играют в народные игры, читают стихи.

  Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет
тема “Защитников Отечества”. Песни этой тематики использую из методического и практического пособия – «Учим петь детей», С. И. Мерзляковой (соответствует ФГОС «ДО»). («Бравые солдаты», муз.
А. Филиппенко. «Будем в Армии служить». Муз. Ю. Слонова и «Наша Армия
сильна», муз. А. Филиппенко.) легко запоминаются ребятами. Они написаны
в темпе марша, содержание их созвучно с желанием детей быть сильными и
смелыми как защитники нашей Родины.

Слайд 7   Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Здесь мы раскрываем величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. На музыкальных занятиях знакомим детей с патриотическими песнями тех времен и о тех временах. На празднике, посвященному Дню Победы дети поют патриотические песни, танцуют в ярких военных костюмах. В прошлом учебном году совместно с инструктором по физическому воспитанию формой проведения этого мероприятия выбрали «Парад дошколят» это командное соревнование. К этому дню у нас готовился весь детский сад. Проводилось данное мероприятие между старшими группами. Каждая группа представляла различные роды войск: артиллеристы, танкисты, летчики. Соревновались  между собой в исполнении военных песен,  стихов и маршировали в строю. Это своеобразный Бессмертный полк…

  Слайд 8 Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника – прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Песни этой тематики использую из методического и практического пособия – «Учим петь детей», С. И. Мерзляковой (соответствует ФГОС «ДО»). Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе поют, танцуют, участвуют в играх.

 Помимо этого, в ДОУ стало традицией проведение недели театра  приуроченному празднику ко Дню Матери, который проводится в ноябре.

  Слайд 9 Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.

  Например, сказки «Теремок», «Рукавичка» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

  Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.

  Слайд 10 В летний период работы чаще используем проведения досуговых мероприятий в форме квест – игры на свежем воздухе. К примеру, летом с детьми среднего и старшего возраста провели квест – игру «В поисках клада с героями из любимых сказок». Дети выполняли различные задания от сказочных героев, которые встречались им по пути.

    Благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через художественно-эстетическую деятельность»

Консультация для родителей "Экологическое воспитание через художественно-эстетическую деятельность"...

Публичное выступление "Патриотическое воспитание дошкольников через художественно- эстетическую деятельность"

Воспитание любви к родному краю, к Родине остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития,...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.

Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ Детский сад №2 "Аленький цветочек" город Корсаков...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...

Конспект на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих в России, часто равнодушны к ...