ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Скоро в школу мы пойдем!»
проект (подготовительная группа)

Тема проекта: «Скоро в школу мы пойдем».

Цель проекта: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

 

Задачи проекта:

-формировать положительную учебную мотивацию;

- формировать представления детей о школе и её значении;

-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развивать творчески активную личность, развивать навыки общения, работы в коллективе;

-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

- повысить родительскую компетентность в вопросах пред школьной подготовки

- предупредить и снять тревожность и страх перед школой; психо -эмоциональность развития ребенка и коррекцию речевых нарушений.

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги и родители.

Организатор проекта: Назарова Е.Н. – воспитатель.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.proekt.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №56» г. Оренбурга 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Скоро в школу мы пойдем!»

                                                                                                       

Тема проекта: «Скоро в школу мы пойдем».

Цель проекта: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Задачи проекта:

-формировать положительную учебную мотивацию;

- формировать представления детей о школе и её значении;

-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развивать творчески активную личность, развивать навыки общения, работы в коллективе;

-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

- повысить родительскую компетентность в вопросах пред школьной подготовки

- предупредить и снять тревожность и страх перед школой; психо -эмоциональность развития ребенка и коррекцию речевых нарушений.

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги и родители.

Организатор проекта: Назарова Е.Н. – воспитатель.

Тип проекта:

по продолжительности: - долгосрочный (9 месяцев);

по составу воспитанников: - групповой;

по направлению деятельности воспитанников: - познавательный, творческий.

Создание проблемы:

Готов ли ребенок к школе? Достаточно ли у него багажа знаний для школы? Присутствуют ли у ребенка тревожность, мотивация, связанные со школьным обучением?

Актуальность проекта:

   Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь

Принципы реализации проекта:

Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

Гипотеза:

Работа по формированию у детей «внутренней позиции школьника» будет успешной, если она будет основана на тесном взаимодействии детей, педагогов, родителей.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:

- проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению;

- подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- анкетирование родителей;

- консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

  1. Основной:

- определение уровня психологической готовности детей к школе;

- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

-беседы с детьми;

- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;

- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

- встреча с учителями начальных классов;

- родительские собрания;

- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;

  1. Заключительный.

- сбор и обработка диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами;

- оценка эффективности реализации проекта;

- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.

Ресурсное обеспечение проекта:

–   центры (познавательный, речевой, творческий).

– методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты образовательной деятельности, викторины, сценарии развлечений, консультационный материал, подборка художественной литературы по проблеме)

Ожидаемые результаты:

У детей:

  • сформированы у детей подготовительной группы «внутренняя позиция школьника», предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
  • накоплен большой багаж знаний о школе;
  • снижена тревожность у детей связанная со школьным обучением;
  • нормализовался уровень развития психических процессов и речевой деятельности детей;
  • подготовлена рука к письму;
  • обеспечены воспитанники комфортными условиями развития, обучения и воспитания.

У педагогов и родителей:

  • активизировалась деятельность   педагогов и родителей ДОУ по проблеме данного проекта;
  • повысилась компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе.

Продукт проектной деятельности:  

Лепбук: «Грамотейка»

 

План реализации проекта:

Название мероприятия

Дата проведения

Участники

Сентябрь

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

I неделя

Воспитатели,

родители

Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

II неделя

Воспитатели,

дети

Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова

III неделя

Воспитатели,

дети

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

IV неделя

Воспитатели,

дети

Октябрь

Чтение рассказа о школе.

M. Зощенко «Пора вставать!»

I неделя

Воспитатели,

дети

Загадки : «Школа, школа»

II неделя

Воспитатели,

дети

Консультация для родителей «Леворукий ребёнок»

III неделя

Воспитатели,

родители

Слушание детских песен "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский

IV неделя

Воспитатели,

дети

Ноябрь

Дидактическая игра «Собери портфель»

I неделя

Воспитатели,

дети

Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

II неделя

Воспитатели,

родители

Беседа о правилах поведения в школе

III неделя

Воспитатели,

дети

ОД «Школьные принадлежности»

IV неделя

Воспитатели,

дети

Декабрь

Консультация педагога- логопеда «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

Советы педагога-психолога родителям «Как побороть рассеянность».

I неделя

Воспитатели,

педагог-психолог,

педагог-логопед,

родители

Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

II неделя

Воспитатели,

дети

Аппликация «Школьные принадлежности»

III неделя

Воспитатели,

дети

Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

IV неделя

Воспитатели,

дети

Январь

Консультация для родителей Критерии готовности ребенка к школьному обучению»

I неделя

Воспитатели,

родители

Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

II неделя

Воспитатели,

дети

Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

III неделя

Воспитатели,

дети

Февраль

Консультация «Готовим руку дошкольника к письму»

I неделя

Воспитатели,

родители

Раскраски по теме «Школа»

II неделя

Воспитатели,

дети

Составление рассказа по картине «В школу»

III неделя

Воспитатели,

дети

Беседа: «Мы будущие первоклассники»

IV неделя

Воспитатели,

дети

Март

Дидактическая игра на развитие слоговой структуры слова

I неделя

Воспитатели,

дети

Рисование: «Каким ты представляешь себя в школе»

II неделя

Воспитатели,

дети

Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов 

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

III неделя

Воспитатели,

дети

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к школе».

IV неделя

Воспитатели,

родители

Апрель

Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться», «Комната первоклассника».

I неделя

Воспитатели,

Педагог-психолог,

родители

Дидактические игры (магнитная азбука и счет) «Считаем и читаем», «Составляем предложение».

II неделя

Воспитатели,

дети

Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга.

III неделя

Воспитатели,

дети

Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

IV неделя

Воспитатели,

дети

Май

Рисование «Школьный ранец»

Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого

I неделя

Воспитатели,

дети

Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»

Заучивание стихотворений: Э. Успенский «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

II неделя

Воспитатели,

дети

Дидактические игры(магнитная азбука) «Читаем по буквам.

III неделя

Воспитатели,

дети

Лепбук: «Грамотейка»

Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

IV неделя

Воспитатели,

родители

Итог проекта.

Совместная работа по данной проблеме сблизила педагогов, детей и родителей, активизировала их деятельность по формированию у детей «внутренней позиции школьника». Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе.

Реализация проекта позволила повысить знания детей, расширила их кругозор, мышление и вызвала интерес к данной тематике.

 Проект «Скоро в школу мы пойдем», отражающий систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по формированию у детей «внутренней позиции школьника» дал несомненно, свои положительные результаты. Он хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в ДОУ. Данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Скоро в школу мы пойдем!"

Практика сегодня преимущественно напцеленак на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практи...

Проект "Скоро в школу мы пойдем"

Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается н...

Проект "Скоро в школу мы пойдем"

Проект«Скоро в школу мы пойдем» Продолжительность проекта:  долгосрочный (1 год) Тип проекта: познавательно – практико - ориентированный Участники проекта: дети подготовительной гр...

Образовательный проект "Скоро, скоро Новый год!" (средняя группа).

Образовательный проект «Скоро, скоро Новый год!»...

Презентанция авторского информационно-практико-образовательного проекта "Скоро в школу"

Формирование мотивационной готовности детей с ОВЗ к школьному обучению...

Образовательный проект "Скоро в школу"

Образовательный проект для будущих первоклассников....