Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей старшей группы на тему «Как живут листья?»
план-конспект занятия (старшая группа)

 Шишкова Юлия Сергеевна

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности воспитателя совместно с детьми. Был реализован в рамках работы педагога в сетевом сообществе Педагогическая мастерская "Техонология исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_kak_zhivut_listya.docx68.2 КБ
Файл prilozhenie_k_konspektu_1.docx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Муниципального образования города Братска

Совместная образовательная деятельность воспитателя

и детей старшей группы

на тему

«Как живут листья?»

https://image-cdn.kazanexpress.ru/c66eld7iv36tsgnoog40/original.jpg

        Подготовила:

 Шишкова Юлия Сергеевна

 Воспитатель

г. Братск

Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать и расширить знания детей о жизни листьев,  растений, их значимости в жизни человека.

Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментирования.

Развивающие:

Способствовать развитию связной речи, умению представить свой итоговый продукт; выдвигать гипотезы и предположения, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы.

Развивать  мышление, внимание, любознательность, наблюдательность, способность  к  поисково-исследовательской  деятельности.

Воспитательная:        

Воспитывать  умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров; бережное отношение к окружающей среде.

Образовательная область: Познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: исследовательская деятельность о жизни листьев и их значении в жизни человека; работа по схемам; чтение познавательной литературы; рассматривание альбомов; просмотр презентаций, видеороликов, работа по формированию умений представлять продукт своей деятельности. наблюдение за ростом и развитием растений в группе; рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений; уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев); дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Чего не стало?», «Найди такое же растение», «Что растениям необходимо для роста?».

Оборудование: презентации, сделанные совместно с родителями; схемы; жетоны; стаканы с водой, ложечки, микроскопы, лупы, горшочек с завядшим цветком фиалки и с здоровым, коробка; мнемотаблица, познавательный материал.

раздаточный материал: стаканчики с водой, ложечки, листочки фиалки и циссуса, карандаши.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Планируемые результаты: проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; с интересом наблюдают и экспериментируют. Обладают начальными знаниями о природном мире, в частности о жизни листьев, растений. У детей развиваются умения представлять свой итоговый продукт; выдвигать гипотезы и предположения, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы; воспитывается бережное  и  эмоционально  положительное  отношение к  природе.

Компетенции: Создание условий для развития у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Умение организовывать познавательно-исследовательскую деятельность, осуществляемую в дошкольном возрасте.

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть

Организация детей  установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Мотивационный компонент.

Воспитатель сидит у стола с расстроенным видом, которым привлекает внимание детей. Перед ней коробочка, а в ней горшочек с цветочком.

- Ребята, не знаю, что и делать. Мы с вами посадили листик фиалки, и кто-то закрыл его в коробке. Листик повял. Почему это произошло? Что с ним теперь делать?

Предположения детей

В частности, некоторые дети предлагают рассказать об особенностях листьев, потому что они дома с родителями приготовили рассказ об этом

- Это очень хорошо. А еще как можно узнать о том, как живут листья?

Дети сами предлагают провести опыты

- Я поддерживаю вашу идею и предлагаю вместе организовать лабораторию (слайд).

Дети и педагоги готовят оборудование для опытов

- Опытов много. Как же нам сделать так, чтобы все успели и опыты провести, и рассказать о том, чем занимались?

Дети предлагают разделиться на группы

Все участники делятся на группы по жетонам.

На каждом жетоне эмблема соответствующего опыта

Они объединяются в группы и расходятся каждая к своему столу

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Способность детей к принятию собственных решений.

Выход из проблемной ситуации.

Основная часть

Создание условий для разнообразной активной  деятельности детей.

Создание условий для достижения результата каждого ребенка.

Осуществление дифференцированного подхода.

Актуализация  имеющихся у детей знаний.

1. Повторение правил поведения в лаборатории (слайд).

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом сделай.

4. Убери за собой рабочее место.

2. Опытно-экспериментальная деятельность.

Каждая группа выполняет опыты за своим столом, по схемам, одновременно. Педагог наблюдает, при необходимости помогает.

Опыт № 1.

Такие разные листочки. Сравнение листьев фиалки и комнатной березки  (циссус).

Задача: сравнить разные листья цветов, сделать выводы.

Ход.

Дети рассматривают их в микроскоп и лупу.

Затем заносят свои наблюдения в Дневник: зарисовывают листья.

Вывод: листья имеют разные форму, цвет и размер.

Опыт № 2.

Как листья взаимодействуют с водой?

Задача: сравнить, как разные листья взаимодействуют с водой.

Ход.

Дети поливают листья по очереди водичкой. Наблюдают, делают выводы, заполняют Дневник.

Вывод: у циссуса лист гладкий – с него вода стекает, у фиалки шершавый – вода задерживается. Поэтому фиалочку поливают под корень, а не сверху, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и листики не загнивали.

Работа с дневником исследователя (рисуют 2 листочка – с одного водичка стекает, на втором капельки остаются).

Опыт № 3 (выполняется его завершение, так как он рассчитан на длительный срок).

Что происходит с растением в темном пространстве, без воды и света?

Задача: выяснить, почему завял посаженный листик, сделать выводы.

Ход.

Неделю назад посадили листик, который дал корни.

И случайно его закрыли в коробке.

Дети наблюдают за растением, выдвигают гипотезы, почему он повял, делают выводы, заполняют Дневник исследователя.

Вывод: растению для нормального роста нужна вода и свет.  Без них оно погибает.

Опыт № 4. Что чувствуешь?

Задачи: выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Ход.

Взрослый предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко, что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется).

Предлагает представить, что рука — листочек, с которого испаряется вода; смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу).

Вывод: когда вода с листочков испаряется, они охлаждаются; поэтому нельзя на прогулке быть потным (пот испаряется, и можно простыть — переохладиться).

3. Оформление отчетов о проделанной работе.

Дети оформляют на чистых листах отчет о проведенном опыте и готовятся к их презентации.

Оформление начинается после того, как проведены опыты и сделаны выводы.

Кто заканчивает раньше, может при желании помочь другим группам.

Педагог при необходимости помогает.

3. Презентация индивидуальных работ детей на тему «Жизнь листьев».

Дети, которые дома с родителями готовили материал, выступают и рассказывают о жизни листьев.

Затем они рассуждают все вместе, как же живут листья, что им нужно.

Повторяют правила поведения в лаборатории.

        

Развивают умения проводить опыты по схемам, анализировать, делать выводы.

Активизируют и расширяют свои знания о жизни листьев.

Развивают умения делать предположения, что нужно делать, чтобы растения были всегда здоровыми.

Воспитывается умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Развивается умения анализировать свою деятельность, выделять основное и делать выводы, оформлять их схематично на листах.

Развивается умение представлять свой итоговый продукт.

Заключительная  часть

Подведение итогов деятельности

Дети собираются на рефлексивный круг.

У каждого исследователя есть возможность высказаться: что они делали, какие выводы были сделаны.

Отвечают на основной вопрос: как живут листья?

Дети представляют свои отчеты. Рассматривают фиалку, рассуждают, подводят итоги:

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

- Вам понравилось работать в лаборатории? Что понравилось больше? Что получилось? Что нового вы для себя узнали? Чему научились?

- Сейчас я предлагаю Вам заселить полянку цветочками. Если у вас все получилось на занятии, вам все понравилось, вы садите фиолетовый цветок, если были затруднения, есть сомнения, садите красный цветок.

- А может быть, у вас есть предложения, о чем вы бы хотели ещё  узнать, работая в лаборатории?

- Тогда я предлагаю выбрать голосованием, какую тему вы выбираете для ближайшего экспериментирования.

Дети выбирают тему следующих исследований, договариваются, когда будут снова работать в лаборатории и что нужно для этого приготовить.

Рефлексия.

Развивается умения анализировать свою деятельность, выделять основное и делать выводы.

Развивается умение представлять свой итоговый продукт.

Развиваются умения проводить рефлексию своей деятельности.

Развивают умения делать выбор темы следующего исследования, договариваться друг с другом, приходить к единому мнению.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой  совместной деятельности является формиров...

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».

Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1.     Формировать у детей понятие о семье, как о  людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...

Конспект – сценарий совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золушкины помощники»

Интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев ру...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень» (обобщение знаний)Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о характерных признаках...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей»

Цель: распространение педагогического опыта по применению Су – Джок терапии.Задачи:- познакомить с методикой использования Су – Джок терапии;- поделиться личным опытом работы с детьми дошк...

Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей старшей группы «Путешествие за льдинками»

Совместная образовательная деятельностьвоспитателя и детей старшей группы«Путешествие за льдинками»Цель: использовать игровую ситуацию для развития навыков конструирования, совершенствоват...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме "Природа - наш общий дом"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста на тему «Природа – наш общий дом» Цель: Показать Землю как общий дом всех людей...