"Поклон тебе и слава, казачка-мать"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Серик Ирина Валерьевна

Сценарий образовательной деятельности, приуроченный к "Дню матери-казачки 4 декабря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx622.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

Сценарий образовательной деятельности

«Поклон тебе и слава, казачка-мать»

приуроченный к

«Дню матери-казачки 4декабря»

Педагог-психолог Серик Ирина Валерьевна

г. Приморско-Ахтарск

Пояснительная записка.

Цель:Приобщение дошкольников к культурным ценностям кубанского казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений. Воспитание чувства гордости, любви, бережного отношения к женщине - матери.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-способствовать формированию образа матери – казачки, ее ролью в казачьей семье;

- закрепление знаний о традициях казаков.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- помогать детям раскрыть и продемонстрировать свой творческий потенциал.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- развивать умение использовать в художественном слове средства

выразительности;

- формировать запас литературных, художественных впечатлений;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать у дошкольников любовь и глубокое уважение к самому дорогомучеловеку – к матери.

- способствовать гармонизации детско-родительских отношений;

-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать дружелюбие, честность, взаимовыручку, прививать любовь к малойРодине.

Предварительная работа: фотовыставка «Мамочка моя». Чтение художественной литературы  А. С. Пушкин «Сказка о медведихе»; казачьи сказки «Доброе сердце дороже красоты»; «Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице».

Субъект: дети старшего дошкольного возраста.

Приемы пространственной организации:

-  стоя в кругу;    -сидя в кругу;    - сидя  за столом.

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности: - использование игровой оболочки;  -поощрение, похвала;

- создание проблемной ситуации;     - показ фотографий.            

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;   - беседа;   - рассказ;  - вопросы.

Оборудование, материалы: ноутбук с презентацией, раскраски с изображением казачек, игрушечное сердечко,  карандаши.

Анализ: Конспект составлен мною самостоятельно и отвечает основным задачам рабочей  программы.  Для реализации каждой задачи используются игровые методы и приемы, что способствует возникновению и поддержанию интереса детей к деятельности. Все задания и упражнения, соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников с учетом возможностей здоровья.Выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. На занятии я старалась осуществлять личностно-ориентированный подход к детям: всегда была рядом с ними, уделяла внимание каждому ребенку, создавала ситуации успешного ответа. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете?», «как правильно?».

Занятие началось с приветствия и беседы, которые явились организационным моментом и в тоже время способствовали положительному психологическому настрою на дальнейшую деятельность.Чтобы подвести детей  к проблеме казачьего быта, были использованы стихи трогательного содержания. Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных  задач, а также на создание эмоционально-радостногонастроения, как результата действий, направленных на понимание роли женщины и матери в семье.

На занятии я чередовала виды деятельности участников, поэтому утомление у детей не наступило. Ребята активно отвечали на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к теме, проявляли эмпатию. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия. Сложилась трогательная атмосфера.  Используемая в завершении работа по раскрашиванию нарядов казачек, позволили эмоционально насыщено и логически завершить занятие. Во время рефлексии были подведены итоги занятия, сделан  главный вывод.

Считаю, что поставленная цель выполнена,  задачи реализованы. Занятие прошло, как я и планировала. Поведение детей  на протяжении всего занятия соответствовало возрастным особенностям.

Ход занятия.

I. Организационно-мотивационная часть. Приветствие.

Педагог приглашает всех детей встать в круг и взяться за руки.

Край наш Краснодарский, ты Кубань родная.

Здесь моря без края, нива золотая.

Славится издревле край наш казаками.

Славится издревле дочерьми, сынами.

Слайд №1.

Педагог:С давних пор славится наш край смелостью, отвагой кубанских казаков. Казаки не только защищали край от врагов, но и много трудились, пахали поля, выращивали хлеб, растили детей. Но больше всего на свете казак любил свою семью! Семьи у них были большие, крепкие и дружные. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции: например, все члены семьи должны были уважать и слушаться старших, почитать родную матушку.

Скажите, мне ребята, какое первое слово произносит ребенок? (Ответы детей).

Есть самое нежное слово на свете:

Его произносят в младенчестве дети,

Его вспоминают в разлуке и в муке –

Это слово: - Мама! (Дети хором)

Пускай наши чувства наружу -

Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,

Всё могут твои материнские руки –

И это все - Мама! (Дети хором)

Прости за обиды невольные наши,

За ночи без сна, что не делают краше.

О, как мы порой бываем упрямы, -

И это ВСЕ: - Мама! (Дети хором)

Казачата обращались к маме в казачьей семье, называя ее на «Вы», «Матушка». В нашем казачьем краю, люди всегда относились к матери с особым почитанием и любовью.

Ребята, я приглашаю вас присесть, слушайте внимательно и вы сами в этом убедитесь.

II. Основная часть.

Внимание детей обращается на экран.

Слайд №2.

Педагог:В конце ноября встречаются два праздника. Первый – День матери, который стали отмечать недавно в России в последнее воскресенье ноября, праздник отмечаемый нами в детском саду. А второй праздник «День матери-казачки», который отмечается уже более двух веков (27 ноября по старому стилю) 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Об этом старинном празднике и пойдет сегодня речь.

Слайд №3.

История этого праздника уходит во времена русско-турецкой войны. В былые времена своё Отечество мужественно защищали не только казаки, но и их жёны. 21 ноября 1774 года отряд, состоящий из 9000 татар и турок, вторгся на территорию государства Российского и окружил станицу Наурскую.

Слайд №4.

Педагог:Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Но казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки все что могли: вилы, кинжалы, топоры...обливали турок кипятком. И казачки выстояли! (Не зря  до 13 лет девочки в казачьей семье даже играют в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например, езду на лошади).

В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы и установлен памятник, а событие названо «Днем матери-казачки».

Слайд №5.

Педагог:Отношение к женщине в казачьей семье всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина казачка ждала мужа домой, ухаживала за пожилыми родителями,  воспитывала маленьких казачат, прививая им любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывая уважение к человеку.

Дети рассматривают старинные фотографии казачьих семей.

Педагог акцентирует внимание детей на таких моментах, как количество человек в семье; подчеркивает расположение матерей на фото – в центре, на переднем плане, сидя на стуле, в окружении детей; выражения лиц, эмоции; позы казаков и казачек; наряды и платки и т.д.

Дети высказываются и с помощью педагога подводят итог об уважительном отношении, любви, почитании и главенствующей роли матери в казачьей семье.

Слайд №6-9

Педагог:Уважаете ли вы своих мамочек? Как часто говорите им ласковые, добрые слова?  Какие слова вы им говорите?

Дидактическая игра «Скажи ласковое слово». Проходит стоя в кругу. Дети передают по кругу мягкую игрушку.

Педагог:Ребята, давайте внимательно рассмотрим фотографии. Скажите какими делами занимались женщины казачки? Ваше мнение об их труде?(Ответы детей).

Слайд №10-11.

Дети с помощью педагога делают вывод:Так как казаки часто находились в военных походах, на службе, казачке приходилось самой вести домашнее хозяйство и  ухаживать за скотиной. Казачки возделывали поля, огороды, виноградники, собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, готовили еду, обшивали всю семью, ткали, вязали, могли и болезни разные лечить и даже хаты   подремонтировать.

Педагог:Мать-казачка, в буквальном смысле, умела делать все. С малых лет девочку-казачку – в период созревания трав брали с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняли какая трава или цветок от какой болезни.

Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки.

Педагог: Про нелегкую жизнь казачек послушайте красивое стихотворение Владимира Камкина - «Матери – казачке». Запускается показ слайдов №12-17

Эх, нелегка казачья доля –

Бывать в походах много дней!

А доля матери-казачки

Всегда была ещё трудней!

Пока любимый муж в походе,

Хозяйство надо содержать –

Припасов на зиму сготовить,

Всех накормить и обстирать.

Плетень поправить– коль придётся,

А то и крышу подлатать,

Да и к ведению хозяйства

Подросших дочек приобщать…

Когда ж к станице враг подступит,

А казаки в поход ушли,

Бесстрашно Матери-казачки

С врагами биться сами шли…

В Наурской бились и в Азове,

Гоня врага от куреней!

В веках прославились казачки -

Отвагой, доблестью своей!

Такая вот казачки доля –

Она: жена, хозяйка, мать!

За Вашу доблесть и заботу

Хочу СПАСИБО Вам сказать!

Слайд №12-17

III. Заключительная часть.

Дети стоят в кругу.

Педагог:Ошибочно было бы думать, что вся жизнь казачки заключалась в детях и  хозяйстве. Умели казачки и весело проводить время в забавах, песнях, танцах на праздничных мероприятиях.  Всевозможные мероприятия  - все отмечалось застольем и угощением.

Ребята, а какие кубанские праздники и праздничные мероприятия знаете вы? Дети высказываются по очереди.

Вместе с педагогом подводят итог: Казаки широко и весело отмечали православные праздники: Новый год, Рождество Христово, Масленицу, Пасху, Троицу, Святки и т.д. Праздничные мероприятия: сватовство, свадьба, крестины, именины, проводы и встреча казаков со службы.

Педагог: Сегодня вы узнали еще про один замечательный кубанский праздник! Как он называется, ребята? Ответы детей. -  Деньматери-казачки.  И  в этот день с утра казачка надевала лучшее платье. Известно, что казачки были большими любительницами наряжаться!  В день женщина должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благославляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Вы сегодня просмотрели много фотографий и рисунков художников с изображением казачек. А сейчас художниками будете вы. Давайте раскрасим наряды казачек и мысленно отправим их на веселое казачье гулянье!

Дети выбирают понравившееся изображение. Раскрашивают. Показывают друг другу.

Завершение занятия.Рефлексия.

Педагог: Расскажите ребята, понравилось ли вам мероприятие?

 Что было самым интересным, необычным?

О чем бы вы хотели поговорить более подробно?

Педагог:Давным-давно на вольные берега Кубань-реки пришли казаки и крепко обосновались на ее песчаных берегах, много поколений уж выросло – не сосчитать. И пусть мы их потомки, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в кубанском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков.«День матери-казачки», как и любовь к вашей мамочке, теперь в вашем сердце на всю жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хвала тебе – казачка – мать! Сценарий праздничного вечера в подготовительной к школе группе

Цель: Создание условий для обогащения представлений детей о ценности труда матери и близких родственников, о культурных традициях и любимых занятиях членов семьи.Задачи:- пополнить знания детей об обр...

«Хвала тебе, казачка-мать!»

Форма проведения: праздник, посвященный дню Матери – казачки.Возраст детей: 5-6 летЦель: воспитывать чувство любви и уважения к своим мамам.Задачи:- дать детям понятие взаимосвязи матери Небесной и ма...

Утренник «Казачка мать – красота, доброта и стать»

1 казачка: Добрый день, дорогие гости! Здравствуйте, а значит  здоровья  Вам  и вашим  близким. 2 казачка:Здравствуйте, гости званые и желанные!Всех привечаем и душевно встреч...

Сценарий казачьего праздника "Казачка мать, воспета ты по праву"

Сценарий казачьего праздника «Казачка мать, воспета ты по праву!"...

фотоотчет о создании коллективной работы "Поклон тебе, Великая Победа!"

создание коллективной работы с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...

Проект "Земной поклон тебе, солдат!" (средняя группа)

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно&nd...

Сценарий праздника "казачка - мать, поклон тебе и слава!"

Сценарий «Казачка – мать, поклон тебе и слава!»Ведущая. Здорово дневали гости дорогие! Веселья Вам да радости!Давно мы Вас поджидали, праздник без Вас не начинали.В этом году много п...