Краткосрочный проект в средней группе по теме "Зимующие птицы"
проект (средняя группа)

Борисенкова Елена Николаевна

Краткосрочный проект в средней группе Тема Зимующие птицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Краткосрочный проект в средней группе

Тема: «Зимующие птицы»

                         

     

Подготовила и провела воспитатель:

Борисенкова Елена Николаевна

г. Санкт-Петербург

2023г

                                                         

                                              Паспорт проекта

Название  проекта:  «Зимующие птицы»

                         

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели,  с 11.12.23 по 22.12.23г.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность темы: В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.  Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитывать гуманное к ним отношение.

Цель проекта:  расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

•        Расширить знания детей о зимующих птицах.

•        Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы.

•         Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

•        Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

•        Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемые результаты:

 -расширение кругозора детей о зимующих птицах;

-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);

-развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

-воспитание у детей сострадания и любви;

-активное участие детей и родителей в помощи птицам;

-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей;

Девиз: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

                                             Содержание проекта.

Задачи

Деятельность с детьми

Деятельность с родителями

Материалы и средства реализации

Сроки и ответственный

Подготовительный этап

Выбор темы Планирование

Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

Составление плана работы по реализации проекта.

Перспективное планирование проекта

Подбор детской художественной литературы.

Разработка и накопление методических материалов по теме.

Информирование  родителей по теме нашего проекта.

Предложить родителям оказать помощь в изготовлении кормушек.

1. Сбор и ознакомление с литературными источниками по теме.

2. Составление и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

 11.12.23

Основной этап -  Реализация проекта

•        Расширить знания детей о зимующих птицах.

•        Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы.

•        Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

-  Наблюдения за птицами у кормушек .

- Отгадывание загадок про зимующих птиц.

-  Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой».

- Беседа «Зимующие птицы»

- Словесная игра:

- «Чем питаются птицы»

- «Птенчики»

- «Чей голос?»

- «Летает, не летает»

Подвижные игры:

- «Третий лишний»

- «Что за птица?»

- «Птицы»

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц»,

«Десять птичек» , « Птицы пальчики» под музыку Железновой .

Аудиозапись «Голоса птиц»

Цель: Формировать навык, различать на слух голоса птиц

Рисование «Птичка — синичка»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц; фотографий.

Чтение художественной литературы:

заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадывание загадок о зимующих птицах; творческое рассказывание: «Как я спас птичку».  

 Стихотворения:

- А. Барто  «Снегирь»

-  М. Горький « Воробьишко»

- М.С. Пляцковский «Отчего галка черная»

Загадывание загадок:

Загадки о птицах, пословицы о птицах, поговорки о птицах.

приметы о птицах.

Наблюдения: «Наблюдение за птицами зимой»

 

- Беседа: «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»

Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.    

Консультации:

-«Зимующие птицы»

- «Кормушки для птиц своими руками

Акции: «Птичья столовая»

Папка – передвижка: «Зимующие птицы, покормим их вместе с детьми»

Ближайшее окружение;

Подбор иллюстраций, сюжетных картинок, книг, календарь природы, наглядный м-л с явлениями природы

Краски, бумага, кисти

12.12-15.12

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

•        Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

Раскраски  по теме.

Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие чувства цвета.

Лепка «Снегирек»

Конструирование: «Птичка из фольги»

Чтение художественной литературы:

- А. Барто «Покормите птиц зимой»  

- Ирис Ревю «Возвращение на родину»

Загадывание загадок:

Загадки о птицах, пословицы о птицах, поговорки о птицах.

приметы о птицах

Дидактические игры:

-«В зимней столовой»

- Игровое упражнение «Птички»

-«Кто зимовал, кто прилетит?»

- «Не сорока, не ворона»

- Словесная игра: «Прилетели птицы»

- «На птичьем дворе»

- «Кто как выглядит»

2.Подвижные игры:

- «Не зевай»

- «Исправь ошибку»

- « Птички и кошка»

- «Совушка»

- «Воробушки и автомобиль»

- «Птичка и птенчики»

Изготовление совместно с детьми кормушки для птиц.

Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

Бросовый м-л: пластмассовые бутылки, пакеты, веревочки, использованные,

Крупы, пластилин, фольга, картон, карандаши, фломастеры.

18.12 -22.12

Заключительный этап

Подведение итогов оценка результатов

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

Ознакомление родителей с результатами проведённой недели: «Зимующие птицы».         Участие в акции «Птичья столовая»

Совместные поделки детей и родителей «Кормушки для птичек»

Результаты реализации проекта

    Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта.

    Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу .Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.

    Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась   любознательность, познавательная активность.

     В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.

    Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.

                 Конспект по рисованию в средней группе «Птичка — синичка»

Цель:

 развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию.

Задачи:

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела

(овальная, частей тела, красивое оперение).

Упражнять в рисовании гуашью, кистью.

Расширять представления о красоте, образные представления.

Развивать образное восприятие, воображение.

Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Птицы на магнитах: ворона, воробей, голубь, снегирь, синички.

Части птицы синички.

Аудиозапись «Птичка-невеличка»(слова и музыка Е. Макшанцевой, пение синички, музыка Моцарт.

Раздаточный материал: гуашь, баночки с водой, тряпочка, кисточки, бумага альбомного листа (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть

Приветствие: «Здравствуй, солнце золотое»

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем художниками.

Покружились-покружились и в художников превратились.

Покружились-покружились в мастерской мы очутились.

Дети садятся на свои места.

Звучит аудиозапись: пение птиц.

Воспитатель: Послушайте, как поют птицы в лесу.

А сейчас мы поговорим о птицах, которые остаются зимовать.

Воспитатель: Как называются эти птицы?

Дети: Зимующие птицы

Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Воробей, ворона, синица, голубь, снегирь.

К нам в гости прилетела птичка.

Отгадайте-ка загадку, что это за птичка?

На кормушку к нам зимой-

Прилетает птица -

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая …

Дети: Синица

Воспитатель: Правильно, это синичка. Посмотрите вот и синичка прилетела.

II. Основная часть

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая птица. Брюшко жёлтое с широкой черной полосой - кажется, будто синичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком, а головку украсила темной шапочкой. Синица подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост.

Воспитатель: Посмотрите на синичку. Она грустная, как вы думаете, почему?

У неё нет друзей. Давайте ей поможем. Мы нарисуем ей друзей, таких же как она. Но сначала мы рассмотрим синичку. Во время беседы выкладываю на доске части птицы (детали на магнитах)

Из каких частей состоит птица? (туловище)

Какой оно формы? (овальной)

Какого цвета? (жёлтого)

Какая голова? (она круглая, маленькая и чёрная)

Голова меньше, чем туловище. Находится впереди и немного сверху.

Что находится на голове? (глаза, клюв, белые щёчки)

Чем заканчивается туловище? (хвостом)

Какой хвост? (длинный и синий)

А ещё у птички есть крылья. Они какой формы? (овальные и синие)

Мы с вами рассмотрели синичку.

Теперь немного отдохнем.

Физкультминутка «Птички»

Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»

Птички крошки собирают, «собирают»

Зернышки клюют. «клюют»

Перышки почистили, «чистят»

Клювики почистили,

Дальше полетели «улетают»

И на место сели. «садятся».

Воспитатель: Ребята, теперь, я вам покажу как правильно рисовать птичку-синичку.

Необходимо нарисовать овал, закрасить его жёлтым цветом. Рисую голову. Она меньше туловища, находится впереди и немного сверху. Рисую круг, закрашиваю чёрным цветом, рисую клюв. Когда высохнет краска рисуем глаза, клюв, щёчки.

С другой стороны, рисую хвост. Он длинный и синий.

На туловище рисую крыло овальной формы. Крылья синим цветом рисую. Вот и готова наша синичка.

А теперь и вы приступайте к работе.

Во время самостоятельной деятельности звучит музыка Моцарта.

Помощь детям, которые затрудняются в рисование птицы.

Воспитатель: Ребята, вы помогли нашей синичке.

Посмотрите, как она весёлая стала. Какая у неё большая и дружная семья. Синичка говорит вам спасибо!

Покружились-покружились и в группе очутились.

III. Заключительная часть

Воспитатель:

- Ребята, кто к нам в гости прилетал? (синичка)

- Зачем она к нам прилетала? (друзей искала)

- Как мы помогли синичке? (нарисовали ей друзей)

- У вас все получилось или были трудности? (Какие трудности)

В конце занятия можно поиграть в игру.

П/и «Птички – невелички».

Воспитатель: Сегодня, когда мы с вами пойдём на улицу и рассмотрим, какие птицы прилетают к нам на участок.

Конспект НОД по лепке в средней группе

Тема:  «Снегирек»

Цель: Формировать экологическую культуру детей. Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

1.        Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах (снегирях), их строении;

2.        Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе, желание заботиться о птицах;

3.        Закрепить умение отщипывать маленькие комочки пластелина для лепки, разглаживать готовые поверхности;

4.        Учить аккуратно заполнять шаблон пластелином;

5.        Развивать творческие способности, чувство прекрасного;

6.        Развивать мелкую моторику.

Материалы: картины с изображением снегирей (распечатанные из интернета), запись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Январь», картон с шаблонным изображением снегиря, пластелин (черный, серый, белый, красный).

Предварительная работа:

- наблюдение и рассматривание на прогулке птиц;

- чтение рассказов, стихов о зимующих птицах: В Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синичка».

Ход

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас сегодня в зимний лес. Давайте понарошку наденем варежки, шапки, сапоги и пойдем в лес.

Звучит музыка: отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

Дети встают со своих мест и рассматривают выставку картин с изображением снегирей в зимнем лесу.

Воспитатель: Зимний лес стоит печальный.

                          Кто под снегом спрятал тайны?

                          Почему река молчит?

                          Птичья песня не звучит?

                          Осторожно в лес входите

                          Тайны леса не будите.

Дети садятся на места.

Как вы думаете, почему так тихо в лесу?

Дети: птицы не поют.

Воспитатель: Почему не поют птицы? (ответы детей)

Я вижу здесь птиц, значит, не все птицы улетели в теплые края. Посмотрите, как называются эти птицы?

Дети: Снегири.

Воспитатель: Как называются птицы, которые не улетели на зиму?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Посмотрите, и расскажите мне, какой снегирь.

Дети: маленький, с красной грудкой, с клювом и т.д.

Воспитатель: Чем питаются снегири? (ответы детей)

- ягодами рябины, можжевельника, семенами растений, некоторыми насекомыми.

Как мы можем помочь этим птицам зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Снегири – очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей. Птица эта чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь красивая, спокойная птица. Посмотрите и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные, а грудка, брюшко и щеки – красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

Давайте отдохнем и поиграем в снегирей.

Физкультминутка

Вот на ветках, посмотри,

(хлопать опущенными руками по бокам)

В красных майках снегири.

(делать повороты головы вправо-влево)

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

(делать частые потряхивания кистями обеих рук)

Головой вертят, улететь хотят.

(делать повороты головы вправо-влево)

Кыш! Кыш! Улетели.

За метелью, за метелью.

(бегать, изображая полет птиц)

Воспитатель: Берем шаблоны птичек, и будем их не просто разукрашивать, а заполнять пластилином.

Берем черный пластилин, отщипываем маленькие кусочки и растираем пальчиками по заготовке, не заезжая за края контура. Заполняем голову птички, хвост и кончик крыла.

        Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Берем серый пластилин и наносим его на крыло и животик птицы. Так же отщипываем маленькие кусочки пластилина.

Теперь берем красный пластилин, на оставшийся контур растираем кусочки красного пластилина. Грудка и щечка снегиря готова. Чтобы сделать глаз снегирю, надо отщипнуть кусочек белого пластилина, скатать его в шарик и прилепить. А на белый шарик прилепить маленький черный шарик пластилина.

Снегирь готов!

Воспитатель: Ребята, скажите, какие птицы к нам прилетели? (снегири)

Чем мы сегодня занимались? (лепили)

Вы молодцы!

Тема беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»

«Цель: способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Задачи учить отгадывать загадки,

- развивать интерес к миру пернатых,

- дать представления о значении птиц для окружающей природы,

- формировать желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц.

Содержание беседы.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей. ( Грач)

    Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину. ( Ласточка)

   Я в скворечнике живу

   Песни звонкие пою. (Скворец)

   Клином печальным в небесной дали

   С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

- Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками,  имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

- Какие это птицы? (Зимующие).

-А почему же они не улетают?

- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

4. Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит  аудиозапись)

- Кар-кар! (Ворона)

- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

- Ча-ча-ча! (Сорока)

- Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

- Молодцы, правильно угадали.

Воспитатель:

- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода.

- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

Воспитатель:

- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

- Молодцы, вы были внимательны.

Чтение  отрывка  стихотворения А.Яшина « Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

5.Итог.

 - Что вам больше всего понравилось на занятии?

           Беседа: Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть  «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Содержание:

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно  птицам, насекомые  в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!

Беседа : Пользу или вред приносят птицы?

Цель: Расширить знания детей о жизни птиц зимой : об их внешнем виде, о питании.

Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.

Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылись пухом, зимовать, корм.

Воспитывать заботливое отношение, интерес.

Развивать познавательные способности, интерес и любовь к родному краю.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц. картина с изображением кормушки, картина леса.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, чтение сказки В. Зотова «Сова»; Г. Снегирев «Про птиц»; Н. Сладков «Еловая каша»; В. Бианки «Кто к кормушке прилетел», рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Ход занятия

Я хочу рассказать вам о незаменимых жителях нашего гсела. Угадайте, о ком пойдет речь.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица).

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или неподалёку от дома, надо знать.

А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько же насекомых, сколько весит сама. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок. Многие птицы - санитары. Вороны, сороки, и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Птицы дарят нам чарующие звуки трелей, мечту полёта. Ощущение свободы и красоты. Птицы, питаясь насекомыми, помогают природе поддерживать численность того или иного вида насекомых в определённой норме.

Мало кто знает, что голоса птиц целебны для нас. Птицы поют не только в слышимом диапазоне, но и в ультразвуковом. Их голоса стимулируют нашу активность в то время, как инфразвук, порождаемый городом, действует на наш организм разрушающе.

Общение с птицами порождает нашу эмоциональность.

Птицам бывает иногда очень тяжело, и поэтому человек должен прийти к ним на помощь. Весной, например, люди готовятся к прилёту птиц : вешают им домики. А особенно тяжело птицам зимой. Им сложно бывает добывать корм. Поэтому в лесах, около домов люди развешивают кормушки.

Тема беседы: «Меню птиц».

Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.

Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстраций; чтение стихов,

художественных произведений; заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Мёрзнут

лапки у синичек…»; поделка кормушек совместно с родителями; кормление птиц;

Словарная работа: зимующие, перелётные

Материалы: видео и аудио записи; игрушка Незнайка; опорные карточки для составления

рассказа; карточки и иллюстрации с изображением зимующих птиц; корм для птиц:

семечки, кусочки сала, хлебные крошки; кормушки для птиц.

Воспитатель:Ребята, вы заметили по пути в детский сад, как холодно на улице? А

почему?

Дети: Потому, что на дворе зима.

Воспитатель: правильно, прошел уже третий зимний месяц – февраль. Зима уже

приближается к концу, а наш друг-Незнайка ни разу не побывал с нами на прогулке- у

него ведь нет тёплой одежды. Он о зиме ничего не знает. Расскажите ему, какая она –

зима.

Воспитатель предлагает детям рассказать о зиме, используя опорные картинки.

Рассказ детей: Вся земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. На улице

холодно. Все люди надели тёплую одежду. Зимнее солнце светит, но не греет. Птицы

улетели в тёплые края.

Воспитатель: Почему многие птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому, что они боятся холодов и они не могут добывать себе достаточно корма.

Воспитатель: Как одним словом называются птицы, которые улетают?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетают?

Дети: Нет не все, некоторые остаются.

Воспитатель: Правильно

Воспитатель: Покажите, где на наших карточках изображён воробей? Какие ещё птицы

остались с нами?

Дети: Вороны, синицы, голуби, вороны, снегири, (называют и показывают).

Воспитатель: Все птицы, которые не улетают, а остаются зимовать с нами, называются…

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Ты, Незнайка, оставайся в тёплой группе, а мы с ребятами заглянем в

зимний парк (воспитатель привлекает внимание детей к экрану). (Видеоролик «Птицы

зимой»).

Воспитатель: В зимнее время птицам очень холодно и очень трудно добывать себе пищу

в таком глубоком снегу. Поэтому птицы стремятся приблизиться к человеческому жилью,

в надежде, что здесь им будет легче отыскать себе корм, что люди помогут им пережить

холодную зиму. (Видеоролик «Покормите птиц зимой»).

Воспитатель: Мы с вами можем помочь птицам? Как?

Дети: Покормить их.

Воспитатель: Чем?

Дети: Хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало.

Воспитатель: А куда всё это нужно положить, прямо на снег или на дорожку?

Дети: Можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую- повесить

кормушку.

Воспитатель: Правильно.  

Воспитатель: В такие холода, как сегодня, птицам особенно нужна наша помощь,

поэтому мы сегодня повесим на нашем участке ещё несколько кормушек- это и будет

наша птичья столовая.  

Воспитатель: Предлагаю нашим ручкам немного потрудиться - покормить наших птичек.

Вот они сидят и ждут, когда же мы положим для них угощение?

Продуктивная деятельность:

Воспитатель задает вопросы: Какие птицы прилетели? Что они любят кушать?

Дети: Снегирь - ягоды рябины, зёрнышки.

Воробей – зёрнышки, хлебные крошки, .

Звучит фонограмма птичьего щебета.

Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за

угощение. Посмотрите за окно, кто сегодня прилетел в нашу столовую? Теперь, ребята,

эти птицы расскажут всем птицам в округе, что в детском саду у них много добрых

друзей, которые готовы помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете

устроить птичью столовую за окном или на балконе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект в средней группе на тему: «Поможем птицам зимой»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края.В нашем случае Калужской области. У детей не сформи...

Проект по экологии в средней группе на тему "Зимующие птицы"

Именно птицы окружают нас круглый год. Принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими чудесными, звонкими песнями...

Экологический проект в средней группе на тему: «Зимующие птицы нашего края»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Познавательно - экологический проект для средней группы на тему: "Зимующие птицы"

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

Краткосрочный проектв средней группе на тему:"Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать" Актуальность:Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкор...

Краткосрочный проект в младшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Актуальность: мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Знакомя детей с птицами, мы воспитываем в них любовь и бережное отношение к природе, желание заботиться о пернат...