Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кристина Александровна Теплых

Нравственно – патриотического воспитания в подготовительной к школе группе.

                                   «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека

 без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию

                                      верный ключ к сердцу человека…»

 К.Д.Ушинский

Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.

Нравственно - патриотическое воспитание сегодня – одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения  представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

- История города (обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории города).

- Трудовые будни наших земляков (беседы, занятия).

- Природа и фауна нашего края.

- «Никто не забыт, ничто не забыто».

Программа нравственно-патриотического воспитания (подготовительная группа).

Цель: Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Задачи: Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.

Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый поселок.

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_moya_rodina_rossiya_.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного НОД

по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Моя Родина – Россия»

Цели: Воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у детей; дальнейшее формирование гражданской позиции; закрепить знания детей о символах России.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о государственной символике страны: герб, гимн, флаг.
  • Обогатить словарный запас у детей по данной теме.

Развивающие:

  • Развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине.
  • Развивать диалогическую речь детей, умение слушать своих товарищей.

Воспитательные:

  • Формировать уважительное отношение к символам России.
  • Формировать понимание того, что символы призваны объединять жителей одной страны.

Предварительная работа: Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и заучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение и заучивание пословиц и поговорок о Родине, с обсуждением их смысловой нагрузки: рассматривание иллюстраций о столице, фото лесов, полей, рек, гор, озер, морей и т.д. Чтение «Большой энциклопедии дошкольника» по теме Россия (символы России, гимн России, президент России, родной язык, широта нашей Родины, Москва, Красная площадь, Кремль и т.д.)

Методы и приемы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, дидактическая игра, активизация словаря (герб, гимн, флаг, президент, губернатор, патриот, Эльбрус и т.д.)

Материалы и оборудование: Доска интерактивная, фланелеграф, мольберт, ноутбук.

Демонстрационный материал: Таблички с названием станций; карта России; фото Уральских, Алтайских, кавказских гор, горы Эльбрус; фото озера Байкал и реки Лена, вулканов; Фото животных России (волки, бурые медведи, заяц, лось, белка летяга, рысь, тигр, морж, тюлень, белый медведь). Фото деревьев России, фото Березы. Картинки (Воробьевы горы, Москва, Красная площадь, Третьяковская галерея). Фото президента, герба, гимна, флага, флаги разных государств. Картинки Ленинградской области, фото губернатора Дрозденко А.Ю., фото города Гатчина. Картинка 23 февраля, Сухопутные войска, ВМФ, ВВФ, летчики, пограничники, танкисты, моряки. Эмблемы для ребят – «Юные патриоты», глобус.

Структура НОД:

I.Вводная часть: 4 минуты, 

а) сюрпризный момент – посылка с запиской;

б) чтение стихотворения В. Степанова «На карте мира не найдешь»;

в) Д/и «Подбери слово»

II.Основная часть: - 24-26 минут

а) беседа о нашей Родине, символах России, президенте, праздниках и вооруженных силах;

б) рассматривание картинок и фотографий с горами, озерами, реками, лесами, животными, вулканами и т.д.;

в) отгадывание загадки;

г) рассказывание стихотворений о березе, детьми:

д) физическая минутка (Хороводная игра «Березка»);

е) рассказы детей о флаге и гербе РФ;

ж) прослушивание гимна РФ;

з) Игра «Продолжи пословицу»;

III.Заключительная часть: (рефлексивный этап) 3,5 – 4 минуты

а) обобщение воспитателя подведение итогов;

б) раздача эмблем детям и распечатывание посылки;

в) анализ НОД

Ход НОД: 

В группу входит почтальон и приносит посылку.

Почтальон: Вам тут посылочка пришла, но необычная, с запиской, прочитайте ее, и все сразу поймете! Получите, распишитесь! (Воспитатель расписывается за посылку, почтальон ставит ее на стол).

Дети: находят записку рядом с посылкой и отдают воспитателю.

Воспитатель: читает записку

 «Я посылочка – сюрприз

Здесь для Вас какой-то приз

Вы открыть меня сумейте

Марки все мои отклейте.»

Ребята посмотрите на посылке 4 марки и все они пронумерованы и как-то называются.

Дети: а, понятно, нам нужно посетить 4 станции, и мы отгадаем, что в посылке.

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие и проверить свои знания?

Дети: да.

Воспитатель:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

                                  В. Степанов

Дети паровозиком под музыку направляются к первой станции вместе с воспитателем.

1.Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется                                                                  «Географическая», марка №1.

(Дети садятся на стульчики перед картой России)

Воспитатель: Ребята, перед нами карта какой страны? Кто знает?

Дети: Россия, Российской Федерации.

Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту (Воспитатель обращает внимание детей на карту России). Как много места занимает Россия. Это огромная страна, одна из самых больших в мире. Она расположена на континенте Евразия. Когда на одном конце нашей страны может идти снег, то на другом припекает солнышко. Давайте мы с вами поиграем в игру «Подбери слово» - А какая она наша Россия?

Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, гордая, мужественная и т.д.

Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое родина?

Дети: Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем, мой дом, дом моих предков.

Воспитатель: а у вас какая Родина ребята?

Дети: Россия; Ленинградская область.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называется район, в котором вы живете?

Дети: Всеволожский.

Воспитатель: Правильно ребята, первую марку можно убирать в сторону, а наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.

2.Воспитатель: Следующая марка № 2 и станция, на которую мы прибыли называется

 «Широка страна моя родная»

(Дети подходят к интерактивной доске, на которой рассматривают слайды)

Воспитатель: в нашей стране много гор – Уральские, Кавказские, Алтайские. А на востоке России – настоящее царство вулканов, их там больше 200.

Как называется самая высокая гора в нашей стране?

Дети: Эльбрус.

Воспитатель: правильно, а самое глубокое озеро в России?

Дети: Байкал.

Воспитатель: да ребята, а у самой длинной российской реки красивое женское имя, назовите какое?

Дети: Лена.

Воспитатель: Правильно ребята, а попробуйте соотнести правильно среду обитания и животных, которые в ней обитают, справитесь? На столе лежат картинки с животными, вы можете брать любую понравившуюся и прикрепить ее в нужную среду обитания. (В Российских лесах водятся волки, бурые медведи, зайцы, лисицы и лоси. В тайге обитают белки летяги, рыси и тигры. На севере живут моржи, тюлени и белые медведи. Дети распределяют картинки с животными согласно среде обитания).

Воспитатель: молодцы ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Воспитатель: Правильно, это дерево. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Какие деревья вы знаете?

Дети: Дуб, осина, елка, клен, рябина, береза и др.

Воспитатель: Ребята, а что производят из древесины?

Дети: Дрова, бумагу, книги, и т.д.

Воспитатель: Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза - эти два символа неразделимы. Мы с вами разучивали несколько стихотворений о березе. Кто вспомнит?

Дети читают стихи:

1.Люблю березку русскую

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую

То грустную, плакучую.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами немного отдохнем и сделаем физкультминутку!

Физкультминутка:

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Мы в вами должны беречь природу.

Мы отправляемся дальше, занимайте места, поехали.

3.Воспитатель: Следующая марка №3, а станция называется «Государственная»

Воспитатель: Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу.

Как называется столица нашего государства?

Дети: Москва.

Воспитатель: Ребята мы уже с вами знакомы с некоторыми достопримечательностями Москвы. Вспомните их пожалуйста.

Дети: Красная площадь, Воробьевы горы, Третьяковская галерея.

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о Москве:

Москва - это Красная площадь,

Москва - это башни Кремля,

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

Воспитатель: а кто управляет нашим государством?

Дети: Президент.

Воспитатель: Как зовут нашего президента?

Дети: Путин В. В. (Показать фотографию президента).

Воспитатель: Чем занимается президент?

Дети: Управляет страной.

Воспитатель: Назовите государственные символы России, которые вы знаете.

Дети: Флаг, герб, гимн.

Свой флаг есть в каждой стране. Вы уже знаете, что флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети рассматривают флаги разных государств).

Воспитатель: ребята, кто сможет рассказать о флаге?

Ребёнок рассказывает о флаге России:

- Российский флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (Показать

изображение с российским флагом).

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна

миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег,

облака, ромашку).

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря).

Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце,

огонь, тепло).

Воспитатель: а теперь поговорим о гербе. Герб - это второй символ нашего

государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России.

Давайте с вами рассмотрим герб. Расскажите о нём.

Ребёнок рассказывает о гербе:

- Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен

золотой двуглавый орел. Золотой цвет – это символ солнца. Одна голова орла

обращена на Восток, другая – на Запад. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник

Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он

убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб это

эмблема, символ России.

Воспитатель: Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат

воплощением государственного порядка и верности закону.

- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей).

(Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.)

Воспитатель: ребята, предлагаю Вам собрать разрезные картинки с гербом и флагом (дети собирают разрезные картинки).

Воспитатель: У вас отлично получилось, а что же такое гимн? Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют

президента нашей страны и т. д.

Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем

своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали:

композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков. Михалков еще написал очень много детских произведении. Какое произведение мы с вами прочитали?

Дети: Дядя Степа.

Воспитатель: У каждой страны свой гимн.

Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети слушают гимн).

Воспитатель: Ребята, мы с вами проживаем в Ленинградской области, а скажите мне пожалуйста, кто управляет нашей областью?

Дети: Губернатор (Дрозденко А.Ю.)

Воспитатель: а еще в 2020 году в Ленинградской области была выбрана столица, какой город стал столицей Ленинградской области?

Дети: Гатчина.

4. Воспитатель: Верно ребята, а наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах.

Поехали.

- Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная", марка №4

Ребята, перед вами картинки с символами Российских праздников, давайте назовем все эти праздники (дети по очереди снимают картинку с фланелеграфа и называют праздник).

Воспитатель: 23 февраля мы отмечаем праздник – «День защитника Отечества», а кто такие защитники Отечества?

Дети: Офицеры и солдаты Российской армии, защищающие нашу Родину.

Воспитатель: Какие войска охраняют нашу Родину на суше?

Дети: Сухопутные войска.

Воспитатель: а на море и в воздухе?

Дети: Военно-морской флот, в воздухе Военно-воздушный флот.

Воспитатель: ребята, а каких военных вы знаете?

Дети: летчики, пограничники, танкисты, моряки.

Воспитатель показывает картинки с изображениями военных. 

Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Продолжи пословицу»

- Жить - ……(Родине служить).

- Кто за Родину горой,……….( тот истинный герой).

- Родина любимая,…………..( что мать родная).

- Человек без Родины,……….( что соловей без песни).

- Родина-мать,………….( умей за неё постоять).

Воспитатель: Как вы думаете, чему учат нас эти пословицы?

Дети: Эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.

5. Итог.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться на свою Родину, в детский сад. Занимайте свои места, поехали.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: На каких станциях мы с вами побывали?

Дети: перечисляют.

Воспитатель: И что мы там делали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы любите свою страну? Как вы думаете, кто такой патриот своей страны?

Дети: Да! Человек, который любит свою Родину, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Воспитатель: Вот за то, что вы очень много знаете о своей стране и за то, что любите ее, я вам подготовила вот такие эмблемы, чтобы все видели, что вы юные патриоты своей страны. (Воспитатель раздает эмблемы!) Теперь мы можем открыть посылку, ребята да тут же была подсказка – «Внутри модель земли, что это?»

Дети: Глобус.

Воспитатель: Верно ребята, теперь в нашей группе будет свой глобус!

Спасибо вам за участие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию и лепке "Белая береза".

Приобщать детей к исторической культуре русского народа.Развивать художественно - творческие способности детей в различных видах деятельности.Воспитывать патриотические чувства к своей Отч...

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию

Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу и флагу   нашей страны....

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Богатыри Земли Русской"

Интегрированное спортивно-познавательное занятие по патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада. Можно провести к празнованию Победы в Великой Отечественной Войне или...

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"

знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Нашей Родины войска»

Все может родная земля: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить красотой своей природы, только защитить сама себя на не может. Защита отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее ...