Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа)

Бибикова Галина Михайловна

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_mnemotehnika.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме

«Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники» (старшая группа)

Месяц

Содержание деятельности

С детьми

С родителями

Сентябрь

  • 1. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие».
  • Задачи: выявить уровень речевого развития детей.

2. Игровое упражнение «Волшебный круг».

 Задачи: развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений по вопросам, с использованием мнемоквадратов.

3. Дидактическая игра «На что похоже».

Задачи: обогащать лексический запас, развивать умение читать графическую аналогию и перекодировать информацию.

Родительское собрание «Современные методы и приёмы развития речи дошкольников»

  • Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами развития речи детей.

Октябрь

  • 1.Составление описательного рассказа «Осень» по мнемодорожке/мнемотаблице
  • Задачи: формировать умение соотносить нарисованные символы с образом, отвечать полным предложением.
  • 2. Занятие «Дары осени» (с элементами мнемотехники: составление описательных рассказов по мнемотаблице «Овощи/фрукты»)
  • Задачи: активизировать словарь, развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
  • 3.Дидактическая игра «Расскажи о времени года» (мнемотаблицы).
  • Задачи: формировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
  • 4.Составление рассказов по алгоритмам-схемам: «Домашние животные», «Профессии».
  • Задачи: актуализация словаря, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя.
  • РППС:
  • - Карточки с мнемотаблицами из серии «Расскажи-ка» (по лексическим темам)
  • - Дидактическая игра «Расскажи о времени года» (мнемотаблицы)

1.Консультация «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей».

Задачи: вовлечь родителей в процесс речевого развития детей с помощью приёмов мнемотехники.

2. Домашнее задание: составление рассказа с ребёнком «Профессии моих родителей» по предложенному плану.

Ноябрь

  • 1. Занятие «Наши игрушки» (с элементами мнемотехники).

Задачи: формировать умение составлять описательные рассказы о предметах; совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными; расширять словарь детей за счет глаголов и прилагательных.

  • 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
  • Задачи: упражнять детей в составлении описательных рассказов, добиваясь логичных и подробных описаний с опорой на наглядную схему.
  • 3.Занятие: Заучивание наизусть стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени»

Задачи: учить детей запоминать и выразительно воспроизводить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  • 4.Составление рассказов по алгоритмам-схемам: «Расскажи о себе»; «Моя любимая игрушка», «Моя семья». Задачи: актуализация словаря, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя.

РППС:

- Картотека стихотворений с мнемотаблицами;

- Альбом «Моя семья»

1. Консультация-практикум «Заучивание стихотворений с использованием мнемотехники»;

  • 2. Домашнее задание: составление рассказа с ребёнком «Моя семья» по предложенному плану.

Декабрь

1. Занятие: Составление сказки по предложенному плану-схеме.

Задачи: упражнять в умении сочинять сказку по заданному сюжету с опорой на схему; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.

  • 2. Составление описательного рассказа «Пришла зима» по мнемотаблице
  • Задачи: формировать умение соотносить нарисованные символы с образом, отвечать полным предложением.
  • 3. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Задачи: совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки.
  • 4. Составление рассказов по алгоритмам-схемам: «Электроприборы», «Посуда». Задачи: актуализация словаря, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя.

5. Чтение и пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Задачи: формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение.

  • 6. Дидактическая игра «Гусеница-рассказчица» (элементы мнемотехники)
  • Задачи: упражнять в составлении творческих рассказов.
  • РППС:
  • - Карточки с мнемотаблицами из серии «Расскажи-ка» (по лексическим темам)
  • - Дидактическая игра «Гусеница-рассказчица» (элементы мнемотехники)

1. Мастер-класс для родителей по использованию мнемотехники в речевом развитии детей.

Задачи: способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.

2. Домашнее задание: составление рассказа с ребёнком «Наши помощники-электроприборы» (по мнемотаблице)

Январь

  • 1.Занятие: Заучивание наизусть стихотворения И. Сурикова «Детство»
  • Задачи: продолжать формировать у детей интерес к заучиванию стихотворений с помощью приёма мнемотехники.
  • 2.  Разучивание скороговорок по мнемотаблицам, зарисовка мнемотаблиц.
  • Задачи: формировать умения связно, последовательно рассказывать скороговорки по предложенным схемам-сюжетам, вырабатывать интонационную выразительность речи.
  • 3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
  • Задачи: упражнять детей в подборе слов-антонимов, используя наглядные карточки.
  • 4. Составление рассказов по алгоритмам-схемам: «Транспорт», «Мебель».
  • Задачи: актуализация словаря, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя.
  • 5. Дидактическая игра «Расскажи историю» (элементы мнемотехники)
  • Задач: упражнять в составлении творческих рассказов, сказок.

РППС:

- Карточки со скороговорками в мнемотаблицах.

  • - Дидактическая игра «Расскажи историю» (элементы мнемотехники)

Разучивание с ребёнком скороговорок с использованием мнемотаблиц.

Задачи: вовлечь родителей в процесс речевого развития детей с помощью приёмов мнемотехники.

Февраль

  • 1. Занятие: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Задачи: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицы, отображающие последовательность событий.

  • 2. Использование мнемотаблиц для отгадывания и загадывания загадок.
  • 3. Дидактическая игра «Вечер загадок».
  • Задачи: продолжать учить детей отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблицы, формировать у детей понятие «слово-действие».
  • 4. Придумывание загадок по алгоритмам-схемам: «Кто это?» (дикие животные), их зарисовка.
  • 5. Настольный театр «Маша и медведь»
  • Задачи: совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки.

РППС:

- Картотека загадок с мнемотаблицами.

  • - Дидактическая игра «Составь загадку о животном» (элементы мнемотехники)

1. Домашнее задание: составление рассказа с ребёнком «Дикие животные» (составить мнемотаблицу, рассказ по ней, нарисовать рисунок)

2.Разгадывание и составление загадок с ребёнком по мнемотаблицам.

Задачи: вовлечь родителей в процесс речевого развития детей с помощью приёмов мнемотехники.

Март

  • 1. Использование мнемотаблиц для описания предметов рукотворного мира. Задачи: актуализация словаря, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя.
  • 2. Занятие «Что предмет расскажет о себе» (с использованием приёмов мнемотехники)
  • Задачи: формировать умение составлять описательные рассказы о предметах; совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными; расширять словарный запас.
  • 3. Драматизация «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака.
  • Задачи: совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки.
  • 4. Дидактическая игра «Ассоциации».
  • Задачи: развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию

РППС:

  • - Картотека алгоритмов по описанию предметов из серии «Раскажи-ка…»

Папка-передвижка «Описываем предметы с помощью мнемотаблиц».

Задачи: познакомить родителей с пособиями (схемы-мнемотаблицы) для детей из серии «Расскажи-ка», привлечь к их использованию в работе с детьми.

Апрель

  • 1.Занятие: Составление рассказа «Весна идёт» (по мнемотаблице)
  • Задачи: упражнять в умении рассказывать о времени года с использованием мнемотаблицы, связно, в логической последовательности.
  • 2. Придумывание загадок о птицах (описательные рассказы по мнемотаблице)
  • Задачи: формировать умение составлять описательные рассказы-загадки о птицах с опорой на схему и по памяти.

3. Занятие: Составление сказки по предложенному плану-схеме

Задачи: упражнять в умении сочинять сказку по заданному сюжету с опорой на схему; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.

  • 4. Дидактическая игра «Загадка-описание».
  • Задачи: развивать умение классифицировать свойства предметов, соотносить их с символическим изображением и составлять рассказ описание по заданной схеме.

5. Использование мнемотаблиц для пересказа сказок по выбору детей

РППС:

- Карточки со сказками в мнемотаблицах;

- Картотека сказок (текстов)

1. Папка-передвижка «Рассказываем сказки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Задачи: вовлечь родителей в процесс речевого развития детей с помощью приёмов мнемотехники.

Май

  • 1. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
  • Задачи: выявить уровень речевого развития детей.
  • 2. Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на конец учебного года.

1.Родительское собрание «Наши достижения»

Задачи: подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»

Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»...

Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»

Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...