Консультация для родителей
консультация

Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_roditeley.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Голос - уникальный дар человека

(консультация для родителей)

Каждый человек при рождении получает уникальный дар-голос. Еще при рождении ребенок сигнализирует голосом о своей жизнеспособности. Чем сильнее его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного. Слабый голосок или вообще отсутствие его говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни новорожденного.

   В первые годы ребенок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т.д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.

   Но в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать ребенка в проявлении эмоций через голос, не в меру часто призывая к тишине: «Не кричи!», «Замолчи», «Ты мешаешь другим». Нам кажется, запрещая детям громко говорить, кричать, бегать, прыгать тогда, когда им хочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения. На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение. Мы забыли, что энергия ребенка, необходимая для его здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как он ее истратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют появлению речедвигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.

   Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, полон сил и энергии или устал и т.д.

   Далее, голос — это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т.д., отражается личность человека, его психика. Можно сказать, что голос — это «озвученная душа». А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: робко, раздраженно, задорно, грозно, восторженно, величаво и т.д.

   Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос выражает антипатию или даже ненависть.

   Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы сразу узнаем по голосу. Тембр голоса может быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т.д.

   Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека, но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отраженного в нем душевного состояния. Многие испытали на себе, как заражают окружающих смех и радость одного человека, как воздействуют рыдания, крик, плач.

   Если человек не лишен слуха, то он напрямую зависит от того, что звучит вокруг него, т.к. воспринимает любые вибрации. Это могут быть различные звуки окружающего мира: природы, техники или «сигналы» самого человека- его голоса (речи, крика, смеха, пения). При этом ни на один звук человек не реагирует так быстро, как на звуки человеческого голоса.

   Когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним. Человек непроизвольно включает окружающих его людей в процесс проживания своего голоса. При этом всего дна пятая часть производимого человеком звука направлена во внешнее пространство, т.е. на других людей. Остальная же часть вибраций охватывает внутреннее пространство нашего тела вызывая резонанс всех органов и систем собственного организма. Все вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поет: кости рук, ног, мышцы, кровь. Потому так важно для нашего психического и физического здоровья, что и как мы сами говорим. Взаимосвязь голос-психическое состояние является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, но особенно на детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние- врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние.

   Все это доказывает, что голос как средство общения обладает определенной силой воздействия.

   Наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.

   Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение, музыкальное интонирование - явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.

   Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей полученные наследственные способности очень скромны или их нет).

   Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.

   Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых.

   Если дома музыкально-певческая среда по каким-либо причинам не сложилась, то необходимо организовать ее в ДОУ: музыка и пение должны стать частью жизни детей в группе. Для этого необходимо прежде всего желание воспитателей и наличие у низ обыкновенного мелодического слуха, а также согласованные совместные действия воспитателей и музыкального руководителя. Для того, чтобы организовать музыкально-певческую среду в группе, вспомним, как развивается голос и речь ребенка в первые годы жизни.

   С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья, сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Затем постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от взрослого, чутко реагируя на интонацию голоса-ласковую или сердитую, на ритм звучащего слова.

   Овладение ребенком речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне. Выражение себя в звуках начинается с опыта звукоподражания: «мяу», «му-му», «гав-гав» и т.д. Это первые шаги воплощения ребенка в образ и первые вызванные звуком эмоции, к которым добавляется еще имитационно-двигательная активность.

   Первые песенки у колыбели ребенка служат для него первым музыкальным впечатлением. Чем больше музыкальных впечатлений от звучания попевок, песенок, колыбельных, тем ярче следы музыкальной памяти ребенка. Интересно, у одних детей от восприятия звуков в коре головного мозга остается глубокий след, у других- слабый, поэтому слуховые данные и память у всех разные.

   Постепенное обогащение памяти ребенка звуковыми впечатлениями речи и пения взрослых создает у него слуховой опыт. Впоследствии подпевание, а затем и пение самих детей является как бы озвучиванием слухового опыта их музыкальной памяти.

   В это время основой музыкального и речевого развития ребенка является умение слушать, подражать простейшим звукам природы, голосам птиц, животных, бытовым звукам. Поэтому звучание коротких четверостиший потешек, попевок, пестушек и т.п. помогает ребенку воспринимать голос взрослого, его интонацию, ритм и темп речи, развивает чувство ритма. При этом дети должны постоянно слышать образцы речи или пения, пригодные для подражания. Это своего рода профилактика дефектов речи и пения.

   В этот период и в дальнейшем большую пользу для развития певческого голоса и речи приносит использование воспитателем детского фольклора: пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, дразнилки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

   В младших группах от воспитателя зависит, будет ли заложен фундамент, на котором сформируется речевой и певческий голос ребенка, а также его музыкальные способности.

Очень хорошо, если у воспитателя есть «ключ» от кладовой детского фольклора, куда входят пестушки, потешки, попевки, колыбельные, прибаутки, небылицы, а также произведения детского народного творчества: считалки, дразнилки, мирилки, молчанки, заклички, приговорки. Любому ребенку они доступны, помогают овладеть своим речевым и певческим голосом, помогают познать речевое богатство родного языка.

   Эти забавы передаются из поколения в поколение, из уст в уста, от родителей к детям. Знание их необходимо всем: родителям, педагогам и, в первую очередь, детям.

   Очень хорошо, если воспитатель любит и умеет петь хотя бы простейшие песенки, попевки, колыбельные, хороводы, т.к. самым главным инструментом для маленьких детей является голос человека.

   Пение на ребенка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям. В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому, чем раньше ребенку прививаются естественные навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше «Настраивается» его речевой и певческий голос. Достигается это путем подражания пению и речи взрослого, в данном случае-воспитателя.

   Ежедневное звучание в группе попевок, колыбельных, пестушек, прибауток, потешек, хороводов приносит ребенку неоценимую пользу для формирования его памяти, слуха, ритма и, в конечном итоге, речи и пения.

   Сама возможность поддержания музыкально-певческой среды с ясельного возраста до школы позволит подготовить и настроить музыкальный инструмент каждого ребенка- его голос- к дальнейшему его совершенствованию.

   Но часто бывает так, что воспитатель по каким-либо причинам не может создать музыкально-певческую среду в группе. В таких случаях процесс обучения пению полностью будет зависеть от бережного и заинтересованного отношения музыкального педагога, а также от профессионализма его действий (к сожалению, только на музыкальных занятиях).

   Наконец, сам процесс обучения пению, который включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Если развитию голоса ребенка помогают полученные по наследству от родителей певческие м музыкальные способности, а также благоприятная окружающая певческая среда в семье, то наличие третьего фактора (процесса обучения) решающего значения иметь не будет. При таких условиях голос ребенка все равно будет развиваться. Таких детей, как правило, сразу определяют в солисты.

   К сожалению, очень часто окружающая музыкально-певческая среда дома и в ДОУ не складывается и , как следствие, в памяти таких детей почти нет музыкальных впечатлений, поэтому их музыкальный слух «спит» и бывает долго не разбуженным. Такие дети часто не интересуются музыкой, не пытаются петь, а если начинают петь, то поют фальшиво. Для них процесс обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важен, т.к. помогает догнать упущенное:

-накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;

-научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом-голосом;

-приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

   Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

-способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;

-активизирует работу левого (логического) и правого(образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;

-развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

-естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

-улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

-расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;

-приводит к тому, что и речевой голос ребенка становится более устойчивым и выносливым, т.е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;

-создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры

Используемая литература

1.О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению»;

2.Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...