Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»
консультация

 Замараева Людмила Леонидовна

Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста .

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

муниципальное казенное дошкольное                                                                                                       образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 238 комбинированного вида»

г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

ИНН 404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

Доклад из опыта работы

«Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика  использования мнемотехники»

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                           

                                                                                 Замараева Людмила Леонидовна

Новосибирск 2022г.

Цель:   активизация знаний   педагогов  современных форм и методов работы по развитию памяти  дошкольников.

  Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.( 2 слайд) (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).

    В  условиях реализации ФГОС ДО, формирование функциональной грамотности ребенка направлено  на:

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественно-научных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.( 3 слайд)

      Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

       Память – это основа психической жизни, основа сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Она является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без неё не мыслимо формирование всех компонентов функциональной грамотности.

     В процессе работы с детьми передо мной стояла задача оптимизировать усвоение программного материала более интересным способом, что приводило бы к повышению качества работы.

     В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ознакомимся с некоторыми такими приемами:

     -на занятиях по формированию элементарных математических представлений, и в ходе индивидуальной работы с детьми, я активно использовала прием  - «Интересная фигура»( 4 слайд)

      -для развития внимания воспитанников,  организовываю игру «День-ночь» (5слайд).

      - во время физкульминуток использую игру « Веселые человечки»( 6 слайд)

 Одним из приёмов, которые используется в работе с детьми, является НЕЙРОБИКА.( 7 слайд)

НЕЙРОБИКА служит для улучшения мыслительной деятельности. Она задействует разные участки головного мозга,заставляя работать их быстро и слаженно. Нейробика – это разминка для мозга, стимулирующая его работу. Например, можно предложить ребенку выполнять какие-нибудь привычные действия ( одеваться или ходить по квартире) с закрытыми глазами. Или чистить зубы левой рукой, если ребенок правша, и наоборот. Делая привычные вещи другим способом, мы заставляем работать  клетки мозга, которые раньше не были задействованы в процессе. Это способствует укреплению памяти, и влияет на качество запоминания . (8 слайд)

    Приём, который помогает запоминать любую необходимую информацию самым эффективным способом и тренирует память – это мнемотехника. ( 9 слайд)

Основная задача мнемотехники - развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию, запоминает больше и быстрее.

Мнемотехнику мы используем в разных  образовательных областях:

 -  на занятиях по развитию речи я использую мнемодорожки для составления рассказов, пересказа сказок, разучивания чистоговорок, потешек, стихотворений. Дети быстро и легко запоминают четверостишия при помощи цветных картинок. ( 10 слайд)

 - окружающий мир(11 слайд);

- экология – сезонные изменения(12 слайд);

    В результате использования  мнемотаблиц :

 - у детей расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, дети смогут грамотно выражать свои мысли, писать письма, оформлять смс; не испытывать затруднений в построении фраз, подборе слов; писать заявление, заполнять какие-либо анкеты, бланки, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

     В заключении хочется сказать , что, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Доклад из опыта работы « Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих приёмов»

Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время...

Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...

Доклад из опыта работы.Формирование основ экологической безопасности у дошкольников

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности связано с ...

Доклад из опыта работы Формирование финансово грамотного поведения у дошкольников

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...