Конспекты музыкально тематических занятий для детей старшей логопедической группы «Знакомство с русской деревянной ложкой»
план-конспект занятия (старшая группа)

Филаретова Елена Владимировна
Методическая разработка музыкально-тематических занятий по ознакомлению детей старшего возраста с русской деревянной ложкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiy.docx54.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспекты музыкально  тематических  занятий для детей старшей логопедической группы

«Знакомство с русской деревянной ложкой»

        Подготовила:

музыкальный руководитель

                                                                                                  высшей кв.категории

                 Филаретова Е.В.

        г.о.Павловский Посад

                                                          2022 г.

Цель занятий: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;

Задачи: 

  • Приобщать детей к русской национальной культуре;
  • расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины
  • знакомить  с деревянными ложками, как народным шумовым инструментом (история, изготовление)
  • вызывать умение в простых приемах  игры на ложках:.
  • развивать чувство ритма, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
  • воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках)

Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, презентация.

Занятие № 1

Тема: «История деревянной ложки»

Музыкальный руководитель:  вносит сундучок в зал  и загадочно говорит :«Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка».

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А поможет, есть их… (ложка).

Музыкальный руководитель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.

- Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?

Дети: Нет!

Музыкальный руководитель:

Показ презентации.

- Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды (рис. первобытных людей)

Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему? (ответы детей : еда была горячая, обжигала руки)

Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.

Самая первая ложка была сделана из камня (картинка ложка из камня)

Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей : неудобно, она тяжёлая)

Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (рис. первые ложки). Делать такую ложку было очень сложно.

Музыкальный руководитель: На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками(достаёт из сундучка деревянную ложку.)

- Есть даже такая пословица: «Щи да каша - пища наша»

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей : «Три медведя»«Жихарка») Молодцы.

Игра «Перенесём картошку»

Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится. (звучит быстрая русская народная мелодия)

Занятие № 2

Тема: «Музыкальная ложка»

Музыкальный руководитель:

- На прошлом занятии вы ребята с узнали как появилась деревянная ложка.

Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной?

- Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы) закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла -металлическая, из пластмассы -пластмассовая, из дерева деревянная.

- Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание на деревянные ложки).

Музыкальный руководитель: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

 Специальными инструментами из баклуш вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

     Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их.  Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Музыкальный руководитель Мы знаем, что ложки нужны для еды.

- А что ещё можно делать деревянными ложками? (играть).

Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты

Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

- А вы слышали, как играют на ложках? Посмотрите, к нам в гости пришли настоящие ложкари.

Просмотр видеоролика “Веселые ложкари”

  • Давайте послушаем,  как красива русская песня в сопровождении игры на ложках.  

Слушание Русской народной песни «Во кузнице»

Музыкальный руководитель Ложка- это музыкальный инструмент, а чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Но прежде, чем мы возьмем ложки нам нужно размять ручки.

Проводится игра-разминка «Шофер» имитируем движения рук шофера, крутящего руль автомобиля и пальчиковая игра « На полянке» авт.Н.Марютина

Музыкальный руководитель: настало время познакомиться с ними ближе (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть).

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

(Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.)

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

«Вы умеете считать?» (Ритмическое упражнение)

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

Занятие № 3

Тема: «Ложки мы возмем и играть начнем»

Музыкальный руководитель Мы продолжаем знакомится с деревянной ложкой. Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сегодня  мы будем осваивать  простые приемы игры на ложках.

Ложки, ложки,
Расписные ложки,
Ложки золоченые,
Узоры крученые.
Хоть щи хлебай,
А хоть музыку играй!!!
 Давайте еще раз вспомним с вами, из чего состоит ложка, и как ее нужно держать. Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем (Держат ложки за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками»).
Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»
Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?

Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что отряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук. А называется такой приём игры «Трям » (это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном)
«Шлеп» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Скок» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки, по правому колену.
«Колобок» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, колену правой ноги  и по тыльной стороне правой ноги.
(дети повторяют приёмы игры на ложках)

Занятие № 4

Тема: «Угадаем - поиграем»

Музыкальный руководитель. Сегодня мы будем отгадывать загадки, вот первая загадка: Деревянной я бывала,
                          Из пластмассы и металла.
                          Не нужна собаке с кошкой-
                          Кушают они без...(ложки)

Музыкальный руководитель. Вы правильно отгадали, это ложка. Они заждались нас, очень хотят, чтобы мы на них поиграли. Какие приемы игры на ложках мы знаем, давайте вспомним.

Дети показывают приемы игры на ложках.

Музыкальный руководитель. Продолжаем отгадывать загадки.

Игра «Музыкальные загадки».

Педагог загадывает «загадку»,дети отгадываю , затем по показу педагога простукивают ответ на ложках  различными приемами:

«Вот лягушка на болоте

Очень весело живет

Вы послушайте, ребята,

“Ква-ква-ква” – она поет!»

(Дети играют на ложках приемом «пяточка в пяточке» по ладони левой руки, отстукивая ритм «раз-два-три».)

«Дождик капает по крыше:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук”.

Еле слышно, еле слышно:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук!”»

(Дети стучат ручками ложек.)

«Воробьи развеселились,

Зернышки клевать пустились,

От других не отстают,

Все клюют, клюют, клюют».

(Дети стучат ручкой по «пяточке».)

«Вот течет ручеек,

 Видно путь его далек,

Так журчит, плескается,

Убежать пытается!»

(Дети стучат круговыми движениями перед собой.)

Занятие № 5

Тема: «Сколько музыкантов, столько и талантов »

Музыкальный руководитель.  Ребята, сегодня  нам пришло видео обращение.

Дети смотрят видео, на котором Старичок –Лесовичок говорит, что  все веселятся, что пришла весна, а ему не весело. Все лесные жители играют на разных муз.инструментах : медведь – на пне, как на барабане, белка- в орешки стучит, а у него кроме деревянных ложек ничего и нет.

Музыкальный руководитель. Не расстраивайся, Старичок - Лесовичок , наши ребята сейчас тебя научат играть на ложках. Покажите ребята как надо на них играть.( Дети показывают приемы игры на ложках)

- А теперь я буду петь, а Ты с ребятами мне подыграй на ложках.

На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени» дети играют прием «Лошпдка»

1. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята.

(на проигрыш прием « Шлеп»)

2. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем.

( на проигрыш прием «Трям»)

3. А сейчас, мои ребятки,

Поиграем с ложкой в прятки.

Нужно деткам показаться

И за ножку спрятаться.

(на проигрыш прием «Колобок»)

4. Солнце за гору зашло

Ложкам спать пора давно

Вы к столу все подойдите

Ложки тихо положите

 (на проигрыш кладут в коробочку)

Старичок Лесовичок: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Теперь я тоже смогу со всеми в нашем лесу играть.

Музыкальный руководитель.  Да, у нас получился  целый  оркестр «Веселые ложкари».

Музыкальный руководитель: Ну, вот ребятки, теперь  вы знакомы   с русской ложкой, узнали,  откуда они появились, из чего их делают, и как на них можно играть. Вы были очень внимательными и старались.

Используемая литература:

1.Боброва, А.А. В мастерской у дедушки Василия [Текст]. /1.А.А. Боброва// Музыкальный руководитель. – 2014. - №4.

– С.25-31

2.Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада[Текст]. Н.Г. Кононова -М.: Просвещение, 1990. -108с.

3.Рытов, Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные

инструменты: Учеб.-метод. пособие/Д.А. Рытов, - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 382с.. нот. ил.4.

4.Федорова, Г.П. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста[Текст]. /Г.П. Федорова - СПб. : Детство-пресс, 2000. - 122 с., нот. ил.

5.Сайты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по лексической теме" Посуда".

конспект может быть использован как открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда....

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы "Зимние забавы"

Занятие подготовлено в видепрогулки, путешествия....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по теме " Весенняя полянка"

Конспект открытого логопедического занятия по теме: " Весенняя полянка"...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР по теме: "Головные уборы"

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР по теме: "Головные уборы"...

Методическая разработка конспект НОД для детей старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне."

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне" Поможет педагогам-воспитателям подготовить материал о ...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Зимние забавы»

Цели занятия:Коррекционно-образовательная:- учить детей называть  имена прилагательные.Коррекционно-развивающие:- учить составлять простые предложения- расширять и активизировать словарь по темеК...