Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Пономарёва Валентина Борисовна

Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 4» города Сосновоборска

Индивидуальный план по самообразованию на тему: 

«Сказка, как средство развитие  речи дошкольников»

Воспитатель:

Пономарёва  Валентина Борисовна

2023

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Сказка, как  средство развитие  речи дошкольников»

Актуальность:

На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказкаСказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно ставить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Дата  начала  работы  над  темой: сентябрь 2023 года.

 

Предполагаемая  дата  окончания  работы: май 2024 года.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки. 

Определить роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

Задачи:

  • Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки; учить воспитанников высказывать небольшие сказки; учить детей высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
  • Прививать детям любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
  • Развивать у детей память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности детей старшего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования:  индивидуальная,  групповая.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь-Ноябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.

Подбор и изучение литературы по теме; обогащение  РППС. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Чтение  русских народных сказок для детей старшей группы

«У страха глаза велики», «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр.
О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.

Использование опорных схем-мнемотаблиц «Сказки»

Дид.игры: «Определи сказку по отрывку», «Из какой сказки герой»,
«Продолжи сказку», «Придумаем вместе сказку: я начну, а ты продолжи», «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку»,
«Собери и расскажи сказку», «Назови сказку», «Что сначала, что потом», «Путаница».

Продуктивная деятельность: лепка «Заяц», рисование «Коровушка».

Закреплять умение детей слушать сказку,
пересказывать по опорным картинкам и без.

Развивать связную речь.

Совершенствовать  умения детей
поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Развивать речевое
творчество, воображение, фантазию.

Пальчиковые игры «Теремок», «Про курочку Рябу».

Планирование работы по теме самообразования.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи  дошкольников».

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.).

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.

Разработка конспектов и дидактических игр.

Консультация для родителей по теме

«Как знакомить детей со сказкой»

Консультация для родителей по теме

«Развитие речи детей через сказку».

Памятка для родителей: «Какие бывают сказки»

Декабрь-Февраль

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

ОД “В гостях у писателя С. Я. Маршака”
(«Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке и др.)

Чтение
и беседа с детьми по сказке П.Бажова «Серебряное копытце»

Сказки
А.С. Пушкина («Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)

Ш.Перро
«Золушка», Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Продуктивная
деятельность: аппликация «Платье для бала», рисование «Волшебница зима»,
«Снежна королева».

Развивать связную речь.

Совершенствовать
 умения детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Развивать речевое творчество, воображение, фантазию

Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Дождь прошел», «Кот петух и леса», «Зимовье».

Дидактическая игра «От сказки к сказки». Дидактическая игра «Кто за кем». Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки».

Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка.

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.

Изготовление дидактических игр.

Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».

Март-май

Различные виды театра: куклы БИ-БА-БО,
пальчиковый, плоскостной, на фланелиграфе, театр масок, настольный

Показ спектаклей по знакомым сказкам

Развитие фантазии, образного
мышления, воображения, связной интонационно выразительной речи через
театрализованную деятельность.

Создание  положительной атмосферы для
снятия эмоционального и телесного напряжения детей.

Беседа «Сказочные персонажи»

Литературная викторина «Путешествие в страну сказок»

Учить узнавать
сказки, героев по заданиям. Поощрять желание искать способы решения
проблемных ситуаций. Учить работать в коллективе, согласовывать свои действия
с действиями других. Развитие мышления и связной речи, творчества и
воображения. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать
участие в играх развивающего характера.

Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок».«Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям».

Пальчиковые игры «Репка», «Руковица», «Заюшкина избушка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление масок для героев сказок.

Создание альбома «Волшебный мир сказок».

Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок.

Организовать вечер сказок.

Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».

Привлечение
родителей в создании театра по мотивам сказок

Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Участие родителей в викторине

Выставка художественной литературы

Список  литературы

Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное
воспитание. – 1995. — №1.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста:
учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. обраоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010.

Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей
дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 2002.

Расскажи мне сказку/Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение»,
2003.

Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей //
Совершенные модели психологии речи и психолингвистики.- М.: Просвещение, 2010.

Михайлова А. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание. –
№6. – 1993. 

Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2017.   
Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ
и семье. М.: Тц Сфера, 2010.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.
– М.: Просвещение, 1982.
Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по
теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.
М.М.Алексеева, В. И.Яшина. — М.:Издательский центр «Академия», 2009.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Арушанова  А.Г. Речь и речевое общение детей. — М.: Мозаика —
Синтез, 2009.
Бойчук  И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с
русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты занятий,бесед. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.     
Гербова       В.В. Приобщение детей к художественной литературе. —
М.: Мозаика — Синтез, 2006.     
Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М, 1999.
Запорожец  А.В. Психология восприятия сказки ребенком
дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.:изд. «Педагогика», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....

План по самообразованию по теме: "Сказка как средство формирования развития речи"

План по самообразованию по теме: "Сказка как средство формирования развития речи"...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....

План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...

План по самообразованию по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфиль...

Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Методы и средства амплификации развития дошкольников"

Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.Задачи:1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.2. Обеспечение равных в...

План по самообразованию на тему: «Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет»

План по самообразованию на тему:«Сказка как средство развития речидетей 4-5 лет»...