Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута на 2021-2022 учебный год
консультация (подготовительная группа)

Тема инновационного педагогического проекта: «Развитие у детей с УО межполушарного взаимодействия с помощью нейроупражнений».

Цель: формирование умения детей выполнять нейроупражнения.

Задачи:

Способствовать оптимизации интеллектуальных процессов, активизации энергетического потенциала детей, снижению уровня агрессии и аутоагресии.

 Развивать коммуникативные навыки для успешной социализации детей в обществе.

Формировать мотивационную готовность родителей к объединению усилий по развитию межполушарного взаимодействия посредством нейроупражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Нейроупражнения для формирования межполушарного взаимодействия

у детей с УО».

Нейропсихологические упражнения помогают развить у детей с особыми образовательными потребностями память, речь, внимание, снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю, а значит даёт возможность детям социализироваться в обществе.

Существует несколько видов нейроупражнений:

- глазодвигательные упражнения;

- дыхательные упражнения;

- нейроупражнения на развитие слухового внимания;

- артикуляционные упражнения; -

двигательные упражнения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

- занятия проводятся по 10-15 минут;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

- педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.

В своей практике я применяю 3 блока нейроупражнений:

- Блок «Нейро-минутки» или «Гимнастика для мозга». Данные упражнения вводятся как игровой момент, как разминка перед занятием, во время продуктивной деятельности, как элемент утренней гимнастики, в режимных моментах. Для данных упражнений не нужны специальные условия, инвентарь, а по времени они длятся не более одной минуты. Мотивация очень простая - «А ты так можешь?»

- Блок упражнений, предназначенных для занятий с детьми дома. Эти упражнения можно выполнять и по дороге домой и в машине, путешествуя на самолете или в поезде, во время семейного отдыха.

- Блок упражнений комплексного характера. Упражнения проводятся систематически, постепенно усложняются и увеличиваются в объёме. Для проведения данные упражнений требуется тщательная подготовка.

Блок «Нейро-минутки» или «Гимнастика для мозга»

1. Упражнение, которое называется «Нейрофитнес».

- Нарисуйте круг в воздухе правой рукой, затем левой, а теперь двумя руками одновременно в разных направлениях, левой 4 круга, а правой 2;

- Сидя, медленно вдохнуть через рот до ощущения наполненности в легких. Выдох через рот со звуком "шшш...".

- Помашите мне правой рукой и стоя поприветствуйте меня на английском языке;

Сейчас вы выполнили упражнения, предназначенные для занятий с детьми дома их можно использовать для занятий с детьми разного возраста.

2. Упражнение «Ветерок». Глубокий вдох и сильный долгий выдох. Чувствуем, как мозг насыщается кислородом (3-4 секунды).

3. Упражнение на развитие силы воздушной струи «Дуем в трубочку», чей шарик быстрее докатится до ворот?

4. Упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

5. Упражнение «Ухо – нос». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

6. Упражнение «Змейка». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребёнок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

7. Упражнение «Колечко». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Блок упражнений, предназначенных для занятий с детьми дома.

Данные упражнения требуют минимального оборудования или не требуют вообще.

  1. Упражнение: «Зеркальное рисование». Понадобится лист бумаги, поделённый на 2 части, 2 маркера. Рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные волнистые линии и фигуры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  2. Упражнение «Когда это бывает?» Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Материал: тематический набор картинок (части суток).
  3.  Игра «Сутки», Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
  4. Упражнение «Карикатура», выбирается один ребёнок. Семья обсуждает, какие качества личности они ценят в этом ребёнке, а какие им не нравится. затем группе предлагается нарисовать ребёнка в шутливом виде. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».
  5. Упражнение «Кулачок», способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации. 
  6.         Упражнение «Зоркий глаз» - берём яркую игрушку, двигаем ею в различных направлениях – вверху, внизу, вправо, влево (горизонтальная восьмерка). Задача ребёнка - следить за игрушкой глазами не поворачивая головы. Упражнение помогает расширить объём зрительного восприятия, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. (2 мин)
  7. Упражнение: «Сомни листочек».  Одновременно двумя руками ребёнок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребёнок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение
  8.         Упражнение: «Кулак, ребро, ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше сидя за столом. Время завтрака отлично подойдет. Но можно при желании делать и на весу.
  9. «Совместные настольные игры» в ходе совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения, социализируются.

Блок упражнений комплексного характера

Нейроупражнения из блока комплексного характера требуют определенной подготовки и времени.

  1. Упражнение «Нейродорожки»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем одновременно двумя синхронно. Затем усложняются – выполняются одновременно двумя руками разные дорожки. Когда ребёнок научится выполнять упражнение можно добавить элемент артикуляционного упражнения – цоканье язычком, как лошадка и т. п.

  1. Упражнение «Цветные дорожки» выполняется по такому же принципу – ребёнку нужно пройти по дорожкам определённого цвета одновременно двумя руками. При этом можно предложить проговорить скороговорку или небольшое четверостишие.
  2.  Нейроупражнение «Дружные ладошки» - игра многофункциональная, она способствует снижению утомляемости ребёнка, улучшению произвольного контроля.

1-й вариант: Ребёнку предлагаем образец выкладывания ладошек сначала справа налево с обеих сторон одинаково. Затем выполняем упражнение одновременно двумя руками.

2-й вариант: далее усложняем: выкладываем симметрично от центра и выполняем.

3-й вариант: Обе стороны выкладываем по предложенному образцу и выполняем одновременно двумя руками.

4. Волшебный шар для взрослых название нейрошар. Детям мы предлагаем рисовать линии на шаре. Способствует снятию ограничений, формированию внутренней гармонии.

5. Упражнение «Пение звуков». Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки. Звук А - снимает напряжение, физическую и умственную усталость.

Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.

Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.

Такие упражнения дают детям новые возможности для коммуникаций, новый игровой инструмент для развития. Мы уверены, что, придя в школу, они с удовольствием будут делиться своими достижениями со сверстниками, спрашивая их: «А ты так можешь?»

Нейроупражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребёнка, вызывают положительные эмоции. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала, успешной социализации, укреплению и сохранению здоровья воспитанников.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Нейроупражнения для формирования межполушарного взаимодействия

у детей с УО».

Нейропсихологические упражнения помогают развить у детей с особыми образовательными потребностями память, речь, внимание, снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю, а значит даёт возможность детям социализироваться в обществе.

Существует несколько видов нейроупражнений:

- глазодвигательные упражнения;

- дыхательные упражнения;

- нейроупражнения на развитие слухового внимания;

- артикуляционные упражнения; -

двигательные упражнения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

- занятия проводятся по 10-15 минут;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

- педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.

В своей практике я применяю 3 блока нейроупражнений:

- Блок «Нейро-минутки» или «Гимнастика для мозга». Данные упражнения вводятся как игровой момент, как разминка перед занятием, во время продуктивной деятельности, как элемент утренней гимнастики, в режимных моментах. Для данных упражнений не нужны специальные условия, инвентарь, а по времени они длятся не более одной минуты. Мотивация очень простая - «А ты так можешь?»

- Блок упражнений, предназначенных для занятий с детьми дома. Эти упражнения можно выполнять и по дороге домой и в машине, путешествуя на самолете или в поезде, во время семейного отдыха.

- Блок упражнений комплексного характера. Упражнения проводятся систематически, постепенно усложняются и увеличиваются в объёме. Для проведения данные упражнений требуется тщательная подготовка.

Блок «Нейро-минутки» или «Гимнастика для мозга»

1. Упражнение, которое называется «Нейрофитнес».

- Нарисуйте круг в воздухе правой рукой, затем левой, а теперь двумя руками одновременно в разных направлениях, левой 4 круга, а правой 2;

- Сидя, медленно вдохнуть через рот до ощущения наполненности в легких. Выдох через рот со звуком "шшш...".

- Помашите мне правой рукой и стоя поприветствуйте меня на английском языке;

Сейчас вы выполнили упражнения, предназначенные для занятий с детьми дома их можно использовать для занятий с детьми разного возраста.

2. Упражнение «Ветерок». Глубокий вдох и сильный долгий выдох. Чувствуем, как мозг насыщается кислородом (3-4 секунды).

3. Упражнение на развитие силы воздушной струи «Дуем в трубочку», чей шарик быстрее докатится до ворот?

4. Упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

5. Упражнение «Ухо – нос». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

6. Упражнение «Змейка». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребёнок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

7. Упражнение «Колечко». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Блок упражнений, предназначенных для занятий с детьми дома.

Данные упражнения требуют минимального оборудования или не требуют вообще.

  1. Упражнение: «Зеркальное рисование». Понадобится лист бумаги, поделённый на 2 части, 2 маркера. Рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные волнистые линии и фигуры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  2. Упражнение «Когда это бывает?» Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Материал: тематический набор картинок (части суток).
  3.  Игра «Сутки», Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
  4. Упражнение «Карикатура», выбирается один ребёнок. Семья обсуждает, какие качества личности они ценят в этом ребёнке, а какие им не нравится. затем группе предлагается нарисовать ребёнка в шутливом виде. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».
  5. Упражнение «Кулачок», способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации. 
  6.         Упражнение «Зоркий глаз» - берём яркую игрушку, двигаем ею в различных направлениях – вверху, внизу, вправо, влево (горизонтальная восьмерка). Задача ребёнка - следить за игрушкой глазами не поворачивая головы. Упражнение помогает расширить объём зрительного восприятия, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. (2 мин)
  7. Упражнение: «Сомни листочек».  Одновременно двумя руками ребёнок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребёнок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение
  8.         Упражнение: «Кулак, ребро, ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше сидя за столом. Время завтрака отлично подойдет. Но можно при желании делать и на весу.
  9. «Совместные настольные игры» в ходе совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения, социализируются.

Блок упражнений комплексного характера

Нейроупражнения из блока комплексного характера требуют определенной подготовки и времени.

  1. Упражнение «Нейродорожки»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем одновременно двумя синхронно. Затем усложняются – выполняются одновременно двумя руками разные дорожки. Когда ребёнок научится выполнять упражнение можно добавить элемент артикуляционного упражнения – цоканье язычком, как лошадка и т. п.

  1. Упражнение «Цветные дорожки» выполняется по такому же принципу – ребёнку нужно пройти по дорожкам определённого цвета одновременно двумя руками. При этом можно предложить проговорить скороговорку или небольшое четверостишие.
  2.  Нейроупражнение «Дружные ладошки» - игра многофункциональная, она способствует снижению утомляемости ребёнка, улучшению произвольного контроля.

1-й вариант: Ребёнку предлагаем образец выкладывания ладошек сначала справа налево с обеих сторон одинаково. Затем выполняем упражнение одновременно двумя руками.

2-й вариант: далее усложняем: выкладываем симметрично от центра и выполняем.

3-й вариант: Обе стороны выкладываем по предложенному образцу и выполняем одновременно двумя руками.

4. Волшебный шар для взрослых название нейрошар. Детям мы предлагаем рисовать линии на шаре. Способствует снятию ограничений, формированию внутренней гармонии.

5. Упражнение «Пение звуков». Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки. Звук А - снимает напряжение, физическую и умственную усталость.

Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.

Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.

Такие упражнения дают детям новые возможности для коммуникаций, новый игровой инструмент для развития. Мы уверены, что, придя в школу, они с удовольствием будут делиться своими достижениями со сверстниками, спрашивая их: «А ты так можешь?»

Нейроупражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребёнка, вызывают положительные эмоции. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала, успешной социализации, укреплению и сохранению здоровья воспитанников.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации инновационного педагогического маршрута на 2021-2022 учебный год

План реализации инновационного педагогического маршрута на 2021-2022 учебный год.Тема инновационного педагогического проекта: «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышлени...

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута за 2016-2021 учебный год

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута за 2016-2021 учебный год...

Отчет по реализации инновационного педагогического маршрута за 2021-2022 г

Тема инновационного педагогического маршрута: «Рифмовка признаков объекта для развития описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».Цель: Формирование у детей умения испо...

Отчет по реализации инновационного педагогического маршрута за 2021-2022 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута: «Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».Цель: Формирование у ...

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута на 2022-2023 учебный год

Тема инновационного педагогического проекта: «Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ через развитие умения ориентироваться в знаковой системе современного мира» Цель: формирова...

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрут за 2019-2020 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве»Цель: формирование у детей навыков использо...

Отчет по реализации инновационного педагогического маршрута за 2021-2022 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута: «Развитие связной речи детей 6 – 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ-ОТСМ».    ...