Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.
консультация

Логачева Дарья Павловна

Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема нашей встречи: правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.

Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Развитие информационных технологий позволяет педагогу активно использовать самые современные средства для поддержания контакта с родителями. Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, и бесплатных мессенджеров. В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с педагогом, хотя и осознают данную необходимость как благо для развития своего ребенка. Это как раз и является одним из проблем взаимоотношения, в контексте педагогог-родитель.

Рассмотрим наиболее эффективные способы взаимодействия, позволяющие превратить родителей в Ваших союзников :

  1. Сайт МБДОУ
  2. Блоги и странички педагогов
  3. Электронная почта
  4. Группа в социальной сети
  5. Чат в мессенджерах

Преимущества виртуального общения с родителями

  1. Повышает активность и включенность родителей в образовательную деятельность ДОУ.
  2. Экономит время на информирование родителей.
  3. Позволяет быстро получать обратную связь.
  4. Обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает отложенные ответы (мессенджеры, группа в социальной сети).
  5. Дает возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.
  6. Создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей (чаты, блоги).
  7. Позволяет продемонстрировать текстовые, видео и фотоматериалы.
  8. Обеспечивает достаточный уровень приватности для личных обращений (мессенджеры).

Социальные сети.

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность педагога, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения детей. Чтобы создать такую группу,        проведите        опрос        среди родителей        и        выясните,

какой социальной сетью пользуется большинство из них.

Плюсы. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.

Минусы. Общение в социальной сети может свести к минимуму живое общение с родителями. Кроме того, если сразу не оговорить с родителями правила группы, она превратится в ленту бесполезных постов. К группе могут присоединиться посторонние пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться.

Создавайте закрытые группы, проверяйте запросы на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить.

Чаты в мессенджерах.

Мессенджеры — программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, Telegram). Их используют и педагоги, и родители.

Плюсы. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями и обеспечить приватность для решения личных обращений.

Минусы. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с детской одеждой.

Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами правильно.

Какие правила нужны в родительском чате.

Суть правил в том, чтобы общение было конструктивным, а информация полезной. В то же время их не должно быть слишком много. Много правил - люди их забывают или перестают исполнять. Вот минимальный и достаточный список правил, который поможет наладить коммуникацию между родителями в группе.

Хозяин чата, администратор, модераторы.

В большинстве мессенджеров создатель имеет больше прав, чем участники, по его оформлению и модерации.

  • Договоритесь на родительском собрании, кто именно создаст чат.
  • Определите, будут ли у него помощники-модераторы.
  • Обычно эти роли берут на себя руководители родительского комитета. Но иногда бывают люди, которые умеют модерировать чаты и именно так вносить свой вклад в общее дело. Если у них есть такой опыт по работе - это будет очень большая помощь.

Укажите в правилах чата, кто является модератором, чтобы участники прислушивались к нему.

Безопасность участников чата.

Обязательно пропишите в правилах вопросы распространения и пересылки сообщений. Например:

  • Из родительского чата нельзя пересылать информацию посторонним.
  • В родительский чат можно включать только членов семьи ребенка группы.
  • Новых участников в чат может включать только администратор и модератор.
  • Выложенными документами нельзя делиться с людьми, не включенными в чат, без разрешения администратора или модераторов.

Реклама и спам.

Имеет смысл запретить посторонние сообщения в чате. Но надо четко написать, что вы имеете в виду, иначе скромные люди могут побояться кинуть ссылку на интересную экскурсию, если она является платной.

  • Просим не пересылать поздравительные открытки и различные картинки в этот чат.
  • В этом чате запрещается реклама платных услуг, кроме мероприятий для группы, на которые вы готовы сопровождать всех детей сами или с педагогом.

Подумайте о том, что еще важно для участников, обсудите на родительском собрании и добавьте в правила. Нужно подчеркнуть, что чат существует для общения по темам, которые интересны и важны всем без исключения.

Ответственность за нарушения правил чата:

Необходимо прописать наказание за нарушения правил. Желательно использовать формулу “Администратор (модератор) имеет право...”

  • Администратор имеет право выносить предупреждение со ссылкой на правило, которое нарушил участник.
  • Администратор имеет право блокировать пользователя на день, если он продолжает нарушать правила после предупреждения. (Телеграм).
  • Администратор имеет право поставить на голосование исключение из чата или блокировку пользователя на срок более одного дня. Голосование можно делать в Телеграме прямо внутри чата.

В принципе, таких мер достаточно, чтобы люди держали себя в руках.

Рекомендации педагогам :        «Правила бесконфликтного общения с

родителями в мессенджерах и соц. сетях».

  1. «Пишите по теме». Всегда указывайте тему переписки. Четко и лаконично формулируйте мысль, прежде чем отправить сообщение. Когда обсуждаете важные вопросы в общих чатах, следите, чтобы сообщения участников не отклонялись от темы. Мягко, но настойчиво возвращайте участников к поставленным задачам. Это поможет оперативно решить рабочие вопросы и сэкономить время.
  2. Соблюдайте деловой стиль общения. Будьте вежливы и тактичны, не нарушайте этические нормы. Помните, что родители могут использовать переписку в суде, чтобы доказать факт оскорбления в свой адрес. Суд оценивает формат сообщения субъективно.

Поэтому оскорблением могут посчитать не только нецензурные выражения, но и ваше субъективное мнение о родителях или педагогах, даже если вы выразили его вежливо. На основании переписки в социальных сетях суд может наложить на учреждение так и на должностное лицо за публичное оскорбление штраф до 50 тыс. руб. (ст. 5.61 КоАП).

  1. Предотвращайте конфликты. Общайтесь одинаково уважительно со всеми. Держите нейтралитет: не вступайте в спор и не занимайте чью-либо сторону в общем чате. Сохраняйте дистанцию: не

допускайте неконструктивной критики и не переходите на «ты». Если назревает конфликт, призывайте участников беседы не смешивать личное и деловое общение. При необходимости приглашайте на личную беседу. Когда отвечаете, обращайтесь лично к автору сообщения, расставьте смысловые и эмоциональные акценты.

  1. Следите за оформлением. Соблюдайте правила орфографии и пунктуации. Не пишите предложения заглавными буквами. Предложения, которые состоят только из заглавных букв, читатели подсознательно воспримут как крик. Составляйте текст кратко и емко, чтобы его было удобно прочитать, например: «Уважаемые родители! Напоминаю вам, что родительское собрание состоится 25 сентября в 17:00 в музыкальном зале».

Избегайте слишком коротких и слишком длинных предложений.

  1. Определите время общения. Четко установите, сколько времени вы готовы потратить на общение в мессенджерах и в какой период дня. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения. Расставляйте приоритеты и следите за тем, чтобы соблюдать график. Установите правило для собеседников писать

сообщения не раньше 7 : 00 и не позже 21:00.

  1. Следите за тем, чтобы не опубликовать персональные данные. Договоритесь с педагогами и родителями, что личную информацию, например, фотографии, они будут размещать в общем чате только с разрешения тех, кто присутствует на фото или их законных представителей. Иначе есть риск нарушить закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
  2. Не принимайте важных решений в момент переписки. Помните: важные решения должны быть обдуманными и взвешенными, а не на эмоциях. Нередко такие важные решения лучше принимать по результатам устной беседы.

Претензии к педагогам со стороны родителей.

Причины конфликтов различны: несоответствие целей педагогов и родителей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др. Поводы для возникновения конфликтов со стороны родителей, часто встречающиеся в нашей практике:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка;
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.

И хотя этот список далеко неполный, по нему видно, что родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и к воспитателю в первую очередь.

Претензии к родителям со стороны педагогов.

Конечно, у воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям :

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут выразить свою позицию на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции.
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленных (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Решение конфликтов.

Можно ли свести конфликты к минимуму? Можно, если мы, педагоги, будем следовать следующим правилам :

  1. Информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. С этой целью проводим ознакомительное собрание для родителей вновь поступающих детей в ДОУ, рекомендуем посетить сайт детского сада для получения более подробной информации о ДОУ.
  2. Показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Объясняем, что все конфликты необходимо решать непосредственно в ДОУ, не прибегая к вышестоящим органам. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова: «В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей», «В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта». Если «прописать» эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут.
  3. Педагогам научиться доносить грамотно информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: «Ваш Петя сегодня хорошо рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане. Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь». Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку. Очень важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ» как ориентации на совместные цели в воспитании и развитии детей.
  4. Опытный, мудрый педагог просто «забывает» о конфликтах. Мы должны встречать родителей с улыбкой, доброжелательно и обязательно обращаться по имени-отчеству.
  5. Научитесь выжидать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать своё мнение -это позволит обдумать свою реакцию и снизить эмоциональное напряжение.
  6. Обязательно включайте конфликтных родителей в творческую деятельность (творчество открывает в людях лучшие стороны личности, а совместная деятельность сближает).
  7. Проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, воспитателю стоит изменить какие то моменты в своих отношениях к родителям или общении с детьми.
  8. Очень важно сохранять открытость к критике и готовность меняться. Педагог должен помнить: профессиональной задачей является умение «транслировать» этику общения родителям и научить их делать также.

Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены.

Педагогам и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять        их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций. Большинство родителей и педагогов понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща -это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов по информированию родителей посредствам группы в социальной сети «ВКонтакте».

Рекомендации для педагогов по информированию родителей посредствам группы в социальной сети "ВКонтакте"....

Памятка для педагогов "Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях".

quot;Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях"....

В помощь педагогу: приемы бесконфликтного общения с родителями и учениками

В статье отражены основные способы и приемы учителя при беседе в родителями и учениками в конфликтных ситуациях...

Методические рекомендации: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»

В методических рекомендациях рассматривается создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями (законными представителями)....

Свод правил общения педагога с родителями воспитанников посредством социальных сетей и мессенджеров.

Рекомендации по построению общения с родителями посредствам социальных сетей....