Проект "Радуга настроения" по развитию эмоционального мира дошкольника
проект

Ложкина Виктория Сергеевна

Проект "Радуга настроения" по развитию эмоционального мира дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raduga_nastroeniya.docx61.35 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Комитет по образованию администрации городского округа

 «Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87

«Утверждаю»      

                                                                       Заведующий МАДОУ ЦРР д/c № 87

                                                                                ___________  К.Е. Некрасова

                                                                            «___ » ___________   2023 г.

ПРОЕКТ

по развитию эмоционального мира дошкольников

«РАДУГА НАСТРОЕНИЯ»

                                                                                                        Автор проекта:      

Ложкина В.С., педагог-психолог.

Возраст детей: 3-6 лет.

Продолжительность: 01.09.2023 г. – 31.05.2026 г.

г. Калининград

2023 г.

Пояснительная записка


Радость пробежала по дорожке.

Радость распахнула все окошки.

Радуется клен, что он силен, -

Радугу на ветке держит он.

 (М. Карем)

          Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли людям, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия очень высока и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что у детей меняются нравственные ориентиры, что мы – взрослые – не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают личное отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

         Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет  отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми.  Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное  явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный  психически  здоровый  ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный  век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми,  а ребенок остается,  не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками.  В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов.  Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно  и систематично, начиная с дошкольного периода. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний.

         Эмоциональная отзывчивость  - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

          Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить  ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников  небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни,  задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Проект   "Радуга настроения"  направлен на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

сформировать физически и психически здорового ребенка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и характеризующегося достаточной самостоятельностью.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Познакомить с основными эмоциями. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснять, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
  • Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
  • Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (жестом, мимикой, пантомимикой).
  • Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  • Обучение приемам саморасслабления, снятие напряжения.
  • Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитие потенциальных возможностей.

Тип проекта: тематический, познавательный, творческий.

Срок проекта: долгосрочный

По составу участников: групповой.

Участники проекта: дети  группы «Муравьишки»,  педагог-психолог, воспитатели и  родители воспитанников.

По времени проведения: долгосрочный (01.09.2023г. – 31.05.2026г.)

Формы работы:

- Этюды

- Упражнения

- Игры с правилами

- Творческие игры

- Дидактические игры

- Беседы

- Мини-конкурсы

- Моделирование и анализ заданных ситуаций

- Свободное и тематическое рисование

- Творческая речевая деятельность

Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется вовремя:

  • чтения художественных произведений;
  • наблюдения;
  • показы этюдов (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр, игр с правилами:

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений педагогами;
  • обобщающих рассказов;
  • ответов на вопросы педагога детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала педагогом;
  • рассматривания наглядного материала.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (подвижные, малоподвижные и др.);
  • организовать вечера с родителями, для родителей;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап:

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр, создание развивающей среды;
  • разработка конспектов  занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды в группе «Муравьишки»;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Радуга настроения»; консультации для родителей : «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Как формировать у ребенка социальные эмоции», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»,  «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

  • реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • изучение уровня эмоционального развития детей;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.
  • Видео фильм о проделанной работе.

Предполагаемый результат:

  • Снятие психоэмоционального напряжения.
  • Освоение элементов техники выразительных движений.
  • Формирование способности «видеть» сверстника и позитивно воспринимать его, понимать его эмоциональное состояние.
  • Формирование умения согласовывать свои действия с действиями других детей.
  • Развитие чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
  • Развитие творческих способностей, речи и воображения
  • Повышение самооценки, снижение тревожности.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей данного возраста.

Тематическое планирование

2023-2024 гг.

Вторая младшая группа

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

«Радость»

Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

  • Прослушивание весёлой музыки.
  • Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца».
  • Рассматривание пиктограммы «радость» и иллюстраций.
  • Этюд «Ласка»
  • Упражнение «Тренируем эмоции».
  • Рисование  «Оживи кружочки».

Октябрь

«Радость»

Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.

  • Прослушивание пьесы

 П.И. Чайковского «Новая кукла».

  • Этюды: «Золотые капельки», «Новая кукла».
  • Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик».
  • Беседа о радости и рассматривание иллюстраций.
  • Рисование «Весёлое солнышко»

Ноябрь

«Грусть»

Познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.

  • Чтение  стихотворения А. Барто «Зайка». Разучивание стихотворения.
  • Рассматривание пиктограммы «Грусть» и иллюстраций.
  • Этюд «Остров плакс», «Ой-ой, живот болит».
  • Упражнение «Тренируем эмоции».
  • Рисунок «Оживи кружочки».
  • Обвести по контору и раскрасить грустного зайчика.

Декабрь

«Удивление»

Познакомить детей с эмоцией удивления; учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.

  • Чтение стихотворения А. Барто «Купание», «Погремушка».
  • Рассматривание пиктограммы «Удивление» и иллюстраций.
  • Упражнение «Тренируем эмоции».
  • Этюд « Удивление», «Круглые глаза».
  • Упражнение «Тренируем эмоции».
  • Рисунок «Оживи кружочки».
  • Рисование «Удивлённое яблочко».

Январь

«Страх»

Познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

  • Чтение сказки С. Михалкова
  •  «Три поросёнка». Беседа.
  • Рассматривание пиктограммы «Страх» и иллюстраций.
  • Игра «Медвежонок».
  • Упражнение «Тренируем эмоции».
  • Этюд «Лисёнок боится», «Потерялся».
  • Упражнение «У страха глаза велики».
  • Обрисовать по контуру испуганного поросёнка и раскрасить его.

Февраль

«Гнев»

Познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.

  • Чтение отрывка из сказки Л.Толстого «Три медведя».
  • Рассматривание пиктограммы «Гнев» и иллюстраций.
  • Игра «Выбиваем пыль».
  • Упражнение «Тренируем эмоции».
  • Рисунок «Оживи кружочки».
  • Этюд «Гневная гиена», «Хмурый орел».
  • Обвести по контуру и раскрасить лицо рассерженного малыша.

Март

«Интерес»

Познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

  • Чтение рассказа «Самый лучший подарок», «Первая книжка».
  • Рассматривание пиктограммы «Интерес» и иллюстраций.
  • Этюд «Что там происходит?», «Кузнечик».
  • Упражнение «Тренируем эмоции».
  • Пантомимика «Интерес»
  • Рисунок «Мне интересно».

Апрель

«Наши эмоции»

Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, грусти, удивления, страха, гнева, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.

  • Упражнение «Знакомство с гномами». Рассматривание иллюстраций.
  • Этюды «Разные настроения».
  • Игра «Солнышко и тучка».
  • Игра «Кубик настроения».
  • Игра «Домик настроений».
  • Игра «Нарисуй облако своего настроения».

Май

«Наши эмоции»

Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, грусти, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях; продолжить развивать эмпатию, воображение.

  • Упражнение «Знакомство с гномами». Рассматривание иллюстраций.
  • Игра «Собери и угадай эмоцию».
  • Игра «Какое у меня сегодня настроение?».
  • Упражнение «Выбери такое же настроение».
  • Игра «Зоопарк настроений».
  • Игра «Нарисуй облако своего настроения».

Заключи-тельное мероприятие

Выпуск газеты

Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.

Видео фильм.

Тематическое планирование

2024-2025 гг.

Средняя группа

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

«Радость»

Расширять представления детей об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

  • Чтение стихотворения Ю.Тувима «Про пана Трулялинского».
  • Беседа «Радость – это…».
  • Игра «Море волнуется».
  • Игра – ассоциация «На что похожа радость».
  • Этюды: «Ласка», «Золотые капельки».
  • Рисование «Я радуюсь».

Октябрь

«Радость»

Расширять представления детей об эмоции «радость»;

Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

  • Чтение стихотворения «Это правда или нет?» А. Александровой. Беседа по прочитанному, нахождение неточностей. Разучивание  стихотворения.
  • Беседа «Радость – это…»
  • Игра «Зеркало».
  • Этюды: «Цветок, «После дождя».
  • Игра «Что может поднять тебе настроение?».
  • Рисование «Настроение в цвете».

Ноябрь

«Грусть»

Расширять представления детей об эмоции «горе»; учить их понимать свои чувства и чувства других; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям преодолевать негативные настроения.

  • Чтение сказки «Волк и семеро козлят», произведения К. Чуковского «Федорино горе».
  • Когда я грустил (рассказы детей).
  • Игра «Море волнуется».
  • Игра – ассоциация «Грусть».
  • Этюд «Северный полюс».
  • Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
  • Рисование «Грустная Федора».

Декабрь

«Удивление»

Расширять представления детей об эмоции удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

  • Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  • Беседа «Удивление – это …».
  • Игра – ассоциация «Удивление».
  • Игра «Зеркало».
  • Этюд «Живая шляпа», «Круглые глаза».
  • Рисование «Удивлённый человек».

Январь

«Страх»

Расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

  • Чтение стихотворения

 И. Демьянова «Трусов Федя», «Закаляка».

  • Беседа «Страх – это…».
  • Игра «Расскажи свой страх».
  • Игра «Гуси-лебеди».
  • Этюд «Момент отчаяния».
  • Игра «Жмурки».
  • Пантомимика «Страх».
  • Рисование «Испуганный мальчик».

Февраль

«Гнев»

Расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения.

  • Чтение отрывка из произведения

К. Чуковского «Мойдодыр»,

 «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца».

  • Игра «Ругаемся овощами».
  • Игра «Море волнуется»
  • Игра – ассоциация «Злость».
  • Игра «Снежки».
  • Этюд «Гневная гиена».
  • Упражнение «Уходи, злость, уходи!».
  • Рисование сердитой, гневной

Бабы -Яги.

Март

«Интерес»

Расширять представления детей об эмоции «интерес»; учить их понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать эмоциональное состояние «интерес», используя различные выразительные средства.

  • Чтение стихотворения

 Е. Тараховской «Скворушка»,

 А. Барто «Фонарик».

  • Что меня интересует (рассказы детей).
  • Игра «Море волнуется».
  • Игра – ассоциация «Интерес».
  • Этюд «Лисичка подслушивает», «Раздумье».
  • Рисование иллюстрации к стихотворению.

Апрель

«Наши эмоции»

Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, удивления, страха,  интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления детей об эмоциях. 

  • Чтение рассказа «В лесу».
  •  Беседа о прочитанном с использованием пантомимики.
  • Игра «».
  • Игра «Собери эмоцию».
  • Упражнение «Слушаем музыку и угадываем настроение».
  • Игра «Азбука настроения»
  • Рисование «Цвет моего настроения».

Май

«Наши эмоции»

Продолжать знакомство детей с эмоциями, продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.

  • Рассматривание иллюстраций с различными эмоциями. Беседа.
  • Игра «Как живешь?»
  • Игра «Повтори фразу».
  • Игра «Театр настроений».
  • Игра «Домик настроений».
  • Оформление итоговых страниц проекта (рядом с высказыванием ребёнка можно разместить его фото с мимической окраской сказанного) «Радость – это…», «Удивление - это …», «Страх - это …», «Злость – это …», «Грусть – это …», «Интерес – это …».

Заключи-

тельное мероприятие

Выпуск газеты

Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.

Видео фильм.

Тематическое планирование

2025-2026 гг.

Старшая группа

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

«Радость»

Расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку;

  • Чтение стихотворения Г. Остера из цикла «Вредные советы».
  • Беседа «Относительность радости».
  • Игра «Эмоции».
  • Этюд «Встреча с другом».
  • Игра «Передай настроение».
  • Рисование картинки, отображающей настроение радости ребёнка.

Октябрь

«Радость»

Способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

  • Игра «Угадай настроение».
  • Игра «Импульс».
  • Игра «Как живешь?».
  • Игра «Комплименты».
  • Игра «Соседи».
  • Этюд «После дождя».
  • Рисование «нарисуй облако своего настроения».

Ноябрь

«Грусть»

Расширять представление детей об эмоции «горе»; способствовать открытому проявлению эмоций социально- приемлемыми способами; снимать негативные настроения.

  • Чтение стихотворения

И. Токмаковой  «Мне грустно», «Мне приснился грустный сон».

  • Игра «Театр настроений».
  • Беседа «Мне грустно когда …»
  • Игра «Маски».
  • Этюд «Золушка».
  • Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
  • Рисование иллюстрации к стихотворению.

Декабрь

«Удивление»

Расширять представление етей об эмоции удивления учить понимать свои чувства и чувства других людей; развивать эмпатию.

  • Чтение отрывков из сказки

А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», Д.Хармса стихотворение «Что это было?».

  • Беседа «Я удивляюсь когда…»
  • Игра  «Театр настроений».
  • Этюд «Круглые глаза».
  • Игра  «Чудеса».
  • Рисование удивлённой мамы и того, чему она удивляется.

Январь

«Страх»

Расширять представление детей об эмоции «страх»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими); способствовать снятию тревожных состояний, страхов.

  • Чтение стихотворения  Г. Семенова «Кто там страшный сидит в темноте?», «Счастливая ошибка».
  • Беседа «Страх – это…».
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игра «Маски».
  • Игра «Рыбаки и рыбки».
  • Этюд «Что в углу».
  • Игра «Книга страхов».
  • Рисование иллюстрации к стихотворению.

Февраль

«Гнев»

Расширять представление детей об эмоции «гнев»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности; учить детей анализировать свою агрессивность и устранять её через игру и позитивное поведение

  • Чтение отрывка из произведения
  •  К. Чуковского «Краденое солнце», «Я не знаю, что со мной…»
  • Беседа «Я злюсь когда - …».
  • Игра «Порви круг».
  • Этюд «Хмурый орёл».
  • Игра «Маски».
  • Игра «Руки знакомятся».
  • Определение характера персонажей из мультипликационных фильмов.
  • Рисование любого злого героя.

Март

«Интерес»

Расширять представление детей об эмоции «интерес»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

  • Чтение стихотворения

А. Барто «Снегирь», И. Молчанов-Сибирский «Живой уголок».

  • Игра «Театр настроений».
  • Этюд «Любопытный».
  • Игра «Маски».
  • Изготовление ромашки «Мне интересно».
  • Рисование «Мимика в рисунках»

Апрель

«Наши эмоции»

Закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других.

  • Игра «Что и когда я чувствую?».
  • Игра «Знаю все эмоции».
  • Игра «Встреча эмоций».
  • Игра «Передай настроение».
  • Игра «Зеркало»
  • Игра «Домик настроений»
  • Рисование «Мимика в рисунках»

Май

«Наши эмоции»

Закреплять полученные знания об основных эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений.

  • Игра «На что похоже настроение?»
  • Игра «Угадай эмоцию».
  • Игра «Походка и настроение».
  • Игра «Полярные эмоции».
  • Игра «Тренируем эмоции».
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Волшебный цветок».
  • Рисование «Мимика в рисунках»

Заключи-

тельное мероприятие

Выпуск газеты

Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.

Видео фильм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в  наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

      Список литературы

  1. Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
  2. Клюева В.Н., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2010.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
  5. Шипицына Л.И., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
  6. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: «Валерии СПД; 2002.
  7. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.

Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...

программа занятий по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников

Основная цель программы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт....

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье предложены игры на развитие эмоциональной сферы, на релаксацию для дошкольников....

«Особенности развития эмоционального мира дошкольников»

                        Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, уп...

Презентация "Обобщение опыта работы: развитие эмоционального мира дошкольников"

Данная презентация является обобщением опыта работы педагога-психолга по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....