Проект "Создание развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
проект (старшая группа)

Асигритова Дарья Анатольевна

Введение

Перечень центров в старшей группе

Подробное описание уголков в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Создание развивающей

предметно-пространственной

среды в соответствии с ФГОС

дошкольного образования»

Старшая  группа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….…………….3

Перечень центров в старшей группе…………….……………………………5

Подробное описание уголков в соответствии с ФГОС возрастными особенностями детей…………………………………………………………….6

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды………………………………………………………..11

Введение

Актуальность:

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДОУ были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Цель: 

Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями и требованиями образовательной программы  «Развитие» Л.А.Венгера.  Привлечение родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Задачи:

  • Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы Л.А. Венгера «Развитие»;     

   

  • Организовать развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов;
  • Создать условия для физического развития, творческого самовыражения, проявления познавательной активности детей, благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки;
  • Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
  • Разработать рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

Вид проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: воспитатели МАДОУ, родители

Продолжительность проекта: долгосрочный

Обеспечение проекта:

 - материально-техническое

 - учебно-методическое

 - информационное

Перечень центров в старшей группе:

  1.        Центр природы
  2.        Центр экспериментирования и экологии
  3.        Центр изобразительной деятельности
  4.        Центр книги и  развития речи
  5.        Центр сюжетно-ролевых игр
  6.        Строительный центр
  7.        Музыкальный центр
  8.        Центр  театральной деятельности                                          
  9.        Центр развивающих игр    
  10.        Центр по правилам дорожного движения
  11.        Центр патриотический и краеведения
  12.        Центр двигательной активности

Подробное описание центров в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей

Центр природы

Материалы и оборудование:

- комнатные растения в доступе для детей, чтобы ребёнок мог ухаживать за ними;

- предметы по уходу за комнатными растениями (противень для    

установки растений, лейка, салфетки по уходу за листиками, весь необходимый инвентарь по уходу за растениями комнатными);

- модель трудового процесса «Способы ухода за комнатными растениями» ;

       - календарь погоды на весь год (где дети самостоятельно всё  

         выделяют и отмечают с помощью карточек);

- глобус;

- развивающие игры: «Целый год», «О времени года», «Почемучка» по данной тематике, «Животные и их детёныши», «Весёлый зоопарк»;

- лото «Мир насекомых», «Мир животных»

Центр экологии и экспериментирования

Материалы и оборудование:

- приборы - помощники: лупа, микроскоп

- пробирки

- природный материал: коллекция песка, шунгита, белой и голубой глины, торфа и земли;

- песочные часы

- прозрачные стекла

- пинцеты

- картотека «Опыты с водой»;

- салфетки

- баночки с пробками

       - утилизированный материал

Центр изобразительной деятельности

Материалы и оборудование:

- трафареты, раскраски

                  - карандаши цветные и простые, фломастеры

- бумага: белая, цветная, тонированная

- ножницы

- свободная стена для детских работ

Центр книги и развития речи

Материалы и оборудование:

- открытая витрина для книг 

- книги, рекомендованные программой

- целый ряд разнообразных энциклопедий

- различные произведения народов других стран

- аудиозаписи разных сказок

- сезонная литература

- коллекция разнообразных сюжетных и предметных картинок

- букварь в картинках

- наборы картин для установления родовидовых отношений

- серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий

Центр сюжетно-ролевых игр

Материалы и оборудование:

- набор для сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская»

- необходимые предметы для сюжетно-ролевой игрой «Семья»

-  необходимые предметы для сюжетно-ролевой игрой «Школа»

-  набор для сюжетно-ролевой игрой «Гараж»

-  набор для сюжетно-ролевой игрой «Больница»

-  набор для сюжетно-ролевой игрой «Строители»

- необходимые предметы для  сюжетно-ролевой игрой «Магазин»

- коляски для кукол, сумка-переноска для кукол

- кухонный гарнитур (плита, мойка, стиральная машина и т.д.)

- гладильная доска с утюгами

- диван, дамский столик

- телефон

- игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний)

- куклы в одежде  (среднего и маленького размера)

- комплект постельных принадлежностей для кукол

- набор овощей и фруктов (объемные муляжи)

- сумка

- кукольная кровать, горшок

- корзинки, рюкзаки

- контейнеры для сюжетно-ролевых игр

Строительный центр

Материалы и оборудование:

- настольный строительный набор

- конструкторы с разными способами крепления

- строительные инструменты (пила, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров)

- напольный строительный материал (пластмассовый)

-наборы разных мелких деревяных игрушек (зверушки, куклы, елочки, грибки, машины и т.д. различной величины)

- тематические строительные наборы (для мелких персонажей),  город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж

- небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников).

-  «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный

- машины легковые и грузовые

- спецтехника

Музыкальный центр

Материалы и оборудование:

- музыкальные инструменты: игрушечные пианино, бубны, гитары, маракасы микрофоны

- демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»

- магнитофон

- домино «Музыка»

- развивающие игры по данной тематике

- звуки леса, природы

- аудиодиски с записью детских песенок

- памятка основных музыкальных инструментов

Центр развивающих игр

Материалы и оборудование:

- лото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир», «Мы играем в магазин» и множество других

- дидактические  игры: «Сколько не хватает», «Играем с буквами», «Живые буквы», «Собери» и т.д.

- развивающие игры: «Падающая башня», «Прыгающие мячики», «Крутящийся пазл», «Тренажёр» идр.

- разнообразные пазлы (крупные, средние, мелкие)

- домино «Я считаю», «Цифры», «Игрушки», «Овощи, фрукты»

- мозаика обыкновенная (4 вида)

- рабочие тетради по математике

- рабочие тетради по грамоте

- общая тетрадь по всем предметам по программе

- пеналы

-разнообразный дидактический материал  (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с программой

Театральный центр

Материалы и оборудование:

- шкаф для выставки различных видов театров  сказочных героев

- пальчиковый театр

- театр  магнитный

- настольный театр  по сказкам  (деревянный)

- игрушки для настольного театра (кроватки, коврики, стульчики, посуда, ширма, шкафчики

- театр масок (маски р.н.сказок)

Центр ПДД

Материалы и оборудование:

                  - пособия и игры по обучению детей ПДД

- дидактическая игра: «Дорожные знаки»

- лото «Дорожные знаки»

- картотека игр «ПДД»

- ребусы по ПДД

-  настольный перекресток (набор маленьких дорожных знаков, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей)

- сказки, частушки и произведения о ПДД

-  детская художественная литература по тематике дорожного движения

- основные знаки ПДД (крупного формата)

- памятка «Как вести себя при опасности» и др.

- дорожные знаки  (большого размера)

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, полицейская форма,  дородные знаки, модель светофора)

- плакат «Правила дорожного движения»

Центр краеведения

Материалы и оборудование:

- флаги, гербы и другая символика Кемерово, России

-  изображение президента

- информация по данной тематике: газета «Наш дом – КУЗБАСС, журнал «Кемеровчане 65-летию Кемеровской области», папки «Кемерово», «Что такое государственная символика», «Моя родина – Россия»;

- символика : русская матрёшка

Центр двигательной активности

Материалы и оборудование:

- мячи для метания, резиновые мячи

- обручи среднего диаметра

-  бубен

- кегли

- дорожки для профилактики плоскостопия

       -  кольцеброс напольный

Каждый центр в групповом помещении выделен и помечен.

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды:

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.                                                              

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Предметно-развивающая среда ДОУ – комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в ДОУ,  должна служить интересам и потребностям реб...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа

Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...

Проект "Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

В этом проекте говорится о том, на какие зоны и уголки разделена группа в соответствии с ФГОС....

Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Разработка модели развивающей предметно-пространствнееой среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствования близким по требов...