Авторские разработки музыкально-дидактических игр
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Клименко Тамара Николаевна

Материал содержит описание авторских разработок музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма и навыка ансамблевого музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_muzykalno-didakticheskih_igr.docx25.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 13»

Музыкально-дидактические игры

на развитие музыкально-ритмических способностей

Выполнил:

Музыкальный руководитель

МБДОУ № 13

Клименко Тамара Николаевна

г. Миасс

2023

Описание музыкально-дидактической игры

«Мы дружим с ритмом».

Актуальность:

Актуальность игры обусловлена важностью развития музыкально-ритмических способностей и активизации интереса детей к процессу обучения.

Цель:  Развивать чувство ритма и музыкальную память.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развитие ритмического слуха, способности воспринимать музыку и умения передавать голосом и жестами основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, метро – ритм).
  2. Развитие связной речи, внимания, воли, памяти, ассоциативного мышления.
  3. Развитие навыка совместной деятельности и ансамблевого музицирования.
  4. Активизация интереса к музыкальной игровой деятельности.

Коррекционно-оздоровительные:

  1. Эмоциональное раскрепощение детей.
  2. Развитие зрительно-моторной координации.
  3. Развитие артикуляции, моторики, речи.
  4. Формирование навыка саморегуляции и самоконтроля.

Обучающие:

  1. Формирование умения различать и сочетать звуки различной длительности.
  2. Формирование умения выделять и чередовать сильные и слабые доли.
  3. Формирование навыка точного воспроизведения ритмического рисунка.
  4. Формирование навыка ритмичного декламирования текста под музыку и сопровождения его ударами деревянных палочек, шумовыми, звуковысотными инструментами и звучащими жестами.
  5. Закрепление знаний о музыкальной паузе.

Воспитывающие:

  1. Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
  2. Формирование эстетического вкуса.
  3. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.

Целевой возраст детей: 5-7 лет.

Вид: настольная.

Оборудование: магнитная доска.

Дидактический материал.

Карточки с изображением одного звука определенной длительности, которые позволяют самостоятельно выкладывать ритмическую формулу прослушанной мелодии.

Также такие карточки активизируют детей к творчеству, позволяя моделировать, придумывая собственные ритмические формулы.

Состав пособия:

  1. карточки с изображением красных цветочков.
  2. карточки с изображением колокольчиков.
  3. карточки с изображением тучек.

Ход игры:

  1. Прослушивание произведения.
  2. Рассматривание ритмических карточек.
  3. Выкладывание карточками ритмического рисунка произведения.
  4. Воспроизведение ритмической формулы произведения ритмослогами.
  5. Воспроизведение ритма произведения ритмослогами в сопровождении звучащими жестами или музыкальными и шумовыми инструментами.

Практическая значимость.

Благодаря играм с  ритмослогами:

  • ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее.
  • быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм.
  • реализуется доступность информации за счет параллельного представления её в слуховой и визуальной форме.
  • у детей возникает желание двигаться, импровизировать и повышается настроение.

Всё это позволяет привлечь внимание детей и стимулировать эмоциональное восприятие информации, соответственно сформировать чувство успешности, положительный настрой на обучение.

Описание музыкально-дидактической игры «В нашем оркестре».

Состав пособия.

Пособие включает  карточки с  изображением музыкальных и шумовых инструментов. Размер карточек соответствует звуку определенной длительности для выкладывания ритмической формулы: маленькие карточки – короткие звуки, большие – длинные звуки.

 

Целевой возраст детей: 5-7 лет.

Вид: настольная.

Оборудование: магнитная доска.

Цель:

  1. Развитие навыка совместной деятельности и ансамблевого музицирования.
  2. Активизация интереса к творчеству, самовыражению на музыкальных и шумовых инструментах.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развитие ритмического слуха.
  2. Развитие внимания, воли, памяти, ассоциативного мышления.
  3. Активизация интереса к самостоятельной игре на различных музыкальных инструментах.

Обучающие:

  1. Закрепление знаний детей об инструментах (название, внешний вид, звучание).
  2. Развитие навыка точной передачи ритмического рисунка.
  3. Формирование умения одновременно начинать и заканчивать игру.
  4. Закрепить умение исполнять музыкальное произведение от начала до конца в едином темпе.
  5. Формирование умения своевременно вступать и заканчивать свою партию.
  6. Формирование навыка игры на различных музыкальных инструментах.

Коррекционно-оздоровительные:

  1. Эмоциональное раскрепощение детей.
  2. Развитие зрительно-моторной координации.
  3. Развитие артикуляции, моторики, речи.
  4. Формирование навыка саморегуляции и самоконтроля.

Предварительная работа: педагог показывает детям карточки с изображением инструментов и рассказывает о них.

Варианты хода игры:

  1. Отгадывание инструмента:
  • после исполнения педагогом за ширмой мелодии на каком-либо инструменте.
  • с использованием пособия «Музыкальный домик». Дети отгадывают инструмент по музыкальным отрывкам, поднимают карточки с изображением звучащего инструмента. Для проверки ответа педагог открывает окно домика, в котором «живёт» названный инструмент.
  1. Выбор детьми инструмента и начало своей партии в оркестре в соответствии с изображением на карточке, показываемой педагогом.
  2. Выкладывание ритмической формулы прослушанной мелодии с помощью карточек с изображением звучащих инструментов.
  3. Воспроизведение детьми ритма в соответствии с ритмической формулой по карточкам.
  4. Поисковая деятельность:
  • Составление детьми рассказа про инструмент, изображённый на карточке.
  • Моделирование ритмических формул и последовательности вступления музыкальных инструментов.

      

Практическая значимость.

  1. Повышение эффективности запоминания, разучивания материала и слаженности игры в оркестре за счёт представления информации в визуальной форме.
  2. Развитие артикуляционного аппарата, зрительно-моторной координации, психической и эмоциональной сферы.
  3. Активизация интереса к игре в оркестре и к творчеству в моделировании ритма.

Игра на музыкальных инструментах всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка музыкально-дидактической игры «Шишечка »

Музыкально-дидактическя игра на развитие мелкой моторики рук и музыкального слуха у детей 3-4 лет....

Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Три кита"

Многие дети с трудом запоминают новые музыкальные термины. Эта игра через рифмованный текст помогает детям легко запомнить основные музыкальные жанры: песня, танец, марш.        ...

Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Модель песни"

Освоить песенную структуру в 5-6 лет детям бывает сложно. Для того, чтобы им помочь придумана эта игра. Песенная структура перед  детьми предстаёт в виде одушевлённых  персонажей: Запева, Пр...

Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Мы по кругу побежали"

Дети любят играть под музыку. В этой игре можно с детьми 3-4-х лет закрепить двухчастный характер музыки и знание шумовых музыкальных инструментов. С детьми среднего возраста - закрепить форму и цвет....

Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Веселые лошадки"

Авторская разработка музыкально-дидактической игры...

Авторская методическая разработка музыкально-дидактической игры «Волшебный штурвал» (для детей среднего, старшего возраста).

В эту игру мы можем играть на занятиях, на вечерах досуга, на праздниках.Перед тем как мы начинаем играть, я провожу небольшую беседу, где стараюсь развивать у детей познавательные способности: вниман...

Авторская разработка музыкально-дидактическое пособие "Друзья"

Буклет, текст  сказки, картинки  для  альбома...