Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"
методическая разработка

"Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley_1.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         СОШ «ЛИДЕР»

Мастер-класс для воспитателей

«Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников»

                                Подготовила и провела воспитатель 1 кв.категории Скидан С.Е.

20.10.2022г

Мастер-класс на тему «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников»

Цель:

создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов- участников мастер- класса в процессе педагогического общения освоить опыт работы по экспериментированию.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность. 

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. 

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса. 

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер- класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие

Вид деятельности: мастер-класс.

Участники мастер-класса: коллеги ДОУ.

 Организационный момент.

 Добрый день, уважаемые коллеги!

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

 Вашему вниманию представляется мастер-класс на тему «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников» 

 Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем.

Решение данной проблемы неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников, который в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется как главный механизм развития ребенка.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности

 Современные исследователи выделяют метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста как эффективное средство развития познавательной активности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей посредством экспериментирования на сегодняшний день является актуальной

Что же такое «экспериментирование»?

 Экспериментирование – это метод обучение, с помощью которого педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Это истинно детская деятельность, которая является ведущей , наряду с игровой, на протяжении всего дошкольного детства.

Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Практическая часть мастер-класса

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие в сказку, которое даст вам возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов начинается. А путешествовать мы будем не одни , а с героиней сказки. Но кто она, вы узнаете, отгадав загадку:

-Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу … (Золушка.)

— Правильно, это Золушка из сказки Шарль Перро.

— В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?

— Вы согласны со мной?

Задание первое: «Оживить засохшие цветы».

— У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша нужно закрутить лепестки к центру цветка. Что бы было быстрее, я вам это уже сделала.

А теперь аккуратно поместите разноцветные цветы на поверхность воды, налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.

- Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?

Какой мы можем сделать вывод?

Участники: Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.

- Правильно, бумажные цветы от воды намокли и стали распускаться.

С первым заданием мы помогли Золушке.

Задание второе:

— Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушке нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Как же быть Золушке? Я думаю, мы поможем Золушке?

— У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое.

Как это можно выяснить, что нужно сделать?

— Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?

Участники: В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Задание третье.

— Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?

—Даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.

Задание четвертое.

— Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

— Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку.

— Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

С нашей помощью, Золушка выполнила все задания мачехи и, когда злая мачеха приехала с бала, она увидела, что Золушка отдыхает.

— А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

— Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Заключение

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Рефлексия

Сейчас я предлагаю с помощью кружочков разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к  познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....

мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении ...

Мастер- класс с педагогами «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов по средствам экспериментальной деятельности....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...